Украина обладает одними из самых крупных в мире залежей лития, необходимого для производства аккумуляторных батарей в электромобилях. Имеются в отечественных недрах и другие полезные ископаемые, применяемые в изготовлении таких аккумуляторов.
“Апостроф” выяснил, достаточно ли этих запасов для промышленного использования, и “грозит” ли стране “электрокарный” бум, как об этом заявляют некоторые украинские бизнесмены.
Продажи электромобилей в Украине бьют рекорды – в январе-октябре 2018 года по сравнению с предыдущим годом они выросли на 89% – до 4214 единиц. Это при том, что в 2017 году Украина вошла в “десятку” (9-е место) глобального рейтинга стран с самым быстрым развитием рынка электрокаров – рост в сравнении с 2016 годом составил 2,3 раза.
Как и в сегменте традиционных авто, львиная доля электромобилей приходится на подержанные машины (85%). Разумеется, все эти автомобили – импортные, ведь в самой Украине производства электрокаров нет.
Впрочем, это не совсем так. Украинская корпорация “Богдан”, которую связывают с президентом Петром Порошенко и заместителем секретаря СНБО Олегом Гладковским, выпускает “полностью электрический” автобус “А70100”. Правда, он почему-то используется в Польше, а не у себя на родине.
Однако в компании “Богдан” заявляют: готовы работать и в интересах Украины – в рамках правительственной стратегии, согласно которой до 2030 года общественный транспорт в стране должен стать электрическим на все 100%.
Электромобильные недра
Откуда такой оптимизм, граничащий с фантастикой? Поводом для него, по мнению “богдановцев”, являются значительные запасы полезных ископаемых, необходимых для производства аккумуляторных батарей – основного элемента электромобилей. В нашей стране есть свой, пусть и не блестящий, но автопром, и “Апостроф” ранее достаточно подробно описывал варианты налаживания в том или ином виде отечественного производства электрокаров, уделив особое внимание техническим, финансовым и фискальным аспектам.
В данном же случае стоит обратить внимание на то, что в Украине (точнее, в ее недрах) действительно присутствуют все элементы таблицы Менделеева, которые используются для производства аккумуляторных батарей. Прежде всего, это – медь, никель, кобальт, литий, а также графит.
Министр инфраструктуры Владимир Омелян на своей странице в Facebook недавно написал, что Украина может помочь Европе в создании аккумуляторов для электрокаров. Чиновник, цитируя сюжет американской телекомпании CNN, отметил, что, по состоянию на сегодня, “Европа проиграла битву за электрокары и отчаянно пытается догнать ушедший поезд”. “Более того, Европа проспала момент, когда все месторождения лития и кобальта оказались не в европейских руках, и теперь ЕС полностью зависим от поставщиков литиевых батарей”, – написал он.
Европа, как известно, является одним из лидеров электромобильного движения в мире, и уже ряд стран ЕС обнародовали свои программы по полному отказу в перспективе от машин с двигателем внутреннего сгорания и переходу на электрический транспорт. По словам Владимира Омеляна, Украина с ее “самыми богатыми месторождениями лития и кобальта в Европе может стать мировым центром производства батарей и электрокаров”.
(Бес)полезные ископаемые
Впрочем, на сегодняшний день картина вырисовывается не столь радужная. Как сообщили в Государственной службе геологии и недр Украины (Госгеонедр) в ответ на официальный запрос “Апострофа”, “практически вся внутренняя потребность в меди, литии, кобальте и никеле обеспечивается на сегодня за счет импорта”.
В Госгеонедр, в частности, отметили, что, “Украина не имеет промышленных запасов медных руд, несмотря на общие достаточно значительные перспективные и прогнозные ресурсы”.
Что касается никеля и кобальта, то их месторождения на территории Украины были разведаны еще в 50-е годы прошлого столетия. В ведомстве рассказали, что на базе месторождений Побужской группы еще в 1972 году начал работать Побужский никелевый завод по производству ферроникеля. В 1991-1996 годах предприятие существенно сократило добычу руды, а в 1997-2000 годах вообще не работало. Впоследствии завод возобновил работу, его продукция поставлялась, как на внутренний рынок, так и на экспорт. “Но в связи с неудовлетворительными горнохимическими условиями и низким качеством руды практически вся внутренняя потребность в никеле и кобальте в последние годы обеспечивается за счет импорта”, – говорится в ответе Госгеонедр на запрос издания.
Украинские ученые-геологи в целом согласны с данными и оценками ведомства.
Директор Института геологии Киевского национального университета (КНУ), доктор геологических наук, профессор Владимир Михайлов рассказал “Апострофу”, что залежи никеля и кобальта в Украине сосредоточены в пределах 10-ти месторождений в центральной части Украины, в первую очередь, в исторической области Побужье. По его словам, “силикатные руды этих месторождений имеют низкое качество (содержание никеля 0,38-1,24%) и могут быть пригодными лишь для выплавки ферроникеля”.
По словам доктора геолого-минералогических наук, профессора КНУ Василия Загнитко, достаточно неплохим было Капитановское месторождение никеля и кобальта, но оно на сегодня исчерпано. “Есть и другие месторождения, но это – так называемые коренные руды, которые сложно обогащать, к тому же они находятся на больших глубинах. Поэтому нужно применять шахтный способ, а это – дорого”, – отметил ученый.
По меди также нет особых разногласий. “Разведанных месторождений меди в Украине нет, но есть ряд перспективных проявлений на Волыни (Жиричи, Рафаловское и другие), на Донбассе, в Карпатах. Самым интересным является самородно-медное проявление Жиричи, прогнозные ресурсы которого достигают 1,5 млн. т меди”, – сказал Владимир Михайлов. По его словам, некоторое время назад им интересовались польские инвесторы, “но инвестиционное соглашение так и не было подписано”.
Как отметил Василий Загнитко, самородную медь довольно легко добывать, но эти залежи все равно пока не разрабатываются, “потому что необходимо вливание средств, а с этим – проблемы”.
Таким образом, Украина в основном импортирует медь, при этом, как сказал Владимир Михайлов, до 150 тыс. т в год меди обеспечивается за счет металлолома.
По идее, лучше обстоят дела с литием. Его запасы в Украине действительно самые крупные в Европе.
“Перспективы создания собственной минерально-сырьевой базы лития в Украине и превращение страны из импортера в экспортера литиевой продукции достаточно высоки. Связаны они с реальной возможностью освоения уже известных месторождений. Освоение других полей редкометалльных пегматитов может привести к обнаружению новых перспективных объектов”, – рассказали “Апострофу” в Госгеонедрах.
Однако ученые не так оптимистичны.
По словам Василия Загнитко, у украинских месторождений лития “достаточно сложная минералогия – с технологической точки зрения там очень сложно извлекать литий”.
Впрочем, попытки добывать литий в Украине были, но они не увенчались успехом. Как рассказал Владимир Михайлов, для этого была создана компания “Укрлитийдобыча”. “Но пробуренные 6 из запланированных 10-ти скважин не показали рудных концентраций, поэтому работы замедлились”, – отметил он, добавив, что отечественным литиевым рудам, которые являются сложно обогащаемыми, тяжело конкурировать с гидроминеральными рудами Южной Америки.
Луч надежды
Но не все так плохо – по крайней мере, небезнадежно.
Василий Загнитко полагает, что, несмотря на то, что в обозримом будущем добыча лития в Украине вряд ли осуществима, в будущем, благодаря развитию технологий, из это может что-то получиться. “Что касается лития, то это – очень отдаленная перспектива”,- заявил он.
По меди перспектив больше, считает ученый. По его словам, в Украине “вполне реально” наладить добычу этого металла. Также, по его мнению, “есть некоторые шансы” на то, чтобы начать добычу никеля.
Кроме того, в Украине разрабатывается месторождение графита – элемента, который также используется в батареях для электрокаров, например, в машинах Tesla. “В Украине расположено уникальное месторождение графита, одно из крупнейших в мире, с рудами высокого качества – Завальевское в Побужье (Кировоградская и Одесская области – “Апостроф”), которое долгое время было основной базой графитовой промышленности Советского Союза благодаря уникального качества руд”, – рассказал Владимир Михайлов.
Однако и здесь, увы, не совсем “перемога”, – дело в том, что сейчас это месторождение “разрабатывается в небольших объемах”, отмечает геолог.
Таким образом, надежды на то, что Украина сможет стать эдаким “эльдорадо” для производства электромобилей, пока вряд ли осуществимы. Однако хочется надеяться, что ключевое слово здесь – “пока”, и благодаря развитию технологий и приходу инвестиций украинские недра будут грамотным образом разведаны, разработаны (и, желательно, не разворованы), что позволит, прежде всего, отечественному автопрому наладить производство электрических автомашин, будь то личные “легковушки” или автобусы на маршрутах коммунального транспорта. А украинцы, как показывает статистика, к использованию электрокаров уже готовы. (Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)