Варшава сделала наиболее реальный в своей истории шаг к сокращению зависимости от российского газа. Операторы газотранспортных систем Польши и Дании приняли инвестиционное решение по строительству газопровода из Норвегии, по которому поляки смогут получать около 8 млрд. куб. м газа в год к концу 2022 г.
По оценкам аналитиков, строительство газопровода приведет к снижению продаж “Газпрома” в Польше и, вероятно, в Прибалтике. Часть объемов российская монополия сможет перенаправить на немецкий рынок.
Польский газотранспортный оператор Gaz System и датский оператор Energinet приняли инвестиционное решение о строительстве газопровода Baltic Pipe, сообщили компании 30 ноября. Этот газопровод должен пройти от норвежского сектора Северного моря (стартовая точка – подводное соединение с газопроводом Europipe II) в восточном направлении до Дании, а затем пересечь ее и через Балтийское море дойти до Польши. Суть проекта в том, чтобы поляки имели возможность покупать норвежский газ, а Дания будет получать платежи за транзит.
Техническая мощность Baltic Pipe может достигнуть 10 млрд. куб. м в год, но фактически на данный момент забронирована мощность 7,8 млрд. куб. м. Газопровод планируется ввести к 1 октября 2022 года, когда заканчивается контракт Польши с “Газпромом”. Несмотря на наличие инвестиционного решения, Gaz System и Energinet не указали точную стоимость проекта. В материалах датского оператора говорится лишь о диапазоне $1,8-2,4 млрд. Собеседники “Ъ” на рынке считают оценку довольно скромной, учитывая, что речь идет о строительстве газопровода длиной 900 км с тремя подводными участками.
Сейчас по Europipe II газ поставляется с месторождений в норвежском секторе Северного моря в Германию. Хотя у польской государственной PGNiG есть собственные добычные лицензии в Норвегии, компания ожидает, что к 2022 году будет добывать на них только 2,5 млрд. куб. м в год. Таким образом, Польше придется покупать газ у компаний, работающих в Норвегии и поставляющих его по Europipe II. Это возможно, поскольку в 2022 году истекают два контракта с поставкой по этому трубопроводу – с немецкими Uniper на 14,4 млрд. куб. м и с Wintershall на 4,5 млрд. куб. м. Однако роста добычи газа в Норвегии не ожидается, и компаниям придется чем-то замещать норвежский газ, если тот частично уйдет в Польшу. Единственным вариантом остается тот же “Газпром”, тем более что Uniper и Wintershall – партнеры российской компании по строящемуся “Северному потоку-2” (Nord Stream 2).
Тем не менее строительство Baltic Pipe почти наверняка приведет к снижению поставок “Газпрома” в Польшу. Как отмечает Мария Белова из Vygon Consulting, страна уже законтрактовала к 2022 году 2,7 млрд. куб. м сжиженного газа из Катара и 4,7 млрд. куб. м из США (хотя из них половина на условиях FOB в Мексиканском заливе, и эти объемы вряд ли физически придут в Польшу, поскольку их выгоднее перенаправить в регионы с более высокой ценой). Таким образом, Варшаве необходимо будет получать еще 7-7,3 млрд. куб. м газа, и этот объем как раз закрывается Baltic Pipe. Более того, Польша сможет начать поставки по интерконнектору GIPL с Литвой в объемах, которые потенциально могут вытеснить большую часть российского газа из Прибалтики.
“Экономически “Газпром” сможет предложить Прибалтике и Польше более привлекательную цену, но она вряд ли будет решающим фактором для этих стран при принятии решения о заключении контракта”,- отмечает Мария Белова. По ее мнению, наиболее вероятно, что Польша продолжит покупать газ у “Газпрома” после 2022 года, но в значительно меньших объемах (3-7 млрд. куб. м в год в зависимости от того, в каком объеме газ будет поставляться в Прибалтику, против 11 млрд. куб. м сейчас) и по коротким годовым контрактам. (Юрий Барсуков, Коммерсант/Энергетика Украины и мира)