Президент Беларуси Александр Лукашенко в очередной раз спровоцировал публичную дискуссию по поводу цен на российский газ. Он считает, что она слишком высока для его страны, и это губит интеграцию. Так не далеко и до развала Союза с Россией, аргументировал Лукашенко. Но потом извинился перед Владимиром Путиным и был, похоже, прощен.
В четверг в Санкт-Петербурге состоялось заседание высшего совета Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Владимир Путин подвел годовые итоги деятельности Союза, сделав акцент на достижениях. Он заявил, что Союз развивается “довольно успешно и весьма динамично”.
Правда, позднее, по ходу заседания, ему пришлось отвечать и на критические замечания, но сначала мероприятие развивалось по сценарию празднично-новогоднему.
Совокупный ВВП стран союза вырос на 2% в первом полугодии, промпроизводство – на 3,3%, сельхозпроизводство – плюс 2,4%, перечислил Путин. Внутрисоюзная торговля достигла $44 млрд. (+12%).
“Товарооборот с внешними партнерами увеличился на 21% – до $548 млрд., причем преимущественно за счет наращивания нашего экспорта”, – отметил Путин.
Путин призвал собравшихся лидеров государств углубить интеграцию: создать общий рынок нефти, нефтепродуктов, газа. “По оценкам экспертов, осуществление этих планов даст прибавку к ВВП наших стран”, – отметил Путин.
Усилия можно объединить и в сфере предоставления космических услуг. Можно было бы, считает Путин, создать “общую группировку орбитальных аппаратов и продвижение геоинформационных сервисов для рынков третьих стран”.
Из космоса на землю российского лидера вернул белорусский лидер Александр Лукашенко. В последнее время он является самым жестким критиком правил и норм Евразийского союза. В этот раз он тоже не удержался, призвав активизировать работу по устранению барьеров и ограничений, препятствующих полноценному формированию общего рынка ЕАЭС.
Лукашенко упрекнул Россию в отсутствии согласия по одному из основных интеграционных принципов – по формированию единого нефтегазового рынка.
Тариф, применяемый “Газпромом” для белорусской стороны на транспортировку газа из Ямало-Ненецкого АО до границы с Белоруссией составляет почти $3 за тыс. куб. м на 100 км, в то время как внутрироссийский тариф – порядка $1, в три раза меньше, отметил Лукашенко. В Казахстане примерно такая же ситуация по цене, добавил он.
“С учетом этих обстоятельств, нашей стране газ на границе со Смоленской областью обходится почти в $130/тыс. кубов, а установленная оптовая цена для потребителей той же Смоленской области – субъектов хозяйствования – $70, почти в два раза ниже. Простой вопрос: как конкурировать в этой ситуации?” – спросил Лукашенко.
В ответ Путин напомнил, что единый рынок энергоресурсов планируется создать к 2025 году и предложил продолжить обсуждение на закрытой встрече, когда пресса покинет зал.
Тем не менее одну реплику Путин решил сделать публично. “Обращу внимание, что сегодня у Белоруссии $129/тыс. кубов, в следующем году будет $127, а в ФРГ – $250. И это, безусловно, большое преимущество для наших союзников по ЕАЭС “, – сказал Путин.
Лукашенко парировал: главным партнером Белоруссии является не ФРГ, а Россия.
“Вы правы, Владимир Владимирович. Но наш главный партнер, к сожалению или к счастью, не ФРГ, а Российская Федерация. И наши основные не только партнеры, но и конкуренты – это россияне”, – цитирует Лукашенко информагентство Belta.
Лукашенко напомнил, что если в Белоруссии производится какой-то товар, например, тракторы или грузовики, то в этой продукции велика доля комплектующих именно РФ. “Поэтому главный наш партнер не ФРГ, а Российская Федерация. И нам надо, чтобы были равные условия прежде всего у нашей братской России и Беларуси. Вот в чем вопрос”, – подчеркнул президент.
На этом дискуссия не закончилась. “Вы правильно сказали: мы определились до 2025 года выйти на этот уровень. Но ключевое слово – в данный момент, чтобы мы шли к этому, а не остановились. Да, мы будем еще разговаривать, и у меня будет к вам просьба только одна: чтобы шли к этому”, – настаивал Лукашенко.
Путин на это сказал: “Так и будет. Мы об этом договорились – создать документы, которые по сути являются планом нашего движения к этой цели, дорожной картой”. Говоря о преимуществах для партнеров, он отметил, что у Белоруссии и не должна быть такая же цена на газ, как для ФРГ.
“Если бы Беларусь не имела преимуществ, связанных с интеграцией, а формировали бы цену на рыночных принципах, это было бы не $129 и не $127, а $200”, – намекнул Путин на возможный вариант развития событий.
Но Лукашенко усомнился в этих подсчетах, сказав, что Белоруссия имеет даже худшие условия, чем Германия.
“Я об этом уже не единожды говорил. Вроде, воевали вместе, а наши люди, еще не умершие после войны, имеют такую ситуацию”, – обидился он. Глава белорусского государства обратил внимание, что до Германии еще необходимо прокачать газ на очень значительное расстояние. “Поэтому у них и цена такая”, – сказал Лукашенко.
Белоруссия не первый год ставит вопрос перед Россией о снижении цены поставок природного газа, мотивируя это необходимостью создания равных конкурентных условий. На 2018 и 2019 годы цена доля Белоруссии была согласована в апреле 2017 года на уровне $127 и $129 за 1 тыс. куб. м соответственно.
Согласование цены произошло только после того, как белорусская сторона в полном объеме, в размере $726,2 млн., погасила просроченную дебиторскую задолженность за поставки российского газа в 2016-2017 годах.
При этом Белоруссия регулярно получает от России кредиты, за счет которых рефинансирует предыдущие долги и новые проекты. Так в ноябре стало известно, что стороны согласовали новый займ на $630 млн.
Стоит отметить, что Лукашенко уже после дискуссии на полях саммита ЕАЭС рассказал, что извинился перед президентом России за то, что в “нехорошей форме” инициировал дискуссию по газу, передают РИА “Новости”.
“Потом пришлось извиняться перед хозяином сегодняшней встречи. Очень бурное было объяснение, но вам лучше не слышать этого”, – сказал белорусский президент. (Рустем Фаляхов, Газета.ru/Энергетика Украины и мира)