Заканчивается 2018 г. Самое время подвести итоги – каким он был для «Нафтогаза» и украинской газовой отрасли. Чего удалось достичь, а где мы встретили значительные трудности. Сведем баланс побед и поражений за прошлый год.
Международная арена
Победа над Газпромом в Стокгольме стала достижением года, беспрецедентным событием в масштабах всей Европы.
Нам удалось доказать несправедливость применения принципа “бери или плати” в том виде, как того хотел “Газпром” (а их требования составляли 56 млрд. долларов) и снизить цену на российский газ до европейского уровня.
Более того, Украина выиграла 4600000000 долларов и уже получила 2100000000 долларов за этим решением. Поскольку Газпром по политическим причинам отказывается платить остальное – мы последовательно арестовываем его активы в Европе, в частности акции компаний, которые владеют Северным потоком, Северным потоком-2 и Голубым потоком.
Заплатить все равно придется, мы не отступим.
Кроме того, в 2018 г. “Нафтогаз” начал новый арбитраж, в рамках которого требуем от “Газпрома” пересмотра тарифа на транзит в 2018-2019 гг. и компенсации недоимок еще более чем 11600000000 долларов. Уверены в обоснованности наших позиций.
Также мы подали иск против РФ за захват активов Нафтогаза в Крыму на сумму более 5 млрд. долларов. Первые слушания состоялись в этом году.
Что на другой чаше весов? Не радует получения Газпромом большинства разрешений для реализации Nord Stream 2 – чисто политический проект, который угрожает безопасности Европы и Украины.
В то же время Газпром пока не получил разрешения в Дании, а кроме этого, в декабре палата представителей Конгресса США и Европарламент приняли резолюции против строительства газопровода. Надеемся, что это повлияет на ситуацию.
Примечательно, что канцлер Германии Ангела Меркель также изменила риторику по этому вопросу.
Сохраняется неопределенность относительно подписания контракта на транзит газа через Украину после 2019 года.
Россия заняла выжидательную позицию в надежде на обходные газопроводы, выборы в Украине и возможность вернуться к старому формату отношений “метрополия-колония”.
В то же время разочарование вызывает решение Еврокомиссии по антимонопольной делом против Газпрома – 8 лет расследования и более 200 страниц выводов о системных нарушениях, но никаких ощутимых санкций.
Украинский рынок газа
С начала 2018 года в Украине заработала новая стимулирующая система налогообложения для газодобытчиков.
Напомню, ставка ренты при добыче газа из новых скважин парламентарии снизили до 6-12%, а ставку для конденсата – до 16-31%.
Существенно упрощены разрешительные процедуры. Все это позволило “Укргаздобыче” и частным компаниям активизировать бурение – а это, в конечном итоге, позволит нарастить добычу.
Мы импортировать меньше газа, а госбюджет получать больше налогов и дивидендов. Группа “Нафтогаз” приложила максимальные усилия для таких изменений.
Еще одной крайне важной реформой стало то, что местные общины впервые получили непосредственную выгоду от развития добычи на их территории, 5% ренты – это существенные деньги.
За 11 месяцев 2018 г. добывающий сегмент группы “Нафтогаз” перечислил в местные бюджеты 1120000000 грн. – этих денег достаточно для покупки, например, более 500 школьных автобусов.
Наконец изменения происходят и в сфере недропользования. Что ж, лучше позже, чем никогда.
Правительство и Держгеонадр объявили о проведении долгожданного первого электронного аукциона по продаже нефтегазовых лицензий – безусловно, мы будем в нем участие.
В то же время иначе как возмутительной не назовешь ситуацию в Полтавской области, где облсовет установил “шлагбаум для Нафтогаза” и согласовывает лицензии только “фирмам-бабочкам”. Надеюсь, что в следующем году ситуация изменится к лучшему.
Кроме Полтавского облсовета, к сожалению, есть и другие горькие пилюли. Ядовитые, если точнее. Несмотря на усилия “Укртрансгаза”, Украина не смогла вовремя перейти на суточную балансировку газа.
Причиной этому – неготовность и манипуляции облгазов и “газзбутив” Дмитрия Фирташа. Эти же компании продолжают наращивать “мыльный пузырь” долгов за газ и услуги балансировки перед группой “Нафтогаз”, продолжают манипулировать “мертвыми душами”, отказываются передавать базы абонентов Министерству финансов.
Мы стали свидетелями попыток “газзбутив” приписать потребителям виртуальные долги и исключить их переход к другим поставщикам.
До сих пор нерешенным остается вопрос настоящей монетизации субсидий, а именно это является ключевым элементом, который способен превратить реформы на газовом рынке на необратимы.
К сожалению, все еще продолжает действовать неэффективная система спецобязательств на рынке газа, остается открытым окно для краж облгазами и “газсбытами” – годовые объемы таких краж мы оцениваем в 1,5-3 млрд. куб. м газа.
Изменения в Нафтогазе
В начале 2018 года в Нафтогазе приступила к работе новый наблюдательный совет с независимыми специалистами из Британии, США, Франции.
В течение года мы внедрили современную систему внутренних контролей: комплаенс, риск-менеджмент и внутренний аудит. Также мы начали перестройку НАК на современный корпоративный центр, где будет аккумулироваться опыт и знания всей группы.
Когда речь идет о Нафтогазе, я не случайно ставлю реформу корпоративного управления во главе – именно от нее зависит, удастся ли нам закрепить достижения в борьбе с коррупцией, сможем ли мы повысить эффективность группы.
Кроме того, в этом году с участием международных консультантов мы разработали корпоративную стратегию, которая предусматривает существенное увеличение эффективности нашей работы и выход в новые сегменты бизнеса.
Группа уже сделала первые шаги на этом пути – определили лидеров бизнес-дивизионов, которые разработали и утвердили через наблюдательный совет стратегические планы своих подразделений.
Ключевым операционным направлением деятельности Нафтогаза этого года было наращивание добычи украинского газа – нам удалось поднять суточный уровень добычи “Укргаздобыча” до девятилетнего максимума.
Однако темпы роста все еще ниже запланированных, главная причина – в отсутствии новых лицензий.
Впервые за годы независимости Укргаздобыча законтрактовало десятки современных буровых станков, компания уже получила первый немецкий станок Bentec.
Группа “Нафтогаз” закупает КрАЗы, украинский трубную продукцию – вместе с нами растет отечественное машиностроение и бизнес.
В прошлом году “Укртранснафте” удалось вернуть себе 389 тыс. Т технологической нефти, которая была скачана на НПЗ группы “Приват” еще в 2014 г., до смены менеджмента государственной компании.
В 2018 году НКРЕКП утвердила план развития ГТС Украины на срок до 2027 года – это впервые дает Укртрансгаза четкий и понятный алгоритм, как двигаться дальше.
В феврале этого года “Укртрансгаз” перешел в активную фазу модернизации компрессорной станции (КС) “Бар” в рамках совместного с Ferrostaal и Deutsche Bank проекта.
Идет модернизация КС “Гребенкивская”, уже начато тестирование обновленной газоизмерительной станции “Берегово”.
Кроме того, Нафтогаз разработал четкий план анбандлингу и уже предпринял ряд шагов на этом пути – в 2018 г. в составе Укртрансгаза мы создали филиал “Оператор ПХГ” и перевели в нее необходимые активы, персонал.
Еще раньше мы создали филиал “Оператор ГТС” и продолжаем работать над ее наполнением. Мы будем готовы передать необходимые активы за пределы группы и независимый оператор ГТС сможет начать работу с января 2020 при условии принятия правительством и парламентом необходимых решений.
В прошлом году наша группа удерживала позицию крупнейшего налогоплательщика в Украине.
По итогам 11 месяцев 2018 г. Нафтогаз уплатил в бюджет 121200000 000 грн. налогов и дивидендов – это около 18% от общих поступлений.
Это видимый и реальный эффект от реформ в Нафтогазе, благодаря которым правительство имеет возможность повысить заработные платы для учителей и врачей, увеличить расходы на оборону Украины.
В общем можно констатировать, что в 2014-2018 нам удалось изменить вектор Нафтогаза с падения на рост.
Теперь мы переходим к этапу трансформации, результатом которого должно стать современная и высокоэффективная группа. Группа, которая достойна восхищения.
По моему мнению, в общем газовом зачете Украина по 2018 победы все же преобладали. Сделано много, часть работы уже дала видимые результаты, еще часть – станет фундаментом для последующих изменений.
Спасибо людям, которые являются двигателями таких изменений – работникам группы Нафтогаз, а также общественным активистам, парламентариям, чиновникам и западным партнерам. (Андрей Коболев, председатель правления НАК “Нафтогаз Украины”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)