В 1900 г. электромобили составляли около трети всех автомобилей на дорогах США, но потом, когда появились модели с двигателями внутреннего сгорания, о них почти забыли. Десятилетия спустя технический прогресс и забота об окружающей среде послужили стимулом для их постепенного возрождения.

«ЭлектроВести» и Bloomberg предлагают окунуться в историю развития электротранспорта и отследить изменения, которые произошли за последние два столетия.

По прогнозам экспертов Bloomberg New Energy Finance к 2040 году около половины новых транспортных средств по всему миру будет ездить на электроприводе.

1800-е годы

Уже в начале 1800-х годов изобретатели из нескольких стран начинают проводить эксперименты с автомобилями на батареях. Примерно в 1832 году, за полвека до создания первого бензинового автомобиля, был сконструирован электрический экипаж. Его разработку приписывают британскому ученому Роберту Андерсону.

Около 1890 года Уильям Моррисон, химик из Айовы, демонстрирует в США схожую модель, которая по сути является электрифицированной повозкой.

29 апреля 1899 года бельгийский автогонщик Камиль Женатци впервые разогнался более чем на 100 км/ч на электромобиле собственной сборки под названием La Jamais Contente.

К концу ХIХ века электрические такси завоевали огромную популярность среди жителей больших городов. К несчастью, именно такой автомобиль стал причиной первого в истории США дорожно-транспортного происшествия со смертельным исходом, когда 13 сентября 1899 Генри Блисс попал под колеса электротакси в Нью-Йорке.

1900-е – 1910-е годы

В 1900-е – 1910 годы около трети всех транспортных средств на дорогах США были электрическими и питались от зарядных станций расположенных по всей стране. Автопроизводители выпускали автомобили для дам, используя при отделке салона модные материалы, дополняли антураж цветочными вазами, часами и даже наборами для макияжа. В рекламных кампаниях они позиционировались как более тихие, чистые и простые в эксплуатации, по сравнению с бензиновыми моделями.

В 1914 году Генри Форд рассказал журналистам о своей совместной работе с Томасом Эдисоном. Вместе они пытались создать “дешевый и практичный” электромобиль, который сможет “проехать 100 миль”, но, в конечном счете, забросили этот проект. В это же время, итальянский инженер Фердинанд Порше, который сконструировал электромобиль P1 в конце ХIХ века, создал первый в мире гибридный двигатель.

1920-е – 1960-е годы

Популярность электромобилей начала снижаться пропорционально росту спроса на автомобиль Ford Model T и другие бензиновые машины. Кроме того, в 1912 году был представлен автомобильный стартер, который пришел на смену громоздким заводным ручкам, требовавшим недюжинной физической силы. В начале 1930-х электромобили практически исчезли с дорог.

Новый виток в истории электротранспорта случился в 1954 году, когда компания Lektro представила первый коммерческий электрический гольф-кар. В 1959 году National Union Electric Corp. модифицирует сотню машин Renault Dauphine и оборудует их аккумуляторными блоками. Новая версия получила название Henney Kilowatt. Из этой пробной партии было продано всего 47 автомобилей, большинство из которых приобрели компании-поставщики электроэнергии.

В 1960-х годах в ответ на растущую озабоченность по поводу загрязнения воздуха со стороны общественности, а также государственных и местных органов власти, многие компании, в том числе General Motors и American Motors, выпустили концептуальные модели электрокаров.

1970-е – 1980-е годы

В 1971 и 1972 годах весь мир с придыханием следил за тем как вездеходы NASA, спроектированные и построенные компанией Boeing в сотрудничестве с GM, бороздят просторы Луны. Электрические луномобили стали, пожалуй, самой действенной рекламой аккумуляторов за всю историю их существования.

Стремительный рост цен на бензин в конце десятилетия вынудил автопроизводителей и Министерство энергетики США начать исследования альтернативных видов топлива. Уже в 1973 году GM начала разработку прототипа городского электромобиля, а вскоре Sebring-Vanguard выпустила свой CitiCar. Ограниченная энергоемкость батарей и некоторые проблемы в эксплуатации препятствовали широкому распространению электромобилей, но в то же время стимулировали работу по созданию более совершенных аккумуляторных технологий.

1990-е годы

Ужесточение требований в сфере снижения выбросов заставило автомобильные компании все больше сосредоточить свое внимание на автомобилях на альтернативном топливе.

В 1997 году GM представила электрокар EV1. В целях исследования рынка компания сдала в аренду более 1000 элегантных двухместных электромобилей, а клиенты из Калифорнии и Юго-Западного региона США получили возможность протестировать новинку.

Тогда же в продажу поступают первые серийные гибридные автомобили – Toyota Prius и Honda Insight, а Nissan анонсирует выпуск минивэна Altra EV, оснащенного литий-ионными батареями (эта же технология впоследствии будет использоваться при производстве смартфонов и автомобилей Tesla). Всего было выпущено около 200 автомобилей Altra EV, первая партия которых, так же как в свое время Henney Kilowatt, досталась энергокомпаниям.

2000-е годы

Несмотря на то, что водители по достоинству оценили преимущества EV1, по окончанию срока их аренды, GM в буквальном смысле уничтожило большинство этих машин.

В том же году случилось еще одно примечательное событие – Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг основали Tesla Motors. Илон Маск, соучредитель PayPal, инвестировал в компанию 7,5 млн. долларов, а в 2004 году стал председателем совета директоров. Позже Маск признался, что именно уничтожение электромобилей GM и вызвало его интерес к новообразованной компании.

В 2008 году Tesla начала серийный выпуск спортивного автомобиля Roadster, при этом впервые при производстве электрокаров использовали литий-ионные аккумуляторные блоки.

2010-е годы

В 2010 году в продажу поступает Nissan Leaf, который сейчас является самым продаваемым электромобилем в мире.

Линейка Tesla пополнилась седаном Model S, кроссовером Model X и сравнительно недорогим электрокаром Model 3. Маск также объявил о планах компании построить электрический грузовик, который сможет составить конкуренцию грузовым автомобилям фирмы Daimler, более известной как производитель роскошных автомобилей Mercedes-Benz, а также китайского автогиганта BYD, одним из инвесторов которого является Уоррен Баффет.

Цели Китая по уменьшению смога и сокращению импорта нефти способствуют становлению страны в качестве одного из крупнейших рынков электрокаров в мире. На этом фоне как грибы после дождя начинают появляться сотни местных производителей и стартапов, включая XPeng Motors и SAIC Motor.

Взгляд в будущее

По данным Bloomberg New Energy Finance (BNEF), к 2021 году в мире будет доступно более 230 моделей автомобилей на электроприводе (для сравнения в конце 2018 года их насчитывалось 179). Среди них будут внедорожники, например Audi e-tron и Jaguar I-Pace, спортивные автомобили, а также пикапы, такие как Rivian R1T.

По оценкам BNEF, к 2024 году общий объем продаж электромобилей в США достигнет 1 млн. единиц в год, что практически в 10 раз превышает показатели 2017 года, а в Китае количество проданных автомобилей превысят 3 млн. Что же послужит причиной такого всплеска? Основными факторами роста популярности электротранспорта станут нормативные положения в отношении качества воздуха и окружающей среды, потребительский спрос и снижение стоимости аккумуляторов. Подумать только, а началось все с электрического экипажа Роберта Андерсона созданного в далеком 1832 году. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий