Владелец танкера “Механик Погодин” продолжает попытки получить через украинские суды разрешение выйти из порта Херсона. В начале этой недели компания подала апелляцию в Одесский суд.
Первую инстанцию судовладелец проиграл еще в декабре прошлого года. Сам же танкер, так и не разгрузившись, стоит у берега Херсонской нефтегавани шестой месяц или если быть точным – 161 день.
“Механик Погодин” прибыл в порт Херсона 10 августа 2018 г. с грузом 5,1 тыс. т дизельного топлива из Туркменистана. О задержании судна первым сообщил представитель президента в АКР Крым Борис Бабин, заодно выразив уверенность, что “выйдет из этого порта оно не скоро”. Сейчас этот пост в Facebook недоступен, а сам Бабин с 3 декабря отправлен в отставку.
Танкер был заблокирован из-за того, что реальным его владельцем на тот момент была компания “ВЭБ-Лизинг”, в отношении которой Украина за три месяца до этого ввела санкции. “Ф.В. Танкер” же эксплуатировал судно по договору лизинга, рассчитанному до 2021 г. Полноценным владельцем танкера эта компания стала только после его задержания, досрочно погасив все лизинговые платежи в течение 10 дней после инцидента.
“Ф.В. Танкер” входит в транспортно-логистический холдинг Universal Cargo Logistics Holding Владимира Лисина – самого богатого россиянина по версии Forbes. Основным активом Лисина в Украине был филиал “Первой грузовой компании” с парком вагонов в 5,5 тыс. единиц. В мае 2017 г. в ее отношении также введены санкции и филиал вынужден был свернуть работу в Украине.
Танкер “Механик Погодин” не первый год работает с украинскими портами, правда, проблемы были и раньше. Осенью 2017 г. следователи херсонской прокуратуры даже проводили обыск на судне в поисках документов грузовладельцев. Само же судно около месяца вынуждено было ожидать на следственные мероприятия в том же порту Херсона.
Характерно, что уже после введения санкций против “ВЭБ-Лизинг” судно в июне-июле прошлого года как минимум дважды заходило в украинские порты и беспрепятственно их покидало. Третий раз стал для танкера роковым.
Путь судовладельца
“Ф.В.Танкер” практически сразу оспорил блокирование танкера в местном суде Херсона, пытаясь доказать, что пограничная служба и администрация порта нарушают украинское законодательство. Параллельно было направлено письмо украинскому президенту с призывом посодействовать в освобождении. В ноябре компания даже предложила внести за танкер залог $6,6 млн. на счет одного из западных банков. Это предложение было отвергнуто Окружным админсудом Херсона, который посчитал, что трактовка Конвенции ООН по морскому праву и установление залогов за корабли не входит в его компетенцию.
Этот же суд в начале декабря отклонил иск “Ф.В. Танкер”. Согласно его решению, блокирование танкера осуществляется полностью в соответствии с Законом “О санкциях”. 13 января 2019 г. компания зарегистрировала апелляцию на это решение.
По оценкам судовладельца, убытки от блокирования “Механика Погодина” в Херсонском порту за первые 4 месяца составили $400 тыс., то есть около $100 тыс. в месяц. Учитывая выводы суда первой инстанции, заблокированный танкер может простоять в Херсоне до истечения действия санкций, то есть до мая 2021 г. За это время убытки от простоя могут составить около $3,3 млн. или половину оценочной стоимости судна.
Сейчас танкер обездвижен, запрещено использование всех его механизмов, включая насосы для выкачки топлива. По информации enkorr, охрану судна обеспечивает его владелец.
Несчастливый обладатель груза
Дизельное топливо на “Механике Погодине” вез в Украину трейдер Maddox, в том числе для своей дочерней компании – “Маддокс Украина”. Поскольку сделку финансировал UniCredit банк, топливо на момент задержания находилось в залоге у этого банка. Сейчас по информации источников enkorr, груз выведен из-под залога и полностью принадлежит трейдеру.
Maddox в течение 5 месяцев безуспешно пытался получить от таможенных органов разрешение на выгрузку топлива из резервуаров танкера, и уже успел проиграть Херсонской региональной таможне в двух судебных инстанциях.
По сути груз “завис” между двумя таможнями – региональной Херсонской и Энергетической. Первая утверждает, что пропустила товар на таможенную территорию Украины, а разрешение на выгрузку должна давать “Энергетичка”. Вторая утверждает, что не имеет такой компетенции, поскольку груз так и не поступил в зону ее ответственности.
Пока в таможенной декларации нет отметки “выгрузка разрешена” топливо остается в резервуарах “Механика Погодина”.
Оценочная стоимость этого ДТ в августе 2018 г. была $3,4 млн., по текущим котировкам она составляет $2,7 млн. По сути компания заморозила эти средства, не имея возможности распоряжаться топливом.
Причуды богатых
После инцидента с “Механиком Погодиным” Maddox немного снизил активность на украинском рынке, сократив поставки ДТ для дочерей компании с 6-7 тыс. т до 2-4 тыс. т в месяц. На фоне проблем “Маддокс Украина” незаметно покинул ее руководитель Владимир Бычков. По имеющимся данным, это произошло среди прочего по причине разного видения выхода из ситуации между киевским и женевским офисами трейдера. В конечном итоге победил сильнейший. Но судя по фактическому результату, рулевые “Маддокса” явно переоценили свои возможности или недооценили сложность ситуации. Знакомые с ситуацией источники утверждают, что сплоховали и юристы, и менеджмент.
“Мы уже устали наблюдать за этой историей. То они (“Маддокс”. – Прим. enkorr) иск не в тот суд подадут, то сроки пропустят, ну и никого не слышат”, — рассказал один из участников событий.
Но потери международного трейдера с азербайджанскими корнями меркнут на фоне потерь страны. После инцидента с “Погодиным” порт Херсона простоял без работы – трейдеры перевели грузы в другие порты, танкер заблокировал подход к причалу. Немалые потери понесло госпредприятие “Предприятие по обеспечению нефтепродуктами”, предоставляющее перевалку нефтепродуктов в Херсонском порту.
В комической ситуации оказались и многочисленные украинские службы. Случай с этим танкером показал, что они не знают, что со всем этим делать. Отчасти это вызвано нежеланием брать на себя ответственность, а также отсутствием законодательства в части распоряжения имуществом, попавшим под санкции.
Сокрушительный удар получило украинское направление поставок как таковое.
“Финансировать поставки в Украину никто в Европе не хочет, рейтинги страны нулевые. Нам удавалось пробивать отдельные контракты, а после случая с “Погодиным” никто и говорить не хочет”, – рассказал enkorr один из трейдеров. Таким образом стратегически важное для Украины направление по диверсификации поставок нефтепродуктов получило дополнительную проблему, от которой отправится не скоро. (Виталий Крижевский, Enkor/Энергетика Украины и мира)