Изменения коснутся только крупных промышленных потребителей. Для населения и малого бизнеса рынка пока не будет.

В рамках взятых на себя международных обязательств Украины должна реформировать свой энергетический сектор соответствии с требованиями Третьего энергетического пакета.

В апреле 2017 г. парламент принял закон “О рынке электроэнергии”, основные статьи которого начали действовать в начале 2019 г.

Основное изменение – у потребителя появляется право выбора поставщика услуг, поэтому покупатель сможет заключить соглашение с продавцом дешевой электроэнергии. Учитывая соперничество, у потребителя потенциально появятся различные варианты выбора тарифа.

Например, если человек на даче пользуется электричеством только в выходные, то поставщик может предложить низкий тариф на поставку в субботу и воскресенье. По согласованию с потребителем поставщик также сможет дистанционно управлять потреблением, например, выключить кондиционер. Так этот рынок работает в ЕС.

Однако распространить новые правила на бытовой сектор в Украине пока невозможно.

Во-первых, рынок еще только формируется. Сейчас произошло разделение облэнерго на оператора системы распределения и поставщика электроэнергии. Повторяется ситуация на рынке газа, когда облгазы формально разделена на операторов сетей и поставщиков, но для бытового потребителя ничего не изменилось.

Во-вторых, бытовые потребители субсидируются за счет промышленности. Цена электричества для населения составляет 0,9-1,68 грн. за кВт-ч, для бизнеса – 1,9-2,4 грн. за кВт-час. Независимый трейдер (Не облэнерго) не сможет продавать электричество людям по льготному тарифу, потому что расходы ему не компенсируются, а это 30% рынка.

В подавляющем большинстве стран Европы бытовые потребители платят больше, чем промышленные и коммерческие, ведь в них меньше объемы потребления, с ними сложнее работать и в них более неравномерный график потребления. Предприятия же работают по прогнозируемым и более ровным графиком, поэтому для них цена ниже.

В ЕС таким образом частично стимулируют свою экономику. У нас же социальные соображения превалируют над экономической логикой.

В промышленном секторе Украины давно работают независимые поставщики, которые обслуживают крупных потребителей. Иногда это компании, аффилированные с предприятиями-потребителями. Их создали сами заводы, чтобы сэкономить на затратах, заложенных в тарифах облэнерго на поставку. На больших объемах потребления даже экономия 1% дает заметный эффект. Эти поставщики и станут первыми трейдерами на рынке.

Они уже начали “бегать” за крупными потребителями, чтобы собрать для себя портфель клиентов. Однако и в оптовом сегменте (сегменте генерации) рынок не начнет полноценно работать до июля. Пока все поставщики покупают электроэнергию на оптовом рынке.

С 1 июля должен начать работу рынок двусторонних договоров, и поставщик с большим объемом потребления сможет договориться с генерацией о более выгодную цену. Однако существует вероятность, что цена будет неконтролируемо расти.

Чтобы не столкнуться с кризисом платежей и быть готовыми к открытию рынка, до старта изменений необходимо отменить перекрестное субсидирование и выровнять тарифы для промышленности и бытовых потребителей, подняв цену последним на 20-30%.

Насколько вырастут тарифы после полного открытия рынка электроэнергии – никто не знает. В определенные часы, если мы действительно откроем рынок, рост тарифа может достигать 300-350%. Для малого и среднего бизнеса это за гранью выживания.

Исправить ситуацию можно было бы благодаря импорту электроэнергии. На соседних энергетических рынках в определенные часы электричество стоит меньше, чем в Украине. К сожалению, такой импорт на этапе внедрения рынка технически невозможен.

Сможет ли власть в год выборов сказать электората, что у него вырастут тарифы не только на газ, но и на электричество? Сомнительно. Скорее всего, тарифы для бытовых потребителей в 2019 году останутся без изменений.

Чтобы хоть как-то компенсировать негативные последствия, Верховная Рада должна принять решение об обслуживании бытовых и небольших бытовых потребителей по социальному тарифу и назначить для этого государственного поставщика.

На газовом рынке эта функция возложена на “Нафтогаз” и на выделенных из облгазов поставщиков. На рынке электроэнергии таким субъектом может стать “специальный поставщик”. При этом необходимо обязать определенную генерацию продавать этом специальном поставщику электричество по фиксированному социальным тарифам.

Это означает, что, несмотря на всю “реформу”, в ближайшее время рынок электроэнергии для малого бизнеса и населения так и не откроется. Однако в нынешних условиях это может быть даже плюсом, а не минусом. (Алексей Оржель, руководитель сектора “Энергетика” Офиса эффективного регулирования (BRDO), Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий