Ситуация в и без того испытывающей проблемы нефтяной отрасли Венесуэлы заметно ухудшилась из-за санкций США. Экспорт венесуэльской нефти теперь быстро снижается, пишет The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на знакомых с ситуацией людей. Но санкции могут создать проблемы не только Венесуэле, но и американским НПЗ, ведь они обостряют нехватку предложения тяжелых сортов нефти.
Экспорт нефти в США был фактически единственным источником твердой валюты для правительства президента Николаса Мадуро. В получении нефтедолларов Венесуэла зависит прежде всего от США, так как в Китай и Россию она поставляет нефть в оплату кредитов, а союзнической Кубе – по сильно заниженной цене. Ежедневные поставки нефти в США составляют около 500 000 баррелей.
Чтобы усилить давление на режим Мадуро и помочь лидеру оппозиции Хуану Гуайдо, которого США и ряд других стран признали временным президентом Венесуэлы, Вашингтон в конце января ввел санкции против нефтяной госкомпании Petroleos de Venezuela (PDVSA). Они разрешают покупать у нее нефть, только если платежи будут переводиться на специальный заблокированный счет эскроу.
Сейчас режим Мадуро пытается найти новых покупателей для своей нефти и требует от них авансовых платежей, но пока сделать это не получается.
Нефти много, а везти некуда
Десятки кораблей, которые прежде перевозили венесуэльскую нефть и нефтепродукты, теперь простаивают возле побережья страны, свидетельствуют спутниковые снимки на сайте FleetMon. По данным Refinitiv Eikon, на этих танкерах находится около 7 млн. баррелей нефти. Кроме того, из-за проблем с получением платежей венесуэльские власти на прошлой неделе отложили или перенаправили поставки, имеющие отношение к “Лукойлу”, американской Chevron и испанской Repsol, утверждают источники WSJ. Chevron отказалась от комментариев, а “Лукойл” и Repsol не ответили на запросы издания.
В результате в стране растут запасы непроданной нефти. “Это катастрофа, – утверждает лидер профсоюза работников нефтяной отрасли Венесуэлы Луис Эрнандес (цитата по WSJ). – Перевезти нефть почти невозможно”.
Добыча падает
Санкции также поспособствовали дальнейшему сокращению нефтедобычи Венесуэлы, хотя оценки различаются. По данным ОПЕК из вторичных источников, в декабре страна за сутки добывала 1,15 млн. баррелей, тогда как в 2017 г. – 1,91 млн. баррелей. Но из-за проблем с экспортом добыча теперь не превышает 1 млн. баррелей в день, рассказали WSJ люди, пристально наблюдающие за операциями PDVSA. Аналитики Genscape утверждают, что только 31 января суточная добыча сократилась примерно на 60 000 баррелей. Wood Mackenzie оценивает добычу в 1,1 млн. баррелей в день, но прогнозирует, что она может снизиться до 900 000 баррелей в день.
Эффект от санкций, по-видимому, оказался сильнее, чем ожидали многие эксперты и сама администрация президента США Дональда Трампа, пишет WSJ. Без доходов от экспорта нефти Венесуэла не сможет среди прочего импортировать компоненты, необходимые для смешивания ее с тяжелыми сортами нефти для производства бензина. По словам участников нефтяной отрасли и дипломатов, в течение недели у страны могут закончиться запасы топлива, включая дизель, который она использует для генерации электроэнергии, поэтому режиму Мадуро необходимо срочно найти выход. “Ситуация быстро превращается в военную экономику”, – отмечает бывший замминистра энергетики Венесуэлы Эванан Ромеро.
Страдают и США
От санкций Вашингтона могут пострадать и американские НПЗ, пишет WSJ. Тяжелая венесуэльская нефть нужна им для смешивания с легкой сланцевой нефтью. Но если предложение последней в США в избытке благодаря сланцевому буму, то на мировом рынке наблюдается нехватка тяжелой нефти.
До санкций Венесуэла поставляла США более 500 000 баррелей в день и являлась для них вторым по величине иностранным поставщиком нефти. В мире не так много других поставщиков тяжелой нефти. Саудовская Аравия договорилась с участниками соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи, в Мексике нефтедобыча тоже снижается, а Канада столкнулась с проблемами из-за нехватки мощностей трубопроводов для транспортировки нефти.
По данным S&P Global Platts, в прошлом году мексиканская тяжелая нефть сорта Maya была дешевле американской легкой нефти Louisiana Light Sweet в среднем более чем на $7,5 за баррель. Но к февралю этот спред стал меньше $1. “В краткосрочной перспективе ситуация может стать очень серьезной, – приводит WSJ слова Сэнди Филдена из Morningstar. – Цены на тяжелые сорта вырастут, как это бывает при любом дефиците”.
Администрация Трампа настаивает, что последствия для США будут минимальными благодаря наличию значительных запасов бензина. Но аналитики предупреждают, что в случае продолжительного дефицита НПЗ будут вынуждены покупать тяжелую нефть дороже или сократить нефтепереработку. “Это обязательно приведет к росту цен на бензин”, – отмечает аналитик Rystad Energy Паола Родригес-Масиу. (Ведомости/Энергетика Украины и мира)