Энергетический потенциал верхнего течения реки Нарын, включая каскад двух Камбаратинских ГЭС, превышает потенциал станций Токтогульского каскада. Но будущее первой Камбараты по-прежнему туманно, а вторая под угрозой из-за вероятных катастрофических паводков.
В течение последних трех лет Кыргызстан проводил консультации с кредиторами по условиям реализации проекта по установке второго агрегата Камбаратинской ГЭС-2. Соглашение подписали в 2017 году. Но из-за нерешенного вопроса с обеспечением безопасности станции его реализация сдерживается.
24.kg разбиралось, зачем Кыргызстану Камбаратинская ГЭС-2 без первой станции и как сделать проект безопасным.
Построить вопреки всему
Планировалось, что Камбаратинская ГЭС-2 войдет в состав каскада Камбаратинских ГЭС. Она должна была быть контррегулятором, а функция первой станции – сезонное регулирование стока реки Нарын. В том числе речь и о коррекции паводков.
Против строительства станции выступали и соседние республики. Первый президент Узбекистана Ислам Каримов опасался, что власти Кыргызстана могут сократить подачу поливной воды и затронут интересы Узбекистана.
Соглашение о строительстве Камбаратинской ГЭС-1 на реке Нарын подписали в 2012 году.
Согласно проекту, станция должна была заработать весной 2016 года. Проект стоимостью около $3 млрд. должна была реализовать российская компания “Интер РАО ЕЭС”. Но в итоге соглашение денонсировали, а новых инвесторов, желающих построить станцию, нет до сих пор.
Кыргызстан начал возведение каскада со второй станции. Ее первый агрегат запустили в 2010 году. Но с тех пор станция работает лишь на 60 процентов мощности. Чтобы установить второй гидроагрегат, нужны дополнительные кредитные средства.
Зачем Кыргызстану Камбарата-2?
В феврале 2014 года Евразийский банк развития, управляющий средствами Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), получил предложение кыргызской стороны с оценкой необходимых расходов на подготовительные работы, приобретение и монтаж второго гидроагрегата на Камбаратинской ГЭС-2.
Стоимость проекта оценили в 4,45 млрд. сомов (ориентировочно $84 млн.).
Анализ проекта показал, что даже без первой станции Камбаратинская ГЭС-2 может работать эффективно. В июле 2014 года совет ЕФСР одобрил заключение на предварительную заявку Минфина Кыргызстана на $80 млн.. Для экспертизы проекта наняли консультанта – французскую компанию Tractebel Engineering. Она провела финансово-технический аудит (исследования) проекта.
Основные выводы исследования – отсутствие технических ограничений для установки и ввода в эксплуатацию второго гидроагрегата, подтверждение 50-процентного выполнения подготовительных работ, необходимых для реализации проекта.
При этом консультант отметил, что подключение Камбаратинской ГЭС-2 к высоковольтной линии 500 киловольт “Датка – Кемин” дает реальную возможность для передачи электроэнергии, выработанной на станции, в национальную энергосистему республики.
Действующие же сети способны обеспечивать выдачу ограниченной части электроэнергии от первого гидроагрегата только близлежащим потребителям. Кроме того, ввод второго гидроагрегата и подача электроэнергии в сеть 500 киловольт позволят лучше раскрыть потенциал станции, увеличив выработку электроэнергии.
Учли и влияние проекта на сток реки Нарын и экономики стран бассейна реки Сырдарья – Узбекистана и Казахстана.
Выяснилось, что работа ГЭС не только не ухудшит, но и улучшит возможности водноэнергетического регулирования, укрепит потенциал сотрудничества в бассейне реки.
Что угрожает Камбарате
После заключения консультанта о полезности проекта установки второго агрегата Камбаратинской ГЭС-2, в мае 2016 года ЕАБР получил заявку Минфина Кыргызстана на финансирование из ЕФСР в размере $110 млн..
Проект предполагает финансирование строительно-монтажных работ, приобретения, доставки, установки и ввода в эксплуатацию второго гидроагрегата Камбаратинской ГЭС-2 (120 мегаватт).
В рамках проекта планируют установить открытое распределительное устройство (ОРУ) 500 киловольт, дополнительное оборудование для ОРУ 110 киловольт и линий электропередачи и другие элементы инфраструктуры и систем ГЭС, обеспечивающих эффективную и безопасную эксплуатацию.
Соглашение об инвестиционном кредите ЕФСР для установки второго агрегата на Камбаратинской ГЭС-2 подписали в феврале 2017 года.
Но результаты исследования Tractebel Engineering показали, что есть высокий риск для безопасной эксплуатации всего комплекса сооружений Камбаратинской ГЭС-2. Причина – прохождение катастрофического паводка в отсутствии водохранилища Камбаратинской ГЭС-1, которое должно исполнять роль сезонного регулятора стока и аккумулировать паводковые расходы.
Полезная емкость водохранилища Камбаратинской ГЭС-2 слишком мала, чтобы перехватить паводки, а строительно-эксплуатационный водосброс не в состоянии пропустить их и обезопасить станцию. Заместитель исполнительного директора, операционный директор Проектного блока Евразийского фонда стабилизации и развития Андрей Широков/
Дать денег на второй агрегат при таких рисках ЕАБР не может. Поэтому вместе с “Электрическими станциями” принят план мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации ГЭС. Сам проект и план будут выполнять синхронно.
Генеральный проектировщик ООО “Специальный проектно-изыскательский институт “Гидроспецпроект”, совместно с АО “Ленгидропроект”, Всероссийским научно-исследовательским институтом гидротехники имени Б.Е.Веденеева и проектно-изыскательским институтом “Гидропроект” разработал конструкцию дополнительного водосброса на станции.
План мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации Камбаратинской ГЭС-2 разработан кыргызской стороной и одобрен Советом ЕФСР в конце декабря 2018 года.
Принятые решения позволят кыргызской стороне совместно с ЕФСР приступить к детальной проработке проекта строительства дополнительного водосброса Камбаратинской ГЭС-2 и других мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации станции.
В конце декабря 2018 года Министерство финансов Кыргызстана внесло на рассмотрение ЕФСР предварительную заявку с концепцией проекта водосброса и других мероприятий по безопасности гидроэлектростанции.
Стоимость проекта по обеспечению безопасности Камбаратинской ГЭС-2 предварительно оценена почти в $51 миллион.
“Решение о выделении средств на проект безопасности Камбаратинской ГЭС-2 примут в ближайшее время. Речь о дополнительном кредите помимо того, который предусмотрен подписанным в 2017 году соглашением. Речь о так называемой второй фазе проекта. Предполагается, что строить дополнительный водосброс и выполнять другие мероприятия, обеспечивающие безопасность станции, будут параллельно с основным проектом по вводу в эксплуатацию второго гидроагрегата Камбаратинской ГЭС-2”, – сообщил 24.kg Андрей Широков. (24.kg/Энергетика Украины и мира)