За последние несколько месяцев автогаз значительно подешевел. Продержатся ли цены на таком уровне, и не приведет ли обвал до массового перехода автовладельцев на ГБО?
Водители часто спорят, вредит автомобилю использования сжиженного газа. Одни уверены, что газ портит двигатель, другие – что все зависит от качества топлива и компетенции лиц, устанавливают специальное оборудование. Несмотря на это, с каждым годом популярность сжиженного газа в Украине растет. В первую очередь, это связано с его ценой.
По разным оценкам, в Украине уже около 1 млн. авто оборудованы ГБО (газобаллоннное оборудование), но события последних месяцев заставили еще большее количество водителей задуматься о модернизации своих железных коней.
Дело в том, что, начиная с ноября, стоимость LPG в Украине упала более чем на 5 грн. – в среднем до 10,5 грн. за литр. Отдельные сети снижали цену до 9,3 грн. за литр. Это почти в три раза дешевле литр бензина марки А-95, хотя обычно эта разница колебалась в пределах 50-55%.
Сохранится такое соотношение цен в будущем, чем оно вызвано и не приведет ли это к массовому переходу автовладельцев на ГБО, разбиралась ЭП.
Спрос вверх, цены вниз
По прогнозам “Консалтинговой группы А-95”, в 2018 году розничные продажи автогаза в Украине достигнут 1750000 т, что на 10% больше, чем годом ранее. В Европе по этому показателю мы уступаем только Польши и Турции.
Растущий рынок сжиженного газа в 2017 году притормозил из-за проблем с инфраструктурой. В 2018 году была вероятность повторения кризиса, однако ее удалось избежать.
Только за последние 6 лет рынок сжиженного газа в Украину вырос более чем вдвое. Прогноз на 2019 – рост будет продолжаться, но темпы немного замедлятся. В частности, в текущем году прогнозируется потребление на уровне 1,85-1,89 млн. т.
Неудивительно, что рынок, который только формируется, время от времени может лихорадить. Наиболее памятным ситуация, которая произошла в августе 2017 года. Тогда за месяц цены на заправках взлетели на 40% и достигли рекордной в то время отметки в 17 грн. за литр.
Основными причинами такого “скачка” были ажиотажный спрос и дефицит ресурса, который возник как по вине поставщиков, так и трейдеров. Впоследствии цены на заправках выровнялись.
В начале 2019 автовладельцы стали свидетелями зеркальной ситуации. Так, начиная с ноября прошлого года цены на сжиженный газ в Украине начали неуклонно снижаться. Если в начале ноября литр LPG стоил 16,4 грн., сейчас – в среднем 10,65 грн.
Тренд на снижение цен демонстрировали и бензины с дизельным топливом, о чем ранее подробно писала ЭП, но их динамика была несколько иной. Если за три месяца цены на автогаз упали на 5 грн. за литр, то бензин и дизель подешевели в среднем на 3 грн. за литр.
Еще более интересные цифры наблюдались с начала года – цены на сжиженный газ продолжали стремительно снижаться, а бензин и ДТ фактически “замерли”.
Так, начиная с января в рознице автогаз потерял более 18% своей стоимости, а дизель и бензин около 2%. С чем это связано?
Зимняя спячка
Профильные эксперты объясняют такую разницу в ценах на нефтепродукты тремя основными факторами.
Во-первых, довольно существенной остается зависимость Украины от российского и белорусского ресурса, поэтому любые изменения на рынках этих стран приводят к соответствующей корректировки цен у нас. “При этом любое изменение поведения на европейских рынках нет никакого влияния на Украину, что является особенностью рынка сжиженного газа”, – говорит директор научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев.
Второй, не менее важный фактор – огромное количество нелегальных заправок, которые не утруждают себя уплатой налогов в полном объеме, о чем ранее подробно писала ЭП.
“Чтобы противостоять нецивилизованном конкуренции” белые “трейдеры вынуждены реагировать на такое поведение. Поэтому даже если никаких экономических оснований для быстрого снижения нет, трейдеры вынуждены это делать, чтобы не потерять потребителя”, – объясняет Рябцев.
Еще один момент, который не стоит сбрасывать со счетов – сезонность. В отличие от бензина и дизеля, которые более или менее равномерно торгуются в течение всего года, сжиженный газ активно продается в летние месяцы.
“Начало года – период сезонно низкого спроса, в это время очень обостряется конкуренция, влияет и на цены”, – рассказывает эксперт Сергей Сапегин.
По его словам, в краткосрочной перспективе тенденция к снижению цен продолжится, но темпы будут замедляться. “Резкого роста в ближайшее время ожидать не стоит. В период низкого сезонного спроса такого точно не будет”, – добавляет эксперт.
Такая ситуация на рынке привела к тому, что на сегодняшний день стоимость одного литра бензина марки А-95 равна цене почти трех литров сжиженного газа. Не приведет ли это к массовому переоборудование авто и перехода водителей на газобаллонное оборудование?
Бензин vs автогаз
Учитывая уровень доходов среднестатистического украинского, а также высокие цены не бензины и дизель, такой вариант выглядит вполне вероятным, ведь позволит экономить значительную часть семейного бюджета.
Впрочем, по словам экспертов, если переоборудование авто и произойдет, оно точно не будет носить массовый характер.
“Безусловно, это выгодный процесс и такая тенденция наблюдается начиная с 2008 года. Десять лет постепенно наращивается объем реализации сжиженного газа и увеличивается количество автомобилей, которые переоборудованы на использование ГБО”, – говорит Рябцев.
“Прирост был и в прошлом году, но темпы замедлились. Таких авто в Украине достаточно много, по разным оценкам около млн.”, – добавляет эксперт. Но именно зимой, по его словам, прироста ожидать точно не стоит.
Соглашается с ним и аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.
“Январь-февраль – спящие месяцы, продается меньше. Но каждую весну рост (количества авто на газобаллонное оборудование) очень ощутимым. Рынок газа растет, бензина – падает. По итогам прошлого года ничего не изменилось. Бензины потеряли 7%, на такую величину вырос газ “, – заявил Сиренко.
По словам Сапегина пользователи газобаллонного оборудования уже научены, что ситуация, когда соотношение цен является таким большим может очень быстро измениться. “Резкий рост цен на автогаз может вызвать любой ситуативный дефицит. Это мы уже проходили”, – говорит эксперт.
“Потребитель перед тем, как принимать какое-то решение все взвешивает и обдумывает, поэтому я бы не был столь категоричен. Не думаю, что в краткосрочной перспективе произойдет массовый переход”, – подытожил он. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)