Что происходит в крупнейшей энергокомпании, пока ее сняли с приватизации и “берегут” для нового покупателя.
Накануне нового года в Украине сорвалась, пожалуй, наиболее резонансная сделка года – государственная компания “Центрэнерго”, которую выставили на приватизацию в декабре 2018 года, так и не обрела нового собственника. Причем, с аукционом получилась странная история. О своем участии в нем заявило пять компаний (“Укрдонинвест” Виталия Кропачева, “Баланс-групп” Дмитрия Крючкова, Forbes & Manhattan Ukraine, грузинская Georgian International Energy Corporation и белорусский “Нефтебитумный завод”).
Но, как говорили тогда эксперты, интриги в этом деле не было. Они даже называли имя будущего победителя – им по всем прикидкам предстояло стать компании “Укрдонинвест” Виталия Крапачева, которого давно называют “угольным смотрящим”. Он, якобы, является доверенным лицом народного депутата и правой руки президента Игоря Кононенко, которого в свою очередь, считают “смотрящим” по “Центрэнерго”. А “Укрдонинвест” уже долгое время поставляет уголь на предприятие.
Но в последний момент что-то пошло не так. Фонд госимущества отменил конкурс. Формальный повод, якобы, неправильно оформленные документы у одного участника, и “след российского собственника” у другого. Предполагаемую дату нового аукциона власти не назвали.
Между тем, дела на “Центрэнерго” сейчас идут не лучшим образом. Две из трех электростанций компании – Трипольская и Змеевская – работают на минимальной загрузке, а запасы угля на складах “Центрэнерго”, по сравнению с прошлым годом, упали больше чем на треть. Что, впрочем, не мешает “смотрящим” реализовать на предприятии масштабные схемы, – говорят эксперты.
“Страна” разбиралась, что происходит на “Центрэнерго” сейчас и какие перспективы самого крупного энергетического актива страны.
Почему на самом деле сорвалась приватизация “Центрэнерго”
Напомним: в декабре прошлого года Фонд госимущества выставил на приватизацию 78,2% акций почти за 6 млрд. грн. Еще тогда эксперты заявляли, что для объекта такого уровня это не деньги, тем более, что в 2013 году он оценивался впятеро дороже – в 1 млрд. долларов. Но были подозрения, что в итоге объект уйдет еще дешевле – до 3 млрд. грн.
“Думаю, будет попытка двух понижений в два раза каждое, то есть, в итоге цена упадет до 3 млрд. или даже 1,5 млрд. грн. Новый закон о приватизации позволяет обваливать цены даже на самые значимые для государства объекты”, – рассказывал накануне аукциона “Стране” глава Института экономического развития Александр Гончаров.
Имя будущего победителя почти не было интригой для рынка – передачу “Центрэнерго” прочили владельцу компании “Укрдонинвест” Виталию Кропачеву. Его давно называют угольным смотрящим и правой рукой нардепа Игоря Кононенко. Последний, по слухам, курирует все государственные энергетические объекты и, в том числе, “Центрэнерго”.
Поэтому неожиданная отмена приватизации стала сюрпризом не только для сторонних наблюдателей, но и для главного фигуранта этой сделки – Кропачева. По крайней мере, он заявил об этом в одном интервью, анонсировав обращение в суд и дальнейшую готовность бороться за “Центрэнерго”. Формально ФГИ придрался к неправильно оформленному пакету документов “Укрдонинвеста” и нашел российский след в капитале другого потенциального участника торгов – компании “Баланс-групп”.
Ее глава, бывший нардеп Дмитрий Крючков, является членом совета кредиторов “Центрэнерго” и накануне готовящегося аукциона выступил с громким заявлением о, якобы, системных махинациях в “Центрэнерго” и выводе из него за последний год более 5 млрд. грн., то есть, как раз той суммы, которая была нужна для покупки предприятия.
Есть несколько версий срыва приватизационного конкурса. Одну из них “Стране” озвучил сам Дмитрий Крючков. По его словам, именно он застопорил торги, пригрозив, что если “Центрэнерго” не снимут с приватизации, он обнародует скандальные документы о том, как разворовывают государственное предприятие. И это, по его мнению, сработало.
Соучредитель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич говорит, что Фонд госимущества до приватизации должен был решить вопрос с процессом банкротства “Центрэнерго” (предприятие пребывает в нем с 2004 года, хотя и остается прибыльным, зарабатывая до 2,5 млрд. грн. в год). “Приватизировать предприятие – банкрот никто не будет, это слишком рискованно, даже за такие сравнительно небольшие деньги”, – пояснил он “Стране”. Но в последний момент что-то пошло не так и решить дело через суд не получилось, – говорит Марунич.
Экономист Алексей Кущ говорит, что к “Центрэнерго” сейчас проявляет пристальное внимание МВФ.
“На Одесский припортовый они уже, видимо, махнули рукой, понимая, что с сегодняшним ценообразованием на газ он рискует превратиться в груду металла. А вот “Центрэнерго” это объект, который все еще можно выгодно продать. Не удивительно, что о приватизации этой госкомпании несколько раз упоминается в меморандуме украинского правительства с МВФ. По этой же причине провести скандальные торги и просто передать предприятие за бесценок в нужные руки власти не могут – приходится действовать с оглядкой на кредиторов”, – отметил Кущ.
Поэтому, как говорят эксперты, желание “назначить” “Центрэнерго” своего покупателя никуда не делось – власти попросту ждут более удобного момента. А по ходу – на предприятии продолжают прокручивать миллиардные схемы. “Мириться с локальными схемами кредиторы до поры до времени могут, их задача сейчас – не допустить глобального дерибана госсобствености”, – пояснил Алексей Кущ.
Угольные схемы на 2 млрд.
Схемы на “Центрэнерго” – в общем-то давно не новость для широкой общественности. СМИ не раз писали, что на активах государственной компании “смотрящие” зарабатывают огромные деньги. Поговаривали, что большинство схем реализовалось через компанию “Укрдонинвест” Виталия Крапачева, за которым, якобы, стоит Игорь Кононенко.
И, якобы, свою долю выгоды во всей этой истории имеет лично президент Петр Порошенко.
Член комитета кредиторов “Центрэнерго” Дмитрий Крючков подтвердил “Стране” – схемы не только существуют, но и набирают обороты.
“90% схем на “Центрэнерго” – это уголь. Остальное – инвестиционные программы, закупки, ремонты и пр. По углю на “Центрэнерго” работает в том числе Кропачев. Схема проста – закупил по одной цене – продал по другой, разница – в карман. Плюс – манипуляции с классностью. Раньше 90% контрактов на поставку угля заключалось с государственными шахтами – компанией “Уголь Украины”. Но потом все поменялось. Поставки идут через фирмы-прокладки. Львиная доля – это общества с ограниченной общественностью, зарегистрированные по адресу каких-то квартир и с уставным капиталом в 30 тыс. грн. Там среди учредителей есть даже официантка. И через них гоняют миллионные поставки. Все фирмы – прокладки контролирует Кропачев”, – рассказал “Стране” Крючков.
По его словам, уже с начала этого на “Центрэнерго” начала внедряться новая схема. “Это схема по льготам по НДС. По Налоговому кодексу, поставщикам угля положена льгота по уплате НДС. В итоге фирмы-прокладки покупают уголь у государственных шахт без НДС, а затем продают его “Центрэнерго” уже с НДС. В первом случае цена порядка 2,5 тыс. грн./т, во втором – больше 3 тыс. грн. Вот конкретный пример. Соглашение между “Центрэнерго” и предприятием “Держвуглепостач”, базовая цена угля – 2 590 грн./т. Прописано, что цена указана без НДС, так как “поставщик воспользовался налоговой льготой”. Следующий договор с неким ООО “Укругольтрейдинг”, которое связано с Кропачевым. Допсоглашение от 29 декабря 2018 года прописывает цену 3 036 грн./т. “Поставщик подтверждает, что на момент подписания дополнительного соглашения он отказался от использования налоговой льготы и в январе 2019 года ею не пользуется”. Но если есть льгота по НДС на определенную партию угля, то она должна проходить по всей цепочке, а не действовать только на одном из звеньев, как в данном случае”, – пояснил Крючков.
“Страна” располагает копией договора, на который ссылается эксперт.
По его подсчетам, только по этой схеме из “Центрэнерго” ежемесячно “вынимают” более 200 млн. грн.
“Центрэнерго” заключает сделки через “Прозорро” по заниженной цене, а потом вот такими допсоглашениями эта цена повышается. На предприятие заходит супердорогой уголь – 105-110 долларов за тонну. Это дороже, чем в Роттердаме. На ТЭС (в структуру “Центрэнерго входят Трипольская, Змиевская и Углегорская ТЭС – Прим. Ред.) сейчас поставляют уголь “Шахтарськтранс” и “Углерудпром”. Это компании Кропачева. С ними заключены контракты еще в 2017 году, но объем и цены закупки постоянно регулируются дополнительными соглашениями. По бухгалтерии компания показывает прибыль 2,5 млрд. грн. в год. Реально она, как минимум, вдвое больше”, – утверждает Крючков.
То есть, по его словам, реальные доходы от схем на “Центрэнерго” – минимум 2,5 млрд. грн. в год или порядка 90 млн. долларов по текущему курсу. В реальности же, как считают эксперты, сумма может составлять 100-150 млн. долларов. И конечным получателем этих денег, как утверждает Крючков, является непосредственно Кононенко.
Дмитрий Крючков утверждает, что свой интерес в бизнесе “Центрэнерго” имеет и президент Петр Порошенко. Он, якобы, контролирует предприятие “глобально”, тогда как Кононенко взял на себя “оперативное управление”.
По его словам, Порошенко расставил своих людей по всей цепочке “Центрэнерго”.
“Заместитель главы Фонда госимущества – человек президента Владимир Державин. Ранее он занимался недвижимостью Порошенко, а сейчас с ним согласовывают все крупные контракты, проходящие через “Центрэнерго”. Главой НКРЭ стал выходец из компании “Рошен” Дмитрий Вовк (позже его смешила Оксана Кривенко, ранее работавшая в компании ДТЭК Ахметова – Прим.Ред)”, – отмечает Крючков.
По его словам, у президента существуют личные договоренности по “Центрэнерго” с Ринатом Ахметовым.
“Мне Кононенко сказал: “Ты туда (в “Центрэнерго”) не лезь, у Порошенко договор с Ахметовым”, – рассказал “Стране” Крючков.
“На данном этапе, якобы, эти договоренности касаются рабочих моментов, в частности, поставок угля на “Центрэнерго”. В дальнейшем речь может идти о доле в бизнесе компании”, – утверждает Крючков.
“Страна” уже публиковала распечатки пленок нардепа Александра Онищенко, в которых Игорь Кононенко упоминался в связи с “Центрэнерго”. В частности, Онищенко, якобы, спрашивал у Кононенко “куда передать разницу по “Центрэнерго” за поставленный на предприятие газ (более 7 тыс. кубов на 54,5 млн. грн.). А Кононенко писал в ответ: “По Центру – мне”. И называл адрес, куда можно “передать” – “На Электриков помощнику Татьяна” (на ул. Электриков расположено принадлежащее до недавнего времени семье Порошенко предприятие “Ленинская кузня”, где, по слухам, и у президента, и у Игоря Кононенко, есть личные кабинеты).
“Выпотрошить” и продать?
Впрочем, сейчас дела с углем на “Центрэнерго” обстоят не лучшим образом. По состоянию на 6 февраля, запасы угля на складах компании упали с начала года на 34,2%. При этом, на Углегорской ТЭС они сократились на 35,3% (до 10,4 тыс. т при номинальной вместимости склада в 325 тыс. т), по Трипольской – на 14,2% (до 99,4 тыс. т при вместимости склада в 282 тыс. т). С одной стороны это связано с общем сырьевым кризисом в отрасли (подобные проблемы есть и на других электростанциях).
Но источник “Страны” предположил, что в случае с “Центрэнерго” речь может идти о попытке еще больше сбить цену на этот объект. Дескать, при нынешней загрузке ТЭС производственные и финансовые показатели “Центрэнерго” снизятся, что может стать основанием и для снижения стартовой цены к следующей приватизации.
“Но стоит понимать, что стратегическому иностранному инвестору (а за большие деньги этот объект могут купить только международные профильные корпорации) “Центрэнерго” неинтересен, пока глобально не будет решен сырьевой вопрос. Сейчас весь бизнес компании построен на очень уязвимой схеме. Во-первых, хорошие доходы предприятия – исключительно результат ценообразования на уголь. Но после выборов новая власть может отменить скандальную формулу “Роттердам плюс”, к которой у общественности очень много вопросов. Это сразу обрежет сверхдоходы. Во-вторых, своего угля в Украине крайне мало, и пока не будет решен вопрос с российскими поставками, дефицит будет только нарастать. В-третьих, все понимают, что тариф создан под существующие группы влияния, и если убрать админресурс, то последует тарифная перезагрузка”, – рассуждает Кущ.
По его мнению, решение всех этих проблем может повысить реальную стоимость “Центрэнерго”, как минимум, до 10-15 млрд. грн. Но сделать это непросто, особенно, что касается поставок российского угля в Украину или угля с неподконтрольных территорий Донбасса. “Плюс – иностранному инвестору нужны гарантии, как минимум, на 10 лет”, – говорит эксперт.
Впрочем, не исключено, что власти предпримут новую попытку отдать “Центрэнерго” в нужные руки еще до выборов. По информации “Страны”, новый конкурс по приватизации этого предприятия может быть объявлен уже в марте. (Людмила Ксенз, Страна.ua/Энергетика Украины и мира)