В ближайшее время крупнейшую государственную компанию “Нафтогаз”, которая объединяет функции добычи, транзита и продажи газа для ПСО-потребителей (население и предприятия теплокоммунэнерго), ждут серьезные структурные трансформации.
Пока речь не идет о долгожданном анбандлинге, подразумевающем разделение всех упомянутых выше операционных направлений деятельности. Также никто не собирается создавать между ними перегородки, препятствующие перекрестному финансированию. Ведь, имея финансовый поток от транзита российского газа в размере $3 млрд. в год, можно особо не напрягать извилины в части диверсификации транзитных, операционных и сбытовых рисков и мирно почивать на лаврах “вечно молодого, вечно реформатора”. Попутно выплачивая себе и подопечным бонусы, сопоставимые с вознаграждением в успешных западных частных компаниях. Вот только там они уплачиваются за счет акционеров, а у нас… Хотя у нас то же за счет них любимых, ведь собственником компании является Кабмин, но он лишь “доверенное лицо” коллективного акционера, то есть нас с вами.
Несмотря на попытки возмущенной общественности отыскать в “застенках души” топ-менеджеров на службе государства хоть немного совести, они и не подумали прекратить мучить обывательское сознание. Пытка премиями продолжилась и в этом году, когда, по информации, просочившейся в прессу, “Нафтогаз” как единоличный собственник “Укргаздобычи”, принял решение о выплате тамошнему руководителю премий, причем отдельно за каждый квартал 2018-го в размере 180% от месячного оклада с той лишь разницей, что во втором квартале прошлого года премиальный коэффициент составил почему-то 168%. Суммарно, по оценкам журналистов, копилка предправления растолстела на 7 млрн грн. премиальных выплат.
Хотя стоит признать, что корпоративный дух в НАКе, не говоря уж о корпоративной культуре, в последнее время хромает. В Украине сложилась уникальная ситуация, когда компания (“Нафтогаз”) подала в суд на своего акционера (Кабмин), требуя от последнего “компенсировать” миллиарды грн.ь за якобы выполнение “социальных функций” по продаже газа ПСО-потребителям.
За последние годы “Укргаздобыча” получила настоящий карт-бланш на выполнение стратегической миссии – обеспечение энергетической независимости страны. Сегодня две трети внутренних потребностей Украина закрывает за счет внутренней добычи природного газа. Но добывающих мощностей госпредприятия все равно не хватает даже для покрытия потребностей бытовых потребителей: приходится дополнительно докупать на рынке до 3,7 млрд. куб. м в год. Общая потребность населения и предприятий ТКЭ в газе составляет 17,8 млрд. куб. м, из которых 10,6 млрд. потребляет население, а 7,2 млрд. – компании теплокоммунэнерго. Таким образом, выход на уровень добычи в 20 млрд. кубов к 2020-м, означал бы примерно следующее: сейчас “Нафтогаз” вынужден докупать импортный газ для обеспечения социально незащищенного сегмента потребителей и тратит на это миллиарды гривен. В случае же выполнения программы структура газового баланса компании диаметрально изменилась бы: вместо закупок за границей “Нафтогаз” смог бы продавать коммерческим потребителям на внутреннем рынке излишки, которые оставались бы после удовлетворения нужд населения, то есть примерно 2,5-3 млрд. кубов (с учетом сокращения потребления в бытовом секторе).
Выход в коммерческий сегмент является одним из реальных рычагов по минимизации ценового давления на население и коммунальный сектор.
Но реальные цифры говорят, к сожалению, о том, что амбициозные планы по наращиванию добычи украинского газа превратились в обычный “газовый пузырь”, который можно использовать лишь на красочных презентациях и “фаер-шоу”. Соприкасаясь с реальностью, эта эфемерная идея неизбежно лопается, производя лишь “разрывы воздуха”, а не “горизонтальных пластов”.
Единственный “позитив” – программа “20/20” стала хорошей наживкой для вытягивания “карпов” в виде увеличенного финансирования “бурения”. Если раньше Украина прославилась “вышками Бойко”, то теперь бьет рекорды по финансовому освоению в “скважинах”. Вполне возможно, что уже через пару лет в стране появится новый мем под названием “Скважины Коболева”. Остается только увидеть, с какой коннотацией будет он произносится.
Во всем “Бендик” “виноват”
В декабре 2018-го госструктуры по добыче газа стали фигурантами нескольких серьезных инцидентов. Началось все с обысков в “Укргаздобыче”. Следователи прокуратуры обвинили тогда менеджеров компании в злоупотреблениях на десятки млн. грн.ь. Примерно в то же время появилась информация о том, что в буровом подразделении “Укргаздобычи” произошла аварийная ситуация с поломкой верхнего привода (Top Drive). Пострадало купленное у компании Bentec оборудование, которое представители поставщика отказались чинить по гарантии.
Следует отметить, что буровая установка Bentec была впервые за многие годы запущена в Украине на скважине в Жемчужной площади в Полтавской области (забурились там как раз 22 декабря прошлого года, но уже через неделю система верхнего привода вышла из строя). Кстати, данная буровая установка является одной из пяти, которые в рамках контракта на $110 млн. должна поставить немецкая компания Bentec GmbH Drilling & Oilfield Systems. В “Укргаздобыче” пока никак не прокомментировали данную ситуацию. На лицо кризис вертикального управления в системе НАКа, когда менеджеры вместо того, чтобы брать ситуацию под контроль в течение 24 часов в сутки, празднуют все новогодние праздники.
В 2018 г. на должность руководителя закупок в “Укргаздобычу” пришел уроженец Узбекистана, гражданин США, получивший степень МВА в частном католическом колледже, Феликс Черни. Новый топ получил такой карт-бланш, о котором могут только мечтать наши седовласые “нефтегазовые старики”. Бюджет закупок в “Укргаздобыче” вырос в 2018-м до 90 млрд. грн., то есть до эквивалента в 3 млрд. евро. При этом в 2014-м данный показатель составил всего $300 млн.
В общем, программа “20/20” работает в очень специфическом режиме: она обеспечивает рост закупок за госсчет, но пока не очень достигает главной цели – роста объемов добычи газа. Хотя у топ-менеджеров компании есть универсальная отмазка: нужно, несмотря на критику скептиков и ретроградов, стиснуть зубы и продолжать инвестировать. Еще пару сотен млрд. грн. – и “золотой ключик” у нас в кармане. Не в 2020-м, так позже. А пока нужно вложить еще 149 млрд. грн. в “Укргаздобычу”, и в будущем это приведет к дополнительным поступлениям в бюджет в размере 479 млрд. грн. Слайды презентации это весьма убедительно доказывают… Хотя есть и другие “слайды”.
Газ по цене “арктического”
По сравнению с 2014 г. объем добычи газа в Украине (в системе “Укргаздобычи”) вырос с 15,12 млрд. куб. м до 15,49 млрд. куб. м, то есть всего на 370 млн. Рост на грани статистической погрешности. При этом вызывает изумление показатель закачки газа в ГТС: по сравнению с 2014-м он упал. А это уже серьезно. Ведь всех нас интересует, не сколько “Укргаздобыча” подняла газа, а сколько его попало в трубу. Если с 2014 по 2016 гг. динамика показателей добычи газа и его закачки в систему примерно совпадали, то уже в 2017-м наметился небольшой сдвиг в сторону увеличения удельного веса потерь. Прошлый год в этом плане вообще побил все рекорды: добыто 15,49 млрд. кубов, а закачено в ГТС – 13,99 млрд., разница составила 1,5 млрд. куб. м, увеличившись по сравнению с 2014-м на 0,9 млрд. куб. м. Куда же делся газ в размере почти млрд. кубов?
А ушел он в такой интересный показатель, как “технологические потери”. Если бы данный индикатор остался на уровне 2014 г. (0,6 млрд. куб. м), то реальный показатель добычи составил бы в прошлом году 14,6 млрд. кубов, или на 0,52 млрд. меньше уровня 2014-го. Увеличение потерь с 0,47 до 1,42 млрд. куб. м привело к тому, что на данную статью расходов было списано газа на сумму более 8 млрд. грн. по нынешнему тарифу.
Обосновывая новую “инвестиционную программу развития”, “Укргаздобыча” утверждает, что для поддержания добычи хотя бы на достигнутом уровне, ей необходимо закладывать на инвестиции 2,1 грн. на кубе добываемого газа, а для обеспечения минимального роста – все 2,9 грн. Выходит занятная “цифирь”.
По данным государственного “добытчика”, чтобы “заместить” примерно 1,2 млрд. куб. м природного газа, который “теряется” в результате истощения скважин, “Укргаздобыче” нужно вкладывать в “бурение” более 30 млрд. грн., а для “прироста” в производственных показателях и вовсе раскошелиться на 45 млрд. грн. в год.
Возьмем десятилетний отрезок времени, достаточный для получения адекватного числового ряда. Исходя из программы компании, в добычу собственного газа придется инвестировать примерно 15 млрд. евро. На сегодняшний день это составляет эквивалент 60 млрд. куб. м, или двухгодичный газовый баланс страны. В то же время, по оценкам альтернативных исследований, в лучшем случае уровень добычи вырастит до 2030 г. до 17 млрд. куб. м, невзирая на то, сколько наших денег будет освоено. Для этого есть свои объективные причины. Выходит, за десять лет инвестиции принесут дополнительную добычу примерно 15 млрд. куб. м “нового” газа и до 12 млрд. куб. м “замещенного”, суммарно – не более 27 млрд. кубов. А теперь вспомним цифру в 60 млрд. куб. м, названную выше. Выходит затратный мультипликатор, предложенный “аналитиками” “Укргаздобычи” более чем в два раза превышает экономически обоснованный уровень “импортозамещения”.
Вместо того чтобы на базе существующих 153 месторождений газа разработать 153 бизнес-проекта с детальной проработкой инвестиционного профиля и составлением дифференциальных моделей по наращиванию эффективности добычи, в госкомпании решили взяться за составление “легенд осени” о всепроникающем воздействии “гидравлических разрывов пластов”, которые якобы и должны “впитать” в себя существенную часть инвестиций, правда, без гарантии сколько-нибудь внятного результата.
Подведем итог. По данным “Украгаздобычи”, для возмещения природного истощения действующих скважин (приводит к потере 1,2 млрд. куб. м газа в год), необходимо в цену реализации газа населению заложить 2,1 грн. на кубе. Это позволит удерживать показатели ежегодной добычи на уровне 15 млрд. кубов. Здесь затратный механизм госкомпании вообще превращается в взбесившийся калькулятор: возмещение 1 млрд. “утрачиваемого” газа обойдется государству в 32,5 млрд. грн., или в более чем один миллиард евро в год. Добавим сюда сумму технологических потерь. Неплохая калькуляция, рядом с которой знаменитые “вышки Бойко” кажутся невзрачными пигмеями. В этой ситуации единственный выход, который остается у государства, – это максимально изымать из системы “Нафтогаза” начисленные дивиденды. (Алексей Кущ, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)