Вступивший в силу менее года назад Кодекс РК “О недрах и недропользовании” установил новые правила для участников отрасли.
Кодекс, который объединил мировую практику предоставления права недропользования и управления недрами, стал нововведением и требует практических разъяснений. Хотя рано делать какие-либо выводы в отношении нового режима регулирования недропользования, сегодня уже представляется возможным осветить некоторые ключевые вопросы. В настоящей статье наши эксперты фокусируются на вопросах получения права недропользования на твердые полезные ископаемые и на углеводородное сырье.
С чего начать, если вы заинтересованы в получении участка недр
Наличие участка в программе
Одним из основных условий предоставления права недропользования является наличие участка недр в Программе управления государственным фондом недр. Программа содержит географические координаты территорий в виде блоков, в пределах которых могут предоставляться участки недр.
Если участок недр уже включен в программу, заявителю необходимо обратиться в компетентный орган с заявлением об инициировании проведения аукциона для участка с углеводородным сырьем (УВС), а для участка с твердыми и общими полезными ископаемыми (ТПИ и ОПИ соответственно) – обратиться в компетентный орган с заявлением о выдаче лицензии на разведку и (или) добычу. Компетентными органами являются: для УВС – Министерство энергетики, для ТПИ – Министерство индустрии и инфраструктурного развития, для ОПИ – акиматы областей. (УВС – сырая нефть, газовый конденсат, природный и попутный газ; ТПИ – все металлы, руды черных, цветных и редких металлов и т.д.; ОПИ – полезные ископаемые, используемые в естественном состоянии или с незначительной обработкой и очисткой в строительных и иных хозяйственных целях и имеющие широкое распространение в недрах.)
Если участок недр не включен в программу, то заявителю необходимо инициировать процедуру включения. В настоящее время включение в программу участков по УВС, ТПИ и ОПИ осуществляется только Министерством индустрии и инфраструктурного развития по мере поступления заявок от акиматов областей либо Министерства энергетики, в зависимости от вида полезного ископаемого.
При этом такой процесс увеличивает срок включения участка в программу, требуя улучшения взаимодействия между компетентными органами.
После утверждения программы в нее было внесено два изменения в части включения участков недр. Процедура включения участков недр в программу еще не в полной мере нашла свое отражение на законодательном уровне. Остаются открытыми такие вопросы, как периодичность и сроки включения участков в программу в зависимости от вида полезных ископаемых.
Доступ к геологической информации
Предварительная геологическая информация об участке недр является одним из основных критериев для инвестора при принятии решения.
Кодекс обеспечивает открытый доступ к геологической информации в сфере недропользования, за исключением геологической информации, признаваемой конфиденциальной или секретной. К геологической информации относятся геологические отчеты, отчеты о результатах геологоразведочных работ, отчеты об оценке ресурсов и запасов полезных ископаемых, а также информация, полученная в результате обработки, анализа и обобщения первичной информации.
Таким образом, инвесторам предоставляется возможность безвозмездно ознакомиться с общей частью геологического отчета для определения необходимости получения копии полного геологического отчета.
Национальным оператором по сбору, хранению, обработке и предоставлению геологической информации является ТОО “Республиканский центр геологической информации “Казгеоинформ”, которое на основе заявки заинтересованного лица обеспечивает доступ к открытой геологической информации. С общей информацией по участкам недр можно ознакомиться через интерактивную карту в интернете. В настоящее время карта работает в пилотном режиме и все еще находится на стадии доработки. Для совершенствования работы интерактивной карты необходимо улучшить уровень доступности информации на английском языке для получения информации иностранными инвесторами.
Какова процедура получения права недропользования
Блочная система – нововведение отрасли
Важно отметить, что кодексом внедрена “блочная система” при предоставлении права недропользования, которая кардинально отличается от прежней системы определения участков по координатам угловых точек. При этом заявители могут столкнуться с риском несоответствия заявленных координат участка недр с координатами блоков в программе, что может привести отказу со стороны компетентных органов во включении участка недр в программу или в предоставлении права недропользования.
Процедура получения права недропользования по ТПИ
Следующем шагом является получение права недропользования. Права недропользования могут получить физические и юридические лица, включая иностранных лиц. Согласно сложившейся практике первоначально инвестор получает участок недр на проведение разведки, и в случае успешного коммерческого обнаружения получает исключительное право на добычу полезных ископаемых.
Кодекс четко регламентирует требования, предъявляемые к заявителю для получения права недропользования, а также порядок рассмотрения и отказа в предоставлении права недропользования.
В отношении ТПИ и ОПИ кодексом установлен порядок предоставления права недропользования на условиях “первый пришел – первый получил”.
Основным условием для заявителя на условиях “первый пришел – первый получил”, помимо прочего, является наличие финансовых и профессиональных возможностей для осуществления недропользования. Финансовые возможности заявителя могут быть подтверждены одним из следующих документов: выпиской из банковского счета, копией договора займа; финансовой отчетностью с установленными требованиями в отношении размера активов заявителя; письмом рейтингового агентства. Для оценки финансовой возможности используется рейтинг по шкале агентства Standard & Poor’s или другого международного рейтингового агентства или рейтинг аналогичного уровня рейтинговых агентств, осуществляющих деятельность в Казахстане.
Согласно публично доступной информации Министерства индустрии и инфраструктурного развития на сегодняшний день на условиях “первый пришел – первый получил” поступило около 200 заявлений на предоставление права недропользования по ТПИ. По 42 заявлениям из списка уже предоставлены лицензии на разведку ТПИ.
Кодексом установлен ряд случаев, когда к ТПИ должен применяться аукцион. Например, если один и тот же блок (блоки) включен(-ы) в несколько заявлений (впервые включаемых в программу), по которым не принято решение об отказе в выдаче лицензии, по данному блоку (блокам) среди заявителей проводится аукцион.
Аукцион проводится по английскому методу. Аукционист объявляет участника, предложившего наиболее высокий размер подписного бонуса.
Процедура получения права недропользования по УВС
В отношении УВС ситуация обстоит иначе. С 1 января 2020 аукцион на предоставление права недропользования по УВС будет проводиться с использованием интернет-ресурса уполномоченного органа в области УВС. Сейчас аукцион проводится в открытой форме посредством объявления участниками аукциона своих предложений по величине размера подписного бонуса, начиная со стартового размера подписного бонуса, указанного в извещении о проведении аукциона.
Участников процесса, безусловно, волнуют риски, связанные с возможными спекуляциями во время аукциона. Например, необходимы ли гарантии на аукционе для первых заявителей, которые включили перспективный участок недр в программу? Как избежать “искусственного” завышения ставок, которое могут организовать лица, не имеющие цели получить право недропользования, но имеющие не совсем добросовестные намерения?
Кодекс не содержит мер ответственности для недобросовестных участников аукциона. Кодекс содержит лишь право отказа компетентного органа в приеме заявления на участие в аукционе, если заявитель ранее был определен победителем аукциона по УВС, но не уплатил подписной бонус, что, по нашему мнению, может быть несоизмеримо экономическим потерям государства и других добросовестных заявителей.
Применимость положения статьи 178 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение установленного порядка проведения публичных торгов, аукционов и конкурсов в отношении аукциона в рамках кодекса носит неоднозначный характер.
Компетентным органом с даты вступления кодекса в силу еще не проводился аукцион на предоставление права недропользования по УВС по новому формату. Следовательно, ожидаем, что названные риски могут быть учтены во время первого аукциона или после проведения аукциона.
Важно отметить, что кодекс сохранил ранее принятый подход в отношении предоставления права недропользования по УВС национальной компании АО “НК “КазМунайГаз” на основе прямых переговоров, но с оговорками в части запрета на отчуждение до двух лет. Следовательно, для потенциальных инвесторов предусмотрена возможность получения права недропользования на УВС в качестве стратегического партнера АО “НК “КазМунайГаз”.
Оформление права недропользования
Кодекс существенно сократил сроки предоставления права недропользования, а также его оформления лицензией или контрактом. Срок оформления лицензии на ТПИ сократился до одного месяца, а на УВС – до трех месяцев. Необходимо подчеркнуть, что оформление – это процедура получения готового документа при условии наличия всех необходимых согласований. Исходя из статистики, мы видим, что количество выданных лицензий на недропользование по новому режиму сравнительно невелико. Наличие утвержденных проектных документов не будет являться одним из условий для выдачи лицензии или заключения контракта на недропользование, что существенно облегчает процедуру предоставления права недропользования и является положительным нововведением. Подготовка проектных документов будет осуществляться после оформления права недропользования.
Вместе с тем новым инвесторам важно помнить следующие обязательства недропользователя в отношении:
– доли местного содержания в работах, услугах (не менее 50% от общего объема приобретенных работ в течение календарного года) и кадрах;
– финансирования обучения казахстанских кадров в период добычи;
– расходов на научно-исследовательские, научно-технические и опытно-конструкторские работы на территории Казахстана в период добычи;
– расходов на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры в период добычи.
При этом возможны административные барьеры, связанные с получением необходимой информации при согласовании лицензии или контракта со стороны компетентных и уполномоченных органов. Для улучшения взаимодействия между участниками рынка, по нашему мнению, целесообразно организовать специально оборудованный фронт-офис для приема обращений инвесторов в офисах государственных органов на примере Центра обслуживания инвесторов. Это позволило бы уменьшить количество письменных обращений, избежать недопонимания в технических и юридических вопросах, а также способствовало бы улучшению имиджа открытости государственных органов.
В рамках кодекса, безусловно, существует ряд других вопросов, которые интересуют недропользователей, такие как преимущества и особенности перехода со старого контрактного режима на новые условия кодекса, вопросы передачи прав недропользования. Данные вопросы найдут свое отражение в практических комментариях, которые в дальнейшем будут подготовлены нашей командой. (Елена Рыжкова, директор департамента налоговых и юридических услуг PwC, Канат Казбаев, председатель Союза недропользателей Казахстана, Багдат Кужатов, юрист-консультант департамента налоговых и юридических услуг PwC, Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)