В начале марта украинские чиновники вкупе с топ-менеджерами государственных газовых компаний впали в состояние группового когнитивного диссонанса. С одной стороны, все последние годы населению рассказывали “сказки венского леса” о рыночной цене на газ, которая убила коррупцию, как ложка никотина – лошадь. С другой, сама цена газа для населения и предприятий теплокоммунэнерго при этом почему-то определялась не рынком, а постановлениями Кабмина, которые также далеки от рыночных механизмов, как морская свинка от моря.
Тем не менее, во всех официальных документах, включая обязательства перед МВФ, зафиксированные в меморандуме сотрудничества с фондом, было четко прописано требование – к началу 2020-го года увеличить цену на газ для социальных групп потребителей до 12 313 грн./тыс. м куб. А в течение текущего года данный ценовой индикатор должен уже в мае вырасти с нынешних 8,5 тыс. до 9851 грн. за тысячу кубов. По задумке творцов программы сотрудничества с фондом, данный график повышений газовых цен должен в ближайшие двенадцать месяцев “догнать и перегнать” импортный паритет. По силе ментальной привязки коллективного бессознательного наших провластных элит к целевому значению указанного выше импортного паритета нынешние “горе-руководители” могут дать десятикратную фору дедушке Хрущову с его планами построения коммунизма в отдельно взятой стране. “Ценовое либидо” у нынешних властелинов газовой трубы и их групп прикрытия столь велико, что дедушка Фрейд тихо курит в углу свою большую сигару.
Все бы ничего, но в марте текущего года цена на газ, причем не в тексте постановления правительства, а на вожделенном реформаторами рынке, неожиданно “нырнула” за отметку в 8000 грн. за тысячу кубов. Учитывая, что наиболее массовое нынче течение экономической мысли в Украине можно охарактеризовать как “вульгарный либерализм”, тут же посыпались предложения вообще снять с “Нафтогаза” обязанности по поставкам газа социальным группам потребителей, которые нынче осуществляются через сеть облгазов по утвержденным правительством нормам потребления. Мол, пусть население и предприятия ТКЭ найдут себе поставщиков газа, исходя из личных предпочтений, надо полагать, на нюх. А НАК в это время сможет найти, тоже по “вкусу”, но уже покупателей. Надо полагать, коммерческих.
Здесь нужно сделать маленькое “рыночное отступление” и отметить, что по заверениям должностных лиц госкомпании, с 2014-го по 2017-й годы “Нафтогаз” сократил свою долю на коммерческом рынке (промышленные потребители) с 84% до 12%. Сегодня примерно полсотни трейдеров покрывают потребности промышленности как за счет импортного ресурса, так и с помощью частной газодобычи (свыше 4 млрд. м куб. в год). Тут стоит добавить, что с одной стороны, трейдеров вроде как и много, вот только их реальных конечных бенефициаров можно пересчитать по пальцам одной руки, причем это должна быть рука старого якудза, которому пришлось отсечь пару пальцев за нерасторопность на службе…
Казалось бы, вот оно окно возможностей, когда “Нафтогаз” сможет наконец стряхнуть с себя миллионы домохозяйств с их котлами/плитами и перейти на более “вкусный” частный рынок, ну хотя бы частично.
Проблема заключается в том, что отмена обязательств по поставкам населению природного газа со стороны государственной компании приведет к тому, что все курсовые и рыночные риски по ценовым скачкам на природный газ будут перенесены на конечного потребителя – население и на государственный бюджет, который субсидирует малоимущих. Причем ни один Минфин не сможет запланировать в проекте бюджета нужную сумму для выплаты субсидий, ведь придется “угадывать” не только цену на газ на ближайший год, но и динамику курса гривны. Ну а те, кто субсидию не получает, вынуждены будут каждое зимнее утро заглядывать на сайт Украинской энергетической биржи и молиться, чтобы цена не “рванула”. И попутно следить за курсом гривны. Ведь в случае девальвации, придется сразу идти в магазин за мылом и веревкой.
Но как же быть с ценой? Снизить нельзя повысить. Где поставить нужную запятую? И выбор необходимо сделать уже к маю, когда в соответствии с меморандумом МВФ придется повышать цену на газ для населения, в то время как на рынке она снижается. В таком случае сбудутся самые извращенные фантазии “евроромантиков”, которые давно потчуют обывателей жуткими историями о том, что цена газа для населения в Европе выше, чем для промышленных потребителей, ведь первые берут в розницу, а вторые – оптом. Вот и в Украине уже в мае может сложиться “революционная газовая ситуация”, когда простой украинец заплатит за газ на 2-3 тыс. грн. больше, чем владелец металлургического комбината. Оно, конечно, по-европейски выходит, ну уж слишком как-то с азиатским привкусом.
Начиная с января 2019-го, цена на газ на немецком хабе NCG составила 22,8 eur/Mwh. В феврале данный показатель снизился до 17,85 евро, а в марте – до 15,81 евро. Чтобы перевести эти цены в привычные нам тысячи метров кубических, нужно показатель немецкого хаба умножить на 10,57. А для получения цены на границе Украины и ЕС необходимо добавить еще примерно три евро за использование европейской газотранспортной системы, 6,28 долл. США – за точку входа в нашу ГТС, умножить полученную цифру на курс НБУ к евро и доллару и добавить налоги.
В результате на границе Украины и ЕС на данный момент газ должен стоить от 7 151 грн./тыс. м куб. (с голландского TTF) до 7 492 грн. (в немецком NCG).
Рыночные индикаторы в ЕС не могли не сказаться на показателях украинского рынка газа. По данным Украинской энергетической биржи, по результатам электронных торгов средневзвешенные котировки по коммерческому газу в Украине сократились с 12062 грн. за тыс. кубов в ноябре 2018-го до 7921 грн. в марте 2019-го.
Если бы в Украине к сегодняшнему времени были созданы предпосылки для запуска начальной фазы формирования “молодого” газового хаба, то с учетом собственной газодобычи средневзвешенная универсальная цена на природный газ могла бы снизиться ниже отметки в шесть тыс. грн., а при определенном фискальном маневре – ниже 5000 грн. за тыс. кубов. В рамках ценового диапазона 5-6 тыс. грн. Украина уже вполне могла бы выстраивать адекватную рыночную сегментацию потребителей, когда население условно бы покупало газ по 5-5,5 тыс. грн. за тыс. м куб., а промышленность как оптовый покупатель – ниже пяти тыс. Вот в таком случае получилось бы действительно по-европейски, но без азиатского привкуса.
На практике же наша нынешняя газовая модель не только не может конвертировать эффект от добычи собственного газа в пользу населения, но и не в состоянии обеспечить хотя бы частичный волновой эффект в связи с текущим удешевлением импортного ресурса и падением цен на газ на европейском рынке. Частично этот “волновой эффект” ловит лишь промышленность, в результате чего начали постепенно возобновлять работу химические предприятия. Ну а населению традиционно предлагают сыр в мышеловке в виде “дешевого рынка”, забывая предупредить о том, что он может быть и “дорогим”. Ведь в Украине как не было, так и нет рыночных механизмов по “смешиванию” ценовых параметров “своего” и импортного газа в единый рыночный коктейль. А такой моделью может быть лишь новый восточно-европейский газовый хаб, географически привязанный к нашим подземным хранилищам газа. О создании которого у нас не принято говорить вслух. (Алексей Кущ, 112.ua/Энергетика Украины и мира)