Кабмин отказался от идеи сменить главу правления НАК “Нафтогаз Украины” и продлевает контракт с Андреем Коболевым еще на год. Как стало известно 112.ua, решение было принято под давлением послов стран большой семерки, которые ранее встречались для обсуждения этого вопроса с Владимиром Гройсманом.

Ситуация для премьера вышла довольно щекотливой. С одной стороны, добившись смещения Коболева, как говорят наши источники, он мог подыграть минимум четырем центрам влияния, за которыми стоят известные олигархи и политики, имеющие интерес в НАК. С другой стороны, ссориться с влиятельными представителями международного сообщества премьеру было также не с руки. Сохранение Коболева в должности главы “Нафтогаза” означает, что, как минимум, до конца года ситуация на газовом рынке Украины не изменится: будем наблюдать повышение цен на газ для населения и противостояние с российским “Газпромом”. А вот как будет развиваться ситуация с 2020 года, после двух избирательных кампаний, в ходе которых в Украине может измениться не только президент, но и парламент с Кабмином, истечет срок транзитного контракта с “Газпромом”, прогнозировать пока невозможно

Решение Кабинета министров продлить на год контракт с главой правления НАК “Нафтогаз” Андреем Коболевым во время заседания правительства 21 марта большим сюрпризом не стало. Источники 112.ua в дипломатических кругах еще в минувший вторник сообщили, что премьер уже поменял решение по Коболеву, и правительство отменяет решение о проведении конкурса по выбору нового предправления “Нафтогаза” после встречи с послами стран большой семерки. Сам Андрей Коболев назвал решение правительства “компромиссом, который является признаком конструктивного и эффективного диалога”. Условия, на которых с ним будет продлен контракт, он комментировать не стал, пообещав сделать это после того, как получит письменное решение Кабмина.

В начале марта премьер Владимир Гройсман огорошил общественность, заявив, что Кабмин хочет сменить правление НАК. Хотя, в принципе, было ясно, что цель Гройсмана – увольнение Коболева, с которым у премьера конфликт. Гройсман в последнее время открыто критиковал Коболева и топ-менеджмент НАК.

Так, главе правительства не понравились неоправданно высокие, по его мнению, зарплаты Коболева и других топ-менеджеров “Нафтогаза”. Известно, что набсовет “Нафтогаза” рекомендовал Кабмину продлить контракт с Коболевым, назначив ему оклад в размере 2 млн. грн. После критики премьера набсовет вышел с новым предложением: назначить главе НАК зарплату в два раза меньше, нежели предлагалось изначально, выплачивать годовую премию только по решению правительства, а контракт сократить на срок до одного года.

Сам глава НАК на пресс-конференции по случаю проведения конкурса сказал, что некие люди предупреждали его о том, что события могут развиваться таким образом и что его попытаются убрать с должности. Он заявил, что уже несколько месяцев как перечисляет всю свою зарплату в три благотворительных фонда. 21 марта он подтвердил, что планирует так поступать и с новой зарплатой, которую ему назначат после заключения нового контракта.

Также досталось Коболеву от Гройсмана и за срыв программы 20/20, в ходе реализации которой планировалось увеличить добычу газа в стране госкомпаниями до 20 млрд. куб. м уже к 2020 году (и 27,6 млрд. куб. м – всеми газодобытчиками страны). Это позволило бы Украине отказаться от импорта газа, стать энергонезависимой (потребность Украины в голубом топливе – 32 млрд. куб. м в год), лишив российский “Газпром” потенциальных рычагов давления на экономику. В реальности же дочка НАК – “Укргаздобыча” – безнадежно отстала от плана. В 2018 году УГВ должна была добыть 16,5 млрд. куб. м газа, в том числе 1 млрд. куб. м на новых лицензионных участках. По факту новых лицензий компания практически не получала и добыла только 15,5 млрд. куб. м. Формально это было одной из причин, по которой свою должность покинул глава УГД Олег Прохоренко.

Тот факт, что выполнить 20/20 в запланированные сроки уже не удастся, признает и сам Коболев. Он объясняет это объективными причинами, на которые “Нафтогаз” не имел влияния. Глава НАК говорит, что в течение длительного времени компании не выдавались лицензии на новые месторождения. Кроме того, в связи с блокированием процессов получения разрешений на местах, в частности в Полтавской области, УГД практически не имело возможности осуществлять проекты greenfield. Сейчас, по словам Коболева, ситуация изменилась. В то же время спрогнозировать, каким будет прирост объемов добычи, он отказался, отметив, что показатели программы 20/20 будут изменены и скорректированы в ближайшее время – вероятно, во время обсуждения финансового плана на 2019 год.

Отметим, что разговоры о конфликте Гройсмана с Коболевым ходят давно. Еще в середине 2017 года, как писал 112.ua, во время заседания Кабмина между ними произошла ссора. Информация об этом стала публичной. Но за закрытыми дверями градус противостояния был намного выше, чем это было позволено увидеть общественности, говорили тогда источники в Кабмине. Причиной конфликта послужило предложение “Нафтогаза” повысить цену на газ для населения, что предполагалось предложенным правительству финпланом. Гройсман его не подписал и заявил, что “в погоне за финансовыми показателями компания готова обдирать простого украинца, потребителя”. Стоит отметить, что на требовании уравнять цены на газ для населения и промышленности в Украине настаивает Международный валютный фонд, при этом Гройсман программу сотрудничества с МВФ выполняет. Сам Коболев факт конфликта с Гройсманом отрицает. “У нас с премьером нет личных разногласий. Те моменты, которые я озвучил публично, – разница во взглядах на ключевые вопросы”, – заявил он в одном из недавних интервью.

Еще одной темой противостояния между Гройсманом и Коболевым в публичной плоскости был конфликт вокруг анбандлинга. Как известно, Кабмин настаивал на передаче ГТС компании “Магистральные газопроводы”, но под влиянием Энергетического сообщества, представители которого прислушиваются к Коболеву, был вынужден признать, что это невозможно сделать как минимум до конца текущего года, до истечения срока действия контракта с российским “Газпромом” на транзит газа. Стороной этого контракта является “Нафтогаз”. Поэтому в случае изменения участника действующего контракта российский газовый монополист мог повести себя самым непредсказуемым образом. Как минимум, приостановить оплату за транзит газа.

Отметим, что сам Гройсман 21 марта потребовал от Коболева следующее: анбандлинг ГТС и ее сертификацию согласно европейскому законодательству, увеличение объемов добычи газа до не менее 18 млрд. куб. м в год и обеспечение продолжения транзита газа с января 2020 года. Он подчеркнул, что достижение соглашений по этим вопросам является главным условием для продления контракта с Андреем Коболевым на год. Премьер также подчеркнул, что правительство “не будет платить заоблачных заработных плат менеджменту компании”.

Кому надоел Коболев?

Опрошенные эксперты склоняются к тому, что личностных разногласий между Гройсманом и Коболевым действительно нет, зато есть разные центры влияния, которые имеют свои интересы в НАК и отстаивают их через политиков и чиновников. “Это, безусловно, и Фирташ, и Коломойский, и Порошенко, и Тимошенко. Причем конфликт Коболева с Тимошенко достаточно давний и уходит корнями в историю”, – говорит гендиректор “Ньюфолк-НКЦ” Андрей Закревский. Речь о газовом контракте Тимошенко и цене на газ, по поводу которых экс-премьер и нынешний глава “Нафтогаза” публично спорят уже несколько лет.

Наиболее ярким является конфликт нынешнего правления НАК с Дмитрием Фирташем, который давно существует в публичной плоскости и отображается в постах пресс-службы “Нафтогаза” в соцсетях. Фирташу в Украине принадлежит “Региональная газовая компания” (РГК), в которую входит 20 из 44 операторов газораспределительных сетей. “Нафтогаз” ведет с этими компаниями ожесточенные споры в судах из-за долгов перед госкомпанией.

В начале марта на пресс-конференции Коболев обвинил газсбыты в перепродаже газа, который поставляется по более низкой цене для населения коммерческим компаниям (должны покупать газ по более высокой цене, которая соответствует рыночной). “На совещании у регулятора (НКРЭКУ), инициированном “Укртрансгазом”, обсуждалось, что система показала факты, очевидные и подтвержденные решениями газсбытов, которые утверждены электронной цифровой подписью, что газ, который НАК “Нафтогаз Украины” передавал газсбытам, частично перепродавался коммерческим компаниям. Это зафиксировала система суточного балансирования. Считаю, что эта ситуация должна стать поводом для подробного расследования: как это произошло, почему – и самое главное – как часто и в каких объемах это происходило в прошлом”, – сказал Коболев.

Комментируя 21 марта предложение отпустить в свободное плавание цены на газ для населения, которое “Нафтогаз” на днях сделал Кабмину, Коболев заявил, что сейчас “есть уникальная возможность изменить ситуацию с ПСО”, устранив посредников, частные компании, которые имеют миллиардные задолженности перед “Нафтогазом”. В этом случае НАК мог бы напрямую поставлять газ населению, а компании Фирташа могли бы быть отстранены от этого процесса. Именно с открывшейся возможностью “устранения компаний Фирташа” Коболев связал скандальное появление нардепов Ляшко и Каплина на заседании в Кабмине и в “Нафтогазе”. 21 марта Олег Ляшко устроил в Кабмине публичный скандал, протестуя против заявления Кабмина о намерении продлить контракт с Коболевым еще на год.

Для конфликта с Игорем Коломойским, который является миноритарным акционером в “Укрнафте” (входит в “Нафтогаз Украины”) также есть почва. В частности, “Нафтогаз” и миноритарные акционеры вели спор по вопросам корпоративного управления “Укрнафтой” (по вопросу распределения полномочий по назначению членов набсовета) в Лондонском арбитраже. Уже несколько лет ведутся споры в Стокгольмском арбитраже и в украинских судах в отношении спорных 10 млрд. куб. м газа, за которые “Укрнафта” (ее миноритарные акционеры) требуют денежной компенсации (в соответствии с рыночной ценой газа). Как известно, “Нафтогаз” на собрании 28 марта анонсировал смену главы правления компании “Укрнафта” Марка Роллинса, которого часто обвиняют в том, что он действует в интересах Коломойского.

Что касается интереса действующего президента в увольнении Андрея Коболева, то он, по словам экспертов, может состоять только в рамках предвыборных маневров. Общество недовольно высокой зарплатой Коболева, накала ситуации добавляет и скандал вокруг премий, которые менеджеры госкомпании потребовали за победу в Стокгольмском арбитраже. Увольнение Коболева могло бы добавить пару процентов президентскому рейтингу, считают источники 112.ua в БПП.

Кроме того, у Коболева довольно непростые отношения с министром энергетики Игорем Насаликом, который считается приближенным к одному из руководителей президентской партии Игорю Кононенко. Насалик недавно заявил, что “Коболев провалил все, что только можно было провалить”. Глава НАК также неоднократно жестко критиковал министра.

Недовольны Коболевым и большинство финансово-промышленных групп, говорят источники 112.ua во фракциях коалиции. По их словам, раздражение вызывает нежелание главы НАК с кем-либо делиться. “Он считает, что имеет только одного работодателя”, – говорит, намекая на версию о том, что назначение Коболева на должность главы “Нафтогаза” в 2014 году лоббировал американский бизнесмен Джордж Сорос. В этом контексте стоит, пожалуй, вспомнить наделавший немало шума эпизод, когда во время своего первого визита в Украину перед встречей с президентом Петром Порошенко тогда еще госсекретарь США Рекс Тиллерсон провел в посольстве встречу с Андреем Коболевым, нардепом Мустафой Найемом, партнером Horizon Capital Еленой Кошарной и представителем возглавляемого Виталием Шабуниным Центра противодействия коррупции Дарьей Каленюк.

Разумеется, что и нынешнее заступничество послов большой семерки даст повод теперь еще больше говорить о высоких зарубежных покровителях, пользуясь заступничеством которых Коболев ведет себя столь вызывающе с представителями украинских политических элит.

Если не Коболев, то кто?

По информации источников 112.ua, в качестве кандидатуры, которая могла бы устроить нынешний набсовет, рассматривался Юрий Витренко. До недавнего времени он был близким соратником главы НАК, однако после назначения главой газового дивизиона экс-совладельца одного из крупнейших трейдеров газа “ЭРУ Трейдинг” Андрея Фаворова, между Витренко и Коболевым пробежала черная кошка, говорят наши собеседники.

Из названия должности Витренко исчезла приставка “главный”, и он стал исполнительным директором “Нафтогаза”, а между командами его людей и Фаворова началась война за контроль над направлением торговли газом. Витренко инициировал комплаенс-расследование в отношении Фаворова якобы в связи со сделками, которые с его благословения позволили получать неправомерную выгоду “ЭРУ Трейдинг”. Пока о его результатах неизвестно. “Таких заметных внутренних конфликтов между топ-менеджерами в “Нафтогазе” не было давно”, – сказал 112.ua директор ExPro Ukraine Геннадий Кобаль.

Андрей Закревский говорит, что нынешняя ситуация с попыткой отстранить Коболева говорит о том, что политика все еще влияет на ситуацию в “Нафтогазе”. “Нынче “Нафтогаз” является самой эффективной экономический компанией в Украине. В то же время из-за влияния политической составляющей он уже потерял одного из самых эффективных менеджеров – Олега Прохоренко”, – посетовал он. Правда, стоит заметить, что Прохоренко был уволен по желанию Коболева и Витренко.

“Следует отметить, что “Нафтогаз” сейчас совсем иной, нежели был при предшественниках Коболева. Если раньше получившая наибольшую электоральную поддержку политическая сила, как правило, назначала своего руководителя НАК, а этот человек руководил “Нафтогазом” в разрезе интересов назначившей его политической силы, то с 2014 года мы наблюдали иную ситуацию. Госкомпания действительно перестала быть дойной коровой для определенных политических сил, как это было раньше”, – говорит Геннадий Кобаль. В то же время, по его словам, Коболев не идеален: “Анбандлинг тормозится. Переход на суточную балансировку рынка газа откладывался несколько раз, в том числе и в связи с неготовностью программного продукта – платформы, на которой он осуществляется”.

Высокую оценку происходившим в госкомпании изменениям дал и эксперт “А-95” Артем Куюн: “Укргаздобыча”, которая раньше была никакой, за последние годы стала очень эффективным игроком на рынке сжиженного газа. Пользуясь неповоротливостью компании и ограниченностью ее резервуарного парка, трейдеры нередко “отжимали” ее. На падении цены они игнорировали торги и заставляли компанию сбрасывать газ ниже рынка. Однако команде Прохоренко удалось кардинально изменить эту ситуацию: они перешли на электронные аукционы, оптимизировали мощности по хранению, автоматизировали отгрузку. По сути, госкомпания стала современным трейдером, который по эффективности не уступает частным предприятиям”.

Чего ожидать в будущем

Коболев остается, а это значит, что мы продолжим наблюдать те процессы, которые и до этого были в “Нафтогазе”, отмечают эксперты. В частности, по их словам, в ближайшее время в центре внимания будет тема либерализации цен на газ для населения, которую, как известно, инициировал “Нафтогаз”, направив на минувшей неделе соответствующее письмо в Кабмин.

“Сейчас просто идеальная ситуация, чтобы перевести население на рыночные цены. Действие постановления о ПСО подходит к концу. Такие реформы внедряются именно на падающем рынке. Такая ситуация с ценами сейчас сложилась впервые за последние два года. Для понимания: ГП “Укрспирт” на днях купил газ на рынке по 6,9 тыс. грн. за 1 тыс. куб. м с НДС. С учетом затрат на транспортировку он может составить 7,5 тыс. грн. за 1 тыс. куб. м. Такой же могла бы быть сейчас цена на газ и для населения. Это совсем иная ситуация в сравнении с той, которая была осенью прошлого года, когда “Нафтогаз” предлагал повысить цену до рыночной, а она тогда составляла более 10 тыс. грн. за 1 тыс. куб. м”, – уверен Геннадий Кобаль.

По словам директора ExPro Ukraine, от потрясений рынок газа в Европе в ближайшей перспективе защищен высоким предложением. “Даже в том случае, если “Газпром” резко уменьшит поставки газа в Европу, его место быстро займут другие поставщики. Тот же Катар, Норвегия, США. Доля “Газпрома” из-за высокой конкуренции на европейском рынке не растет. По итогам прошлого года она составила 33%. “Газпром” изо всех сил борется за сохранение своей доли, снижая цены. Предложение газа в Европе сейчас просто огромно: оно еще больше выросло после того, как Япония резко сократила потребление LNG, возобновив работу своих АЭС. Доля LNG газа в Европе (с 2016 по 2018 гг.) выросла в два раза – с 8 до 16%”, – говорит Кобаль.

По его словам, как минимум до середины лета предпосылок для резкого повышения цен на газ нет. Однако это может произойти ближе к осени. Известно, что именно возможный рост цен является главным сдерживающим фактором для правительства. Это признает и Гройсман. Комментируя предложение “Нафтогаза”, премьер назвал его ловушкой. “Они говорят о том, что они нам предлагают отменить ограничение цены. А если мы отменим ограничение 8,55, завтра “Нафтогаз” может сказать, что цена должна быть 10 или 11 тыс. грн. Я этого допустить не могу”, – сказал Гройсман.

В связи с этим прогнозировать, каким может быть решение правительства по вопросу либерализации цен на газ для населения, эксперты не берутся. Также, по их словам, туманны перспективы газового рынка и после 2019 года. И в этом контексте очевидно, что факт назначения только на год, а не на 5 лет, как в 2014 году, Коболеву на руку. В том случае, если ситуация будет складываться неблагоприятным образом, он может красиво выйти из ситуации.

Из комментариев самого Андрея Коболева очевидно, что он не возражает против продления своих полномочий именно до конца текущего года. И это вполне объяснимо. Представить, что будет происходить в Украине, в том числе с ее газовой отраслью, с 1 января 2020 года, сейчас невероятно сложно. Слишком много неизвестных, отмечает Геннадий Кобаль: “Неизвестна судьба “Северного потока – 2” (позволит России направить значительные объемы газа в Европу в обход украинской ГТС, и в этом случае объемы транзита по территории Украины и денежные поступления от него резко снизятся, – ред.). Есть небольшой шанс, что строительство “Северного потока – 2” все же будет остановлено, хотя с каждым месяцем эти шансы уменьшаются. Исходя из этого, также неясна судьба транзитного контракта с “Газпромом”, который закончится в конце года. И, разумеется, сейчас никто не может четко спрогнозировать, кто после двух выборов будет в стране президентом, каким будет политический расклад в Верховной Раде и кто станет премьер-министром Украины”. (Ярослав Конощук, Елена Голубева, 112.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий