Верхняя палата российского парламента – Совет Федерации – поставила точку в вопросе реэкспорта нефти и нефтепродуктов, которые поставляются из России в Беларусь. На пленарном заседании был рассмотрен специальный протокол к Соглашению между странами о поставке нефти и нефтепродуктов. Отныне уже на законодательном уровне на подобный реэкспорт наложен прямой запрет.
Говоря экономическим языком, протокол, в частности, подразумевает согласование индикативных балансов по поставкам нефти и нефтепродуктов между двумя странами. Также предусматривается определение перечня “нефтяных” товаров, запрещенных или ограниченных к поставкам из РФ в Беларусь.
Последние несколько лет очень большое количество сжиженного углеводородного газа (СУГ, он же “пропан-бутан”), бензина, дизтоплива и других продуктов переработки нефти поставлялось из РФ в Беларусь, но на белорусской территории надолго не задерживалось – сразу реэкспортировалось. В основном в Украину, в меньших объемах – в Польшу и другие страны Центральной Европы. Получалось, что Беларусь и сама с избытком обеспеченная нефтепродуктами (в стране работает два мощных НПЗ), дополнительно к этому закупала у России в несколько раз больше разных углеводородов, чем потребляла сама.
В Кремле все это отлично видели и понимали, но терпели: дозволенный белорусам реэкспорт служил своего рода финансовым поощрением за поддержку Александром Лукашенко России во всех международных структурах, а также за военное сотрудничество двух стран. А зарабатывала белорусская сторона очень неплохо: в 2018 г. 2,743 млн. т нефтепродуктов были куплены белорусскими фирмами (контролируемыми правительством) у России по средней цене $395,7/т, а шли на экспорт в Украину уже по $544/т. С учетом разницы между экспортной ценой и ценой нефтепродуктов из России в $148 за т, беларуские нефтетрейдеры и бюджет, совершенно не напрягаясь, смогли заработать в прошлом году на реэкспорте до $407 млн.
Со сжиженным газом было еще круче. По данным украинской “Консалтинговой группы А-95”, за первое полугодие 2018-го поставки СУГ из Беларуси в Украину выросли на 35% по сравнению с тем же периодом прошлого года – до 258 тыс. т (191,7 тыс. т в первом полугодии 2017-го). В реальности в Украину с белорусской территории реэкспортировался сжиженный газ российского происхождения. Просто в Беларуси он “паспортизировался”, то есть получал сертификаты, “подтверждающие” его местное происхождение.
По официальным данным, которые предоставляет “Белстат”, железнодорожный экспорт СУГ из России в Беларусь во втором полугодии 2017 г. вырос на 60% по сравнению с первым полугодием 2016-го, до 56 тыс. т в месяц, в январе-мае 2018 г. – еще на 41%, до 79 тыс. т в месяц. Всего за первое полугодие 2018-го совокупный объем поставок составил 474 тыс. т., после чего они пошли в еще больших объемах: уже в мае 2018-го железнодорожный экспорт СУГ из России в Беларусь увеличился до рекордных 107.375 т. Для сравнения: экспорт СУГ из России в Беларусь в 2015 и 2016 гг. составлял в среднем лишь около 20 тыс. т в месяц.
Конечно, все эти цифры приблизительные, толком размеров реэкспорта российских углеводородов никто не знал и не знает.
Между тем отношения между Минском и Москвой постепенно ухудшались: российскому руководству не нравилось “слишком свободное” поведение Александра Лукашенко и его попытки реабилитироваться перед Западом за прошлые проступки. В какой-то момент в Кремле решили увязать сохранение “углеводородной дотации” для белорусского руководства с его лояльностью РФ, а потом – и с выполнением Договора о Союзном государстве России и Беларуси (он был подписан в 1999 г., но с 2007-го практически не выполнялся.
О намерении прикрутить нефтяной и газовый краники для Минска было объявлено в августе 2018-го. Последовала череда напряженных встреч Путина и Лукашенко, но по итогу в Кремле не уступили. В октябре прошлого года между странами были согласованы (и вступили в силу с 1 ноября) новые балансы, которые, в частности, не предусматривали поставок из РФ в Беларусь бензина, дизтоплива и мазута. Как результат, в январе 2019 г. Беларусь импортировала из России всего 3,6 тыс. т нефтепродуктов против 350 тыс. т в январе 2018 г. Зеркально сократился и объем белорусского экспорта нефтепродуктов – на 13,8%, до 1 млн. т. В денежном выражении – на 14,9% – до $482,4 млн.
То же самое произошло и с пропан-бутаном. 18 октября по всей Украине выросли розничные цены на сжиженный углеводородный газ (он же СУГ, он же LPG). Средний уровень цен по стране составил 16,02 грн. за литр. Этот рост цен был связан с дефицитом сжиженного газа у трейдеров. Причина в том, что в конце сентября – начале октября 2018-го Россия закрыла “белорусский канал” “серого” реэкспорта сжиженного газа из России. Но одновременно Москва открыла возможности для легальных прямых поставок СУГ из России в Украину. Однако логистика новых схем была отработана не сразу, и потому на рынке возник временный дефицит “пропан-бутана”.
Стало понятно, что прежней модели подпитки белорусского бюджета за счет нефтяного реэкспорта больше не будет. Министр энергетики РФ Александр Новак тогда заявил: “Беспошлинный экспорт нефтепродуктов в Беларусь нецелесообразен, поскольку Беларусь полностью обеспечивает свои потребности в них путем переработки российской нефти. А вот излишки союзная республика реэкспортирует в Украину, зарабатывая на этом миллиарды”.
Украина: переформатирование рынка
Терять украинский рынок моторного топлива белорусские поставщики начали еще раньше. Как указывала в своих отчетах “Консалтинговая группа А-95”, в 2017 г. наблюдалось существенное снижение поставок белорусских бензинов и дизельного топлива в Украину по сравнению с показателями прошлых лет. Так, поставки бензина упали на 22%, а ДТ – на 14% от уровня 2016-го. Причиной снижения стали действия самого спецэкспортера белорусских нефтепродуктов – государственной Белорусской нефтяной компании (БНК).
В результате Украина увеличила закупки моторного топлива в Польше и Литве, после чего БНК в декабре 2017 г. пришлось снизить цены на топливо для украинских оптовых покупателей.
Но и россияне поставляли дизтопливо в Украину все эти годы, несмотря на, мягко говоря, натянутые отношения между двумя странами. И после “закрытия” реэкспорта через Беларусь прямые продажи именно дизтоплива (самый чувствительный продукт для украинского рынка) по линии Москва – Киев заметно выросли.
С 2016 г. дизтопливо в Украину из России поставляла только “Роснефть” – по трубопроводу “ПрикарпатЗападТранс”, оформлялось оно через швейцарскую Proton Energy израильского бизнесмена Нисана Моисеева. В октябре 2017 г. “Роснефть” заключила на 10 лет контракт на экспорт 30-50 млн. т дизельного топлива с компанией ITC Industry Trading Company SA. (Швейцария), глава которой – владелец единственного в Украине нефтепродуктопровода, гражданин Германии Анатолий Шефер. Договором предусмотрено, что “Роснефть” будет поставлять ITC Industry Trading Company от 3 до 5 млн. т дизельного топлива Евро-5 в год.
В сентябре 2017 г. дизельное топливо в Украину также начала поставлять (по железной дороге) компания ООО “Газпром нефтехим Салават”, входящая в структуру “Газпрома”. Покупателем выступает украинская “дочка” Socar – Торговый дом “Сокар Украина”, работающая через посредника LVK CENTRE LIMITED (Великобритания). Последняя компания принадлежит проживающей в Монако гражданке Финляндии Светлане Котиранате.
В результате за 2018 г. доля белорусских производителей в балансе украинского рынка ДТ сократилась с 43% до примерно 30%. Этот объем заместили поставки российского дизеля, доля которых выросла с 28% до 39%.
Украина всегда критически зависела от импорта энергоносителей. В последние годы она стала потребителем даже тех видов топлива, которые ранее производила сама: уголь для тепловой генерации электроэнергии, моторное топливо. Сегодня для российских и белорусских НПЗ Украина – рынок с миллиардными оборотами и емкостью примерно 5,5-5,6 млн. т в год (до 70% всего топливного импорта Украины). И такая ситуация будет сохраняться, пока Украина не возродит собственные НПЗ и не наладит сжижение газа, добытого из собственных источников. (Денис Лавникевич, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)