Возобновляемая энергетика в Украине развивается быстрыми темпами. В такой ситуации важно обеспечить стабильность работы энергосистемы. Как это сделать?
Развитие возобновляемой электроэнергетики является одним из приоритетов энергетической политики Украины.
Это предполагает “Национальный план действий по возобновляемой энергетике до 2020 года”. Согласно этому документу, Украина обязалась к 2020 году производить 11% или 10,9 ГВт энергии из возобновляемых источников.
“Энергетическая стратегия Украины до 2035 года” предусматривает рост доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в структуре производства электроэнергии до 12% к 2025 году, что составит 13,1 ГВт, и 25% или 20,3 ГВт – к 2035 году.
В начале 2019 общая мощность ВИЭ в Украине без учета крупных ГЭС составляла 2,3 ГВт или около 4%. Достижение указанных амбициозных целей сопровождается необходимостью иметь достаточный объем маневренных резервных мощностей для недопущения разбалансировки через небалансы объектов ВИЭ.
По данным “Укрэнерго”, энергосистема может принять еще 3 ГВт без отклонений в работе. Учитывая темпы развития ВИЭ в Украине, можно утверждать, что запуск дополнительных 3 ГВт – перспектива ближайшего будущего.
“Укрэнерго” выдала до 2025 года технических условий на присоединение вдвое больших мощностей, а кодекс системы передачи и кодекс систем распределения запрещают ограничивать присоединения ВИЭ и предоставления им технических условий.
В такой ситуации Украина должна обеспечить стабильность работы энергосистемы путем усиления ответственности объектов ВИЭ за свои небалансы, введение дополнительных маневренных мощностей и создания систем хранения энергии.
По закону “О рынке электроэнергии”, небаланс – это разница для каждого расчетного периода между фактическими объемами отпуска или потребления, импорта, экспорта тока и объемам купленной и проданной электрической энергии.
При этом участники рынка подают в “Укрэнерго” как оператора системы передачи свои почасовые графики электроэнергии и обязаны их выполнять, а в случае невыполнения несут финансовую ответственность.
Соответствии с “Правилами рынка”, утвержденных НКРЕКП, каждый участник должен стать стороной, ответственной за баланс (СВБ). СВБ может включать одного участника рынка или балансирующую группу, в которую могут войти два и более участников. Объединение участников осуществляется на добровольной договорной основе.
Между участниками рынка, входящие в балансирующей группы СВБ, устанавливаются четкие правила: порядок расчета небалансов электроэнергии в пределах балансирующей группы, финансовая ответственность за небалансы электрической энергии, порядок уведомления СВБ и выполнения почасовых графиков участниками группы.
Производители электрической энергии, которым установлен “зеленый” тариф, должны входить в балансирующей группы производителей по “зеленому” тарифу на основании соответствующего двустороннего договора с гарантированным покупателем.
В таком случае гарантирован покупатель является СВБ для такой балансирующей группы. В отличие от других балансирующих групп, правила функционирования балансирующей группы производителей по “зеленому” тарифу определяет НКРЕКП.
Следует отметить, что участники балансирующей группы несут финансовую ответственность за небаланс перед своей СВБ, а СВБ несет финансовую ответственность перед “Укрэнерго” за небалансы всех участников своей группы.
Стоимость небалансов электроэнергии СВБ рассчитывает “Укрэнерго” для каждого расчетного периода суток, как это предусмотрено “Правилами рынка”.
По закону “О рынке электроэнергии”, плата за небалансы гарантированном покупателю объектов ВИЭ, введенных в эксплуатацию после апреля 2017 года, которым установлено “зеленый” тариф и входящих в состав балансирующей группы производителей по “зеленому” тарифу, осуществляется с 1 Январь 2021.
Она составляет 10% стоимости урегулирования небаланса и постепенно будет расти ежегодно на 10% таким образом, что доля возмещения гарантированном покупателю с января 2030 составит 100%. Если объект введен в эксплуатацию до апреля 2017 года, то плата за небалансы не будет взиматься до 31 декабря 2029 года.
Другим требованием о возмещении объектом ВИЭ стоимости небаланса гарантированном покупателю в 31 декабря 2029 является наступление условий, когда отклонение фактических почасовых объемов отпуска тока от почасового графика превышает 20% для ветра, 5% для воды (без учета крупных ГЭС) и 10% – для солнца.
Если доля всех субъектов, которые производят электроэнергию из ВИЭ, в ежегодном энергетическом балансе составит 5% и более, то возмещение небалансов происходить тогда, когда отклонение фактических почасовых объемов отпуска электрической энергии от почасового графика отпуска превысит 10% для ветра, 5% для солнца и 5% для воды (без учета крупных ГЭС).
Схема компенсации небалансов объектами ВИЭ может быть изменена после принятия законопроекта 8449-д, содержащий новый подход к поддержке производителей тока с ВИЭ через проведение аукционов по распределению квоты такой поддержки.
По этому проекту, ответственность за небалансы для ВИЭ будет внедряться значительно быстрее, что может существенно уменьшить бремя на гарантированного покупателя.
Так, полная ответственность за небалансы объектов ВИЭ, которым установлен “зеленый” тариф, и тех, кто по результатам аукциона получил право на поддержку, наступает тогда, когда такой объект введен в эксплуатацию с 1 января 2024 или следующем году, когда рынок электроэнергии Украины будет признан ликвидным.
Это определяет Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, но не позднее 1 января 2024 года.
Для объектов ВИЭ, которые введены в эксплуатацию до 1 января 2024, которым установлен “зеленый” тариф или которые по результатам аукциона получили право на поддержку, плата за небалансы устанавливается согласно нормам закона “О рынке электрической энергии”, то есть постепенно по 10% из 1 января 2021 и с последующим ежегодным увеличением на 10% до 31 декабря 2029 года.
Если говорить о технической составляющей вопросы по урегулированию небалансов, то следует отметить острую необходимость введения в эксплуатацию маневренных мощностей и энергоаккумулирующих систем. По оценкам “Укрэнерго”, к 2025 году следует ввести в эксплуатацию около 2,5 ГВт быстрых маневренных мощностей.
Для развития энергоаккумулирующих систем необходимо, прежде всего, создать соответствующую нормативно-правовую платформу для стимулирования инвесторов и участников рынка, чтобы они сами инвестировали в энергоаккумулирующих системы.
В Украине отсутствует механизм стимулирования развития таких мощностей и привлечения инвестиций. Между передовые страны, которые активно развивают сектор ВИЭ, внедряют стимулирующие инструменты и достигли значительных результатов.
Мы ознакомились с опытом наиболее успешных стран – США и Австралии. По результатам анализа мы выделили ряд решений, которые может рассмотреть Украине при создании аккумулирующих мощностей. Этот перечень не является исчерпывающим.
- Предусмотреть на законодательном уровне обязательства разработать стратегический план по емкости энергоаккумулирующих установок в Украине.
- Предусмотреть на законодательном уровне механизм налогового стимулирования для развития энергоаккумулирующих систем. Вариант – инвестиционный налоговый кредит, который позволит инвесторам и производителям отсрочить уплату налога на прибыль и использовать эти средства для установления энергоаккумулирующих систем.
Отсроченные суммы будут компенсированы инвесторами и производителями благодаря росту прибыли, полученной в результате установления упомянутых систем. Другой вариант – освобождение от налогообложения импортного оборудования для этих систем.
- Предусмотреть механизм частичной или полной компенсации процентов за пользование кредитами промышленными компаниями и индивидуальными хозяйствами для установления энергоаккумулирующих систем.
- Предусмотреть увеличение надбавки производителям электроэнергии из ВИЭ по “зеленому” тарифу и производителям, которые по результатам аукциона получили право на поддержку, за использование энергоаккумулирующих систем украинского производства.
Законопроект 8449-д поручает правительству разработать законопроект о стимулировании установки на электростанциях мощностей для аккумуляции электроэнергии.
Надеемся, в этом акте Кабмин предусмотрит все стимулы для развития энергоаккумулирующих систем или подготовит соответствующие нормативно-правовые акты, что позволит не допустить разбалансировки энергосистемы при развитии ВИЭ. (Юрий Кацер, директор, руководитель отдела юридического консультирования KPMG в Украине. Соавторы – Дмитрий Чумак, старший юрист KPMG Law Ukraine, Дмитрий Змиевец, юрист KPMG Law Ukraine. Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)