Строительство Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива, о котором зашла речь еще в далеких 2000-х годах, в настоящее время выходит на финальную стадию. По словам президента НАЭК “Энергоатом” Юрия Недашковского, объем строительных работ по сооружению хранилища составляет порядка 70%.
«Энергореформа” побывала на площадке будущего хранилища и узнала, как скоро Украина перестанет зависеть от российского монополиста “Росатом” в сфере обращения с ОЯТ, что ежегодно обходится стране $200 млн.
Пока на трех из четырех действующих украинских атомных электростанциях (Южно-Украинской, Хмельницкой и Ривненской) проводится модернизация перегрузочного оборудования, которая должна обеспечить станциям возможность работы с технологиями американской компании Holtec International, поставляющей среди прочего Украине спецоборудование для транспортировки ОЯТ, на самой строительной площадке полным ходом осуществляются работы по подготовке к принятию в апреле-июне 2020 года первых контейнеров с ОЯТ.
Так, в марте было завершено строительство части железнодорожного пути, по которому будет осуществляться доставка – ветки, соединяющей площадку ЦХОЯТ с линией Вильча – Янов (ж/д Овруч-Чернигов). Реконструкция последней находится в зоне ответственности “Укрзализныци”, на балансе которой находится данная часть ж/д пути. Также завершается оборудование подъездных дорог вдоль колеи.
По ж/д пути многоцелевые канистры (МЦК) с отработавшим ядерным топливом в транспортно-упаковочных комплектах будут подвозить к основному зданию, в котором должна осуществляться перегрузка.
Работы на объекте также ведутся полным ходом. В будущем в нем через установленные под землей специальные устройства будет проходить перегрузка канистры с ОЯТ из транспортного контейнера в железобетый.
Отсюда специальным тяжеловесным транспортером груз будет перевозиться непосредственно на площадку хранения.
Ее площадь – равна 150-800 м, а прочность металлобетых конструкций, из которых она состоит, как и прочность контейнеров, в которых будет храниться ОЯТ, рассчитаны на самые разнообразные ситуации – от затопления до падения тяжеловесного самолета.
Позже, после завершения основных строительных работ, на финальном этапе, периметр площадки будет оборудован датчиками радиационного контроля, а на каждый контейнер, диаметр которого равен 3,5 метрам, а высота 15 метрам, будет установлен датчики температурного контроля.
Для того, чтобы обеспечить ЦХОЯТ необходимым количеством бетона, из которого будут формироваться контейнеры хранения, за территорией хранилища будет построен бетый завод.
Как заверил Ю.Недашковский, в настоящее время работы по сооружению хранилища ведутся четко по графику, который предусматривает завершение в первом квартале следующего года строительных работ и начало пуско-наладочных.
На второй квартал 2020 года запланирован ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса объекта и установка первых контейнеров с отработавшим ядерным топливом.
Что касается технологий, то “Энергоатом” принял уже 47 из 56 единиц основного и вспомогательного оборудования.
ЦХОЯТ рассчитан на хранение ОЯТ в течение 100 лет с возможностью продления на такой же
период. Его проектная мощность рассчитана на 458 контейнеров, которые могут вместить в себе 16,529 тыс. отработавших ядерных сборок.
Краткая история проекта:
2003 год. “Энергоатом” с целью сокращения расходов на обращение сОЯТ , которое до сих пор вывозится в РФ, объявил тендер по отбору компаний для создания в Украине Централизованного хранилища сухого типа для топлива трех АЭС – Хмельницкой, Южно-Украинской и Ривненской. Запорожская АЭС не нуждается в вывозе, поскольку при ней сооружено собственное пристанционное хранилище.
2005 год. Ведущий мировой разработчик технологий и производитель оборудования для транспортировки и хранения ОЯТ – американская компания Holtec International стала победителем тендера. В конце этого года “Энергоатом” подписал с компанией контракт стоимостью EUR127,75 млн. на проектирование, лицензирование, строительство и ввод в эксплуатацию первой очереди хранилища.
В течение долгого времени по ряду причин, проект был фактически заморожен.
2012 год. Верховная Рада приняла закон о сооружении ЦХОЯТ. Им были установлены правовые основы хранения ОЯТ, создания системы и оптимизации структуры обращения с таким топливом.
2014 год. Кабинет министров выделил 45 га земли в зоне отчуждения под сооружение хранилища. В этом году был дан реальный старт работы по строительству хранилища.
2015 год. “Энергоатом” и Holtec подписали допсоглашение к контракту от 2005 года на строительство.
2017 год. “Энергоатом”, финучреждение правительства США Overseas Private Investment Corporation (OPIC) и Central Storage Safety Project Trust (CSSPT, оба – США) подписали кредитное соглашение по сооружению ЦХОЯТ, тогда же в конце года “Энергоатом” приступил к строительным работам. (Подготовила Анастасия Гасан, Reform.energy/Энергетика Украины и мира)