Винницкая Voltage Group вышла на рынок солнечной энергетики Украины сравнительно недавно, но уже вошла в тройку EPC-контракторов, аккредитованных Укргазбанком. О перспективах строительства промышленных солнечных электростанций, ожидании нового механизма ценообразования и приемлемом уровне тарифов для инвесторов рассказал управляющий партнер Voltage Group Виталий Николаенко.
– Какие результаты работы компании в прошлом году?
– В целом мы работаем на рынке солнечной энергетики не более 1,5 года. Прошлый год был для нас очень активный, особенно второе полугодие. В течение года мы построили более 40 МВт станций различной мощности (от 1 МВт, 5-7 до 20 МВт), а запроектировали – более 100 МВт. Сегодня на стадии переговоров о строительстве мы имеем проектов общей мощностью более 150 МВт, и надеемся реализовать их в этом году.
В основном среди наших заказчиков – местные инвесторы, однако сейчас планируем подписать контракты и с несколькими иностранными. Регионы нашего присутствия – Винницкая, Закарпатская, Хмельницкая, Днепропетровская области, уже есть также несколько проектов в Киевской области.
– Будут ли, по Вашему мнению, развиваться проекты в регионах с меньшим чем на юге Украины, уровнем инсоляции?
– В южных областях (хотя и по всей Украине также – в меньшей степени) уже есть проблемы с выдачей мощности объектами возобновляемых источников энергии (ВИЭ) – СЭС и ВЭС. Я очень сомневаюсь, что на юге еще можно реализовать крупные проекты без значительных (дорогих) реконструкций электрических сетей. Все технические условия (ТУ) операторы системы распределения (ОСР) согласовывают в НЭК “Укрэнерго”, и по расчетам различных режимов работы энергосистемы в некоторых регионах уже невозможно принять мощность в силу различных технических причин, таких как небалансы потребления и генерации электроэнергии, пропускная способность и состояние сетей.
Поэтому, конечно, инвесторы “переключаются” на другие регионы. Уже появилось много проектов в Житомирской, Кировоградской, Черкасской, Хмельницкой, Ивано-Франковской и других областях, и они будут реализованы. Я считаю, что не такая уж большая разница в уровне инсоляции между югом и остальной частью страны. В Германии, например, в основном везде хуже уровень инсоляции, чем у нас, а станций гораздо больше.
– Вы не делали для себя оценку, какова реальная ситуация со свободными мощностями для подключения к электросетям, учитывая неактивные проекты?
– Достоверно это может сделать только балансодержатель тех сетей. Хотя нам известно от энергораспределительных компаний, свободной мощности в отдельных районах действительно не хватает для новых объектов, а также есть немало сложностей для эксплуатации сетей с присоединенными объектами ВИЭ. По неактивным проектам (так называемым “мертвым” ТУ), то в любой момент может прийти активный инвестор, выкупить такой проект с действующими ТУ, и его объект должны присоединить. Поэтому его все равно нужно учитывать.
Поэтому конечно, ОСР и “Укрэнерго” очень придирчиво относятся к выдаче и согласования новых ТУ на присоединение. Правила выдачи ТУ последнее время несколько осложнились во всех регионах. В документации мы сейчас часто видим много пунктов, которые еще год-два назад не было. В первую очередь они касаются мер по защите сетей от различных режимов работы объектов ВИЭ, которые могут влиять на безопасную эксплуатацию электросетей и обеспечения бесперебойного питания потребителей.
– И эти меры капиталоемкие?
– Да. Поэтому финансовая нагрузка на проект увеличилась. Ранее считалось нормой, когда расходы на присоединение составляют до 50 тыс евро на МВт, сегодня же этот показатель вырос в 1,5-2 раза.
– В этом году все пытаются строить по-максимуму, в ожидании закона о “зеленых” аукционах и снижение “зеленого” тарифа на 10% с 2020 года …
– Для инвестора сегодняшнее время – наиболее привлекательное с точки зрения окупаемости. Тариф на продажу электроэнергии в оптовый рынок пока составляет 15,03 евро за кВт-ч, фотомодули подешевели на 20-25% в год. Кроме этого, с 1 января 2019 отменен НДС при ввозе фотомодулей и инверторов (эта налоговая льгота будет действовать до 2021 года включительно), что значительно уменьшает капиталовложения на старте строительства.
Рынок сегодня очень активен, к такому “буму” сложно подготовиться и для обеспечения результата в короткий срок наблюдается нехватка качественных проектных организаций, производителей, подрядчиков.
Также есть опасения относительно сроков реализации реконструкции электросетей для своевременного обеспечения присоединения всех желающих. Инвесторы спешат завершить проекты до конца года, к тому же каждый месяц простоя влияет на окупаемость СЭС, особенно летом.
При этом есть процедурные требования, которые так или иначе ОСР должны соблюдаться. Нужно разработать проектную документацию, согласовать ее, на это уходит до 3 месяцев, далее следует провести тендер на Прозорро, заказать оборудование, производители которого сейчас тоже перегружены. Если раньше срок поставки подстанционного оборудования составлял 2 месяца, то сегодня – уже 120 дней и более.
Проблемы с подготовкой сетей уже есть, и они будут обостряться, ведь проектов очень много. Такой ажиотаж продлится недолго, однако сейчас именно его пик.
– Сейчас “зеленый” тариф в Украине достаточно привлекательный, но не вредит его высокий уровень стабильному прогнозируемому развитию альтернативной энергетики?
– “Зеленый” тариф создал стимул для развития рынка ВИЭ, без него не было бы такого количества воплощенных в жизнь проектов. На законодательном уровне в свое время было сделано много стратегически правильных вещей. Но сегодня, действительно, пора внедрять рыночные правила.
Поэтому мы ждем аукционов. Я убежден в необходимости их введения для крупных промышленных станций. Страны, где ВИЭ достигли высокой доли в структуре производства электроэнергии, уже ввели этот механизм, и, как правило, он позволяет получить справедливую стоимость электроэнергии.
– Очевидно, по результатам аукционов тариф снизится, можно оценить приемлемый для инвесторов уровень, есть некий минимум?
– Тариф не может быть одинаково приемлемым для всех, у каждого инвестора свой “порог”. Кому-то срок окупаемости 8 лет приемлемый, кому 5 лет. Мы имели переговоры с иностранными компаниями, они готовы инвестировать при покупке электроэнергии солнечных станций по 10-11 евроцентов за кВт-час.
– А ваши прогнозы развития рынка на более долгосрочный период, после принятия закона о “зеленых” аукционах?
– В следующем году будет определенное “проседание” активности на рынке, прежде всего это обусловлено отсутствием механизма внедрения аукционов и опыта их проведения. Это в значительной степени повлияет на сроки принятия решений заказчиками по инвестированию. Думаю, кто-то будет ждать, кто первый пройдет все этапы и воспользуется новой системой работы.
Но вместе с тем многие эксперты прогнозирует, что 2020 год будет годом входа крупных иностранных инвесторов, со значительным финансовым ресурсом, которые могут себе позволить участвовать в аукционах и быть конкурентнымы за счет мощной финансовой “подушки”, возможности привлечения кредитов на лучших условиях – ниже процентом и длиннее сроками.
Так или иначе, мы все равно вынуждены будем развивать ВИЭ и дальше, ведь их нынешняя судьба на уровне 3% в структуре всей генерации – это все еще немного, в развитых странах она уже достигает 20-30% и выше.
Следует отметить, что есть определенная проблема в дисбалансе между долей в генерации и долей в денежном обороте (как известно, сейчас “зеленые” забирают 8-9% средств). Вместе с тем, мы должны понимать, что со временем стоимость традиционной генерации у нас также будет расти. Мы должны помнить о том, что более 90% блоков ТЭС самортизировано. Развитые страны вообще отказываются от угольных электростанций (а некоторые – и от атомных). Украина должна идти по этому пути также и ВИЭ – реальная альтернатива.
“Зеленые” имеют проблемы в постоянстве поколения, нужно думать об аккумуляции. Считаю, что energy storages – следующий стратегически важный этап развития отрасли. Философия развития электрических сетей должна двигаться в направлении распределенной генерации с аккумулированием, таким образом мы сможем заместить морально, физически и технологически устаревшее оборудование, ресурс которого исчерпывается.
– Вы наблюдаете на рынке появление соответствующих проектов?
– Мне кажется, что пока все ждут удешевления стоимости внедрения таких проектов, так как это происходило с фотомодулями. Было время когда они стоили 2 долл. за Вт, а сейчас – уже меньше 0,3 долл. Высокотехнологичные страны, такие как Южная Корея, Китай, США активно и успешно работают в направлении energy storages, думаю, через несколько лет, подобные проекты начнут появляться и у нас. Это позволит уменьшить нагрузку на энергосистему, позволит по-другому развивать распределительные сети, уменьшить влияние монопольного положения крупных энергокомпаний.
– Что сейчас происходит с маржинальностью ЭДС-контракторов?
– Я не вижу на сегодня факторов, которые существенно изменили доходность ЭДС-контракторов. Единственное, что – поднимается постоянно уровень заработных плат в первую очередь инженерно-технического персонала и рабочих специальностей. Надеюсь, профессия инженера станет не менее престижной, чем юриста или экономиста. По сути нам приходится конкурировать на рынке труда с соседними странами Европы, например Польши. На самом деле это даже радует, что в Украине все чаще встречаются компании, которые могут обеспечить уровень зарплат европейских стран.
Если говорить о краткосрочной перспективе, то цена на услуги не должна снизиться, на рынке уже есть, и до конца текущего года будет углубляться дефицит опытных подрядчиков. На самом деле на рынке мало компаний, которые понимают, что нужно делать на всех этапах реализации проектов (начиная от сопровождения при проектировании, получении ТУ, строительстве), какие регуляторные меры нужно пройти в НКРЭКУ, ГП “Энергорынок”. Подрядчик должен все это понимать и организовать для заказчика, знать, какие документы следует оформить заранее, чтобы потом не тратить дополнительное время и не потерять месяца, когда уже должны генерироваться и оплачиваться “зеленые” кВтч.
– Какие факторы влияют на прибыльность солнечной электростанции, эффективность ее работы?
– Главной причиной неэффективной работы станции могут быть непрофессиональные инженерно-технические решения на этапе проектирования. Поэтому нужно тщательно выбирать проектные организации, имеющие опыт не только проектирования, но и строительства и эксплуатации.
За работой станции нужно следить, предупреждать аварийные ситуации, следует иметь опытный персонал, который знает регламенте работы.
Мы участвуем в эксплуатации двух небольших станций – 2 МВт и 0,5 МВт. Сейчас также ведем переговоры с инвесторами, для которых завершаем строить объекты на 5 МВт и 7 МВт, по обслуживанию этих станций.
Думаю, со временем предложений взять объект на обслуживание будет больше. Заграницей вообще это устоявшаяся практика. Они отдают на аутсорсинг инженерным компаниям не только СЭС, но и на производственных предприятиях – сети. Пройдет время, и у нас люди поймут, что можно, конечно, сэкономить, обслуживая станцию самому, но затем в случае непрофессиональной эксплуатации понести большие убытки.
– Как Вы оцениваете перспективы украинской возобновляемой энергетики учитывая будущие политические изменения в стране?
– Мне кажется, сегодня политическая ситуация уже не имеет такого влияния на экономику, как раньше. Мы диверсифицировали рынки сбыта, люди сосредоточились на развитии собственного бизнеса, поняли, что нужно профессионально делать свое дело и быть конкурентным, именно это, а не админресурс, дает возможность бизнесу существовать в долгосрочной перспективе.
От того, кто будет у власти, ситуация в отрасли глобально не изменится, все равно напряжение в сети нужно, степень износа энергоблоков не уменьшится, поэтому развивать ВИЭ потребуется в любом случае. Сегодня все ждут принятия закона о “зеленых” аукционах, чтобы понять, насколько будут изменены правила игры на рынке, каким будет порог участия в аукционах. Затем инвесторы посчитают новые бизнес-модели, и начнут их реализовывать.
Ранее ЭлектроВести писали, что строить ветряные и солнечные электростанции (СЭС и ВЭС) в Украине будет выгодно даже после некоторого снижения тарифа на отпуск их электроэнергии. Такое мнение выразил глава Украинской ветроэнергетической ассоциации (УВЭА) Андрей Конеченков в ходе дискуссии на тему “Возобновляемая энергетика в деталях”, организованной юридической компанией Golaw в конце марта.
Также инвестиции в мощности, которые могут предоставлять услуги по балансировке энергосистемы в условиях либерализованного рынка электроэнергии (с начала июля 2019 г.), в течение следующих трех лет могут достичь $ 2 млрд. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)