Цены на газ для населения не будут повышены с 1 мая 2019 г. – об этом договорились Кабинет министров и НАК “Нафтогаз Украины”. Однако планировавшееся увеличение цен на 15% было согласовано с Международным валютным фондом (МВФ) и отражено в меморандуме о сотрудничестве нашей страны с фондом. Какой теперь будет стоимость газа, и повлияет ли решение по ценам на дальнейшее сотрудничество с МВФ, выяснял “Апостроф”.
Кабинет министров и НАК “Нафтогаз Украины”, похоже, урегулировали конфликт, “яблоком раздора” которого были цены на газ для населения. Договоренности, достигнутые на совместном совещании 22 апреля, предусматривают, что цены не будут подняты с 1 мая текущего года, как это было запланировано ранее.
Еще в марте “Нафтогаз” сообщил, что из-за благоприятной ценовой конъюнктуры на мировых рынках компания сможет продавать газ населению по цене ниже той, что установил Кабинет министров на уровне 8550 грн. за 1 тыс. куб. м (с учетом НДС и затратами на транспортировку). При этом в НАК напомнили, что согласно постановлению правительства №867 от 19 октября 2018 года, которым цены были подняты на 23,5% – до тех самых 8550 грн. за 1 тыс. кубов, с 1 мая 2019 года должно произойти еще одно повышение – на 15%, до 9717 грн. за 1 тыс. куб. м (с НДС и затратами на транспортировку).
Кабмин на своем заседании 3 апреля 2019 года принял постановление №293, которым обязал холдинг снизить цены на газ для населения до среднеарифметической для промышленных предприятий, но не выше цены, установленной ранее правительством. НАК не выполнил это решение, и на правительственном заседании 17 апреля премьер-министр Владимир Гройсман пригрозил отправить в отставку главу “Нафтогаза” Андрея Коболева, если НАК с мая не снизит цену топлива. Однако компания стояла на своем, заявляя, что с 1 мая не только не снизит, но и будет вынуждена поднять цены на газ для населения до указанного выше уровня.
Камнем преткновения в споре стали так называемые специальные обязательства (ПСО), возложенные Кабмином на “Нафтогаз” – НАК должен продавать газ населению по ценам ниже рыночных, при этом разница в тарифах покрывается холдингу из бюджета.
Постепенное повышение цен на газ согласовано с МВФ, который в конце 2018 года открыл для Украины программу финансирования в размере около 4 млрд. долларов. Планировавшееся на май 15%-ное повышение тарифов также является одним из условий сотрудничества с фондом. По договоренности с МВФ, с 2020 года цены на газ для населения должны стать полностью рыночными.
Однако сегодня рыночная цена газа оказалась ниже той, что в ручном режиме установил Кабмин, в связи с чем “Нафтогаз” призвал правительство отменить возложенные на компанию ПСО. По утверждению НАК, рыночная цена газа на май “на 27% ниже цены, рассчитанной в соответствии с требованиями Кабинета министров”.
Но особенность рыночных цен состоит в том, что сегодня они низкие, а завтра или, скажем, через полгода, вырастают, например, вдвое.
Все дело в одной цифре
Однако, в чем состояла суть конфликта между “Нафтогазом” и Кабмином, и почему НАК так яростно отказывался выполнять правительственное постановление о снижении цены на газ?
Как отметил в разговоре с “Апострофом” президент Центра глобалистики “Стратегия XXI” Михаил Гончар, “то ли по умыслу, то ли без умысла”, постановление от октября 2018 года не было отменено, и “это послужило поводом для “Нафтогаза” игнорировать постановление о снижении цены на газ”.
По словам аналитика энергетического сектора инвестиционной компании Dragon Capital Дениса Саквы, по факту сейчас действуют два противоречащие друг другу постановления, и для того, чтобы двигаться дальше, нужно устранить эти противоречия. “Можно просто внести изменения в постановление №867”, – сказал он изданию. Эксперт уточнил, что отменять действие спецобязательств “Нафтогаза” (ПСО) необязательно – достаточно изменить цену, по которой НАК “должен продавать газ тем, кто подпадает под действие ПСО”.
Директор спецпроектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев также считает, что все намного проще, чем пытались изобразить конфликтующие стороны. По его словам, для того чтобы цены не выросли с мая, “нужно изменить всего одну цифру” в постановлении Кабмина от 19 октября 2018 года. “В положении (о возложении ПСО на “Нафтогаз”, – “Апостроф”) есть пункт 12, в нем – понижающий коэффициент цен для населения. Там с 1 мая 2019 года (коэффициент) – 0,8. Нужно поставить, например, 0,5. И ничего больше не нужно делать, не нужно стучать кулаком и угрожать уволить Коболева”, – сказал он в комментарии изданию.
При этом, по словам Геннадия Рябцева, правительство должно отменить апрельское постановление (№293), которое противоречит ранее принятым решениям, к тому же оно было принято с нарушением всех норм и правил.
Договор дороже денег
Но о чем, в конечном итоге, договорились “Нафтогаз” и Кабмин?
Согласно сообщению пресс-службы НАК, был разработан “новый механизм определения регулируемой цены, который позволяет не только избежать повышения стоимости газа для населения и тепловой генерации с 1 мая 2019 года, но и уменьшить ее до уровня 8247 грн. за 1 тыс. куб. м (конечная розничная цена)”. “Этот механизм предусматривает следующий подход к формированию цены: если рыночная цена газа для промышленных потребителей ниже установленной в постановлении КМУ от 19.10.18 №867, цена для населения, соответственно, снизится. Если же рыночная цена газа для промышленности возрастет выше определенного правительством уровня, то цена для населения останется на этом уровне”, – говорится в сообщении “Нафтогаза”.
В компании также добавили, что изменения в действующие договоры на продажу газа будут внесены на протяжении мая.
Таким образом, Кабинет министров и “Нафтогаз” решили не дожидаться обращения к ним будущего президента Владимира Зеленского, который устами своего советника – бывшего министра Александра Данилюка – заявил, что спросит у правительства об обоснованности цен на газ.
Вся надежда на Вашингтон
Но такие действия властей могут осложнить отношения с МВФ. И Александр Данилюк, как бывший руководитель Минфина, в компетенцию которого входили переговоры с фондом, не может этого не знать.
По словам Михаила Гончара, если фонд откажется предоставлять нашей стране очередной транш (его сумма должна составить порядка 1,3 млрд. долларов), это может привести к обвалу курса гривны. “А избиратель очень быстро забудет, что газ стал дешевле, но припомнит, что гривна обвалилась. И сейчас, когда обозначилась проблема с ПриватБанком, где МВФ занял позицию однозначно на стороне правительства и Национального банка, играть в такие игры неразумно”, – добавил специалист.
Он также считает, что МВФ вряд ли убедит аргумент о том, что сейчас цены находятся на уровне рыночных: “Для МВФ сейчас единственный аргумент – подписанный меморандум. Есть позиция (о повышении цен на газ на 15%, – “Апостроф”) – выполняйте”.
Впрочем, попытки убедить МВФ обязательно будут. По словам Геннадия Рябцева, такие шаги активизируются с приходом нового президента.
У Украины также есть небольшая надежда на США. “Гипотетически так может произойти, что в МВФ прислушаются, если это будет иметь место, к американской администрации”, – считает Михаил Гончар. По его словам, Вашингтон может попытаться убедить фонд смягчить требования к Украине, чтобы страна прошла турбулентность, связанную с выборами. “Если такой посыл будет со стороны Белого дома или Госдепа, тогда официальная позиция МВФ может измениться. Но пока этого нет, и вряд ли стоит на это сильно рассчитывать”, – резюмировал эксперт. (Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)