Квартальная отчетность Tesla оказалась гораздо хуже, чем ожидали аналитики. По словам финдиректора Tesla, начало 2019 г. стало одним из самых сложных отрезков в истории компании
В первом квартале Tesla снова оказалась в красной зоне после прибыльного второго полугодия 2018 из-за ухудшившихся показателей ее электромобилей. Компания сообщила о гораздо больших убытках, чем ожидали аналитики. Запас наличных средств тоже пострадал из-за выплат по конвертируемому займу и уменьшился на $1,5 млрд.
Всего через два дня после того, как гендиректор компании Илон Маск с гордостью рассказал о новом автономном компьютере Tesla и других технических достижениях, эксцентричный миллиардер опубликовал неважные результаты, обещая, однако, значительный рост объемов поставок и производства в следующих кварталах. Согласно стандартам GAAP, в этом квартале Tesla потеряла $702 млн., убыток на акцию составил $4,10. По сравнению с первым кварталом прошлого года ситуация изменилась мало.
– Это один из самых сложных кварталов в истории компании на моей памяти, – сказал на конференц-коле с аналитиками новый финансовый директор Tesla Захари Киркхорн.
В числе основных проблем – начало поставок электроседанов Model 3 в Китай и Европу, что потребовало больше времени, чем планировалось. Тем не менее объемы поставок в апреле “могут оказаться крупнейшими” в истории компании.
Компания со штаб-квартирой в Пало-Альто, штат Калифорния, сейчас переживает критический период своего короткого существования в качестве автопроизводителя, поскольку пытается отойти от статуса нишевого производителя люксовых автомобилей на батареях, слишком дорогих для массового потребителя. Она отчаянно пыталась выполнить давнее обещание Маска выпустить Model 3 за $35 000, которая была наконец выставлена на продажу в начале этого года, но быстро снята с сайта Tesla и переведена в статус специального заказа. Производство чуть более дорогостоящего кроссовера Model Y начнется в следующем году (хотя Маск говорит, что еще не решено, где его собирать). Тогда же начнут собирать электрический грузовик Tesla. Главным вызовом для компании остается сохранение прежнего уровня расходов на материалы и производство при увеличении объема выпуска и качества продукции.
Потери Tesla на акцию равняются $2,90 (non-GAAP), в четыре раза выше ожидаемых убытков в 69 центов, согласно консенсус-прогнозу аналитиков. Это в сравнении с потерями в размере $3,35 (non-GAAP) в первом квартале прошлого года. Квартальная выручка, полученная преимущественно от поставки 63 000 автомобилей Model 3, X SUV и S-седанов, составила $4,5 млрд., хотя аналитики предсказывали $5,4 млрд.
– Все ожидали, что в первом квартале Tesla понесет убытки, но никто не ожидал таких масштабов, – говорит Карл Брауер, издатель Kelley Blue Book и Autotrader. – Интересно, что у этого нет единственной ключевой причины.
В начале этого месяца Tesla сообщила, что объем поставок снизился почти на треть по сравнению с предыдущим кварталом. Это вызвало беспокойство на тему того, что спрос на стильные электромобили, по крайней мере среди американских покупателей, снижается.
– Заслуга Tesla в том, что она заставила всех говорить об электромобилях, но все указывает на снижение популярности бренда, – сказала Джессика Калдвелл, исполнительный директор подразделения отраслевого анализа в Edmunds. – Tesla может гордиться тем, что Model 3 стала самым востребованным люксовым автомобилем в США, однако, по оценкам Edmunds, большая часть машин, произведенных Tesla в первом квартале, была отправлена на зарубежные рынки, а это значит, что спрос внутри страны сокращается.
Запас денежных средств и их эквивалентов снизился до $2,2 млрд. из-за выплат по займу на $920 млн. и затрат, связанных с большим количество автомобилей, находящихся в процессе доставки покупателям. В отличие от традиционных автопроизводителей, которые продают свои машины дилерам, Tesla не может считать свои автомобили проданными, пока они не были получены покупателями. Это стало особенно критично в 2019 году в ситуации с автомобилями Model 3, отправленными в Китай.
Маск подтвердил, что в 2019 году Tesla намеревается произвести от 360 000 до 400 000 автомобилей. Если предположить, что завод Gigaplant в Шанхае действительно запустят, в чем эксперты отрасли сомневаются, “нам с большой вероятностью удастся произвести более 500 000 автомобилей по всему миру за 12 месяцев до 30 июня 2020 года”, сообщила компания.
Строительство нового завода в Китае, первого завода Tesla на этом чрезвычайно важном рынке, началось в январе, и Маск настаивает на его открытии через 11 месяцев.
– Похоже, к концу года мы сможем достичь объема производства, скажем, более тысячи машин в неделю, может быть, 2 тыс. от Giga в Шанхае, – сообщил он аналитикам. – Так ситуация выглядит сейчас. В крайнем случае цель будет достигнута ненамного позже.
Тем временем Маск и Комиссия по ценным бумагам и биржам 25 апреля должны уведомить федерального судью в Нью-Йорке, удалось ли им достичь согласия в споре, связанном с использованием Маском своего блога в Twitter для обсуждения существенной информации о компании.
Результаты были опубликованы через два дня после конференции Маска Autonomy Day, где миллиардер имел возможность поразить гостей и десятки тыс. онлайн-зрителей своими планами по выведению млн. беспилотных автомобилей Tesla на дороги к следующему году, в идеале в рамках сервиса для поиска такси, разработанного компанией. Аналитики сомневаются, что это произойдет в названные Маском сроки, даже если предположить, что все технические проблемы уже решены.
– Планы по созданию роботакси Tesla Network кажутся совсем сырыми, причем компания то ли не нашла ответы, то ли вообще не задумывалась о простейших вопросах вроде ценообразования, страхования или регуляторных и юридических требований, – заявил Джеффри Осборн, аналитик рынка акций в Cowen. Он поставил акциям Tesla рейтинг “Хуже рынка”.
Цена на акции Tesla упала на 2%, до $258,66, перед выпуском отчета о выручке и в общей сложности снизилась на 15% за этот год. (Ален Онсмен, Forbes Contributor, перевод Forbes.ru/Энергетика Украины и мира)