Рынок электроэнергии хотят отдать “оператору”, который никогда ничем не оперировал. До пуска оптового сегмента рынка электроэнергии, который запланирован на 1 июля, остается около 4 недель.

Несмотря на то, что в Верховной Раде зарегистрированы несколько законопроектов об отложении срока пуска, основные стейкхолдеры процесса прилагают немало усилий, чтобы институты рынка были созданы быстрее.

“Сыграть” свой “дембельский аккорд” спешит и Кабмин Владимир Гройсман. Правда, будет в этом пользу для рынка и государственных интересов?

На виртуозные схемы в пока действующих чиновников времени уже не осталось, поэтому суть задуманного – до примитивного проста.

Законом “О рынке электроэнергии” (далее – закон) предусмотрено функционирование нескольких сегментов рынка: рынка двусторонних договоров, рынка на сутки вперед, внутрисуточного рынка, балансирующего рынка.

Кроме того функционировать рынок вспомогательных услуг. До 85% электроэнергии будет продаваться на рынке двусторонних договоров.

В законе сказано, что государственные производители должны будут осуществлять продажу электроэнергии по двусторонним договорам на электронных аукционах, порядок проведения которых утверждается Кабинетом министров.

То есть все нюансы относительно порядка проведения аукциона и его организатора должны были определяться в документе Кабмина.

25 апреля Минэнергоугля обнародовало проект постановления Кабмина “Об утверждении Порядка проведения электронных аукционов по продаже электрической энергии по двусторонним договорам и Порядка выбора организаторов аукционов, уполномоченных на организацию и проведение электронных аукционов по продаже электрической энергии по двусторонним договорам”.

Почти через месяц, 22 мая, постановление было принято на заседании правительства.

В целом документ получился неплохой. Он предусматривает две формы проведения аукционов, которые соответствуют современным требованиям к организованной торговли, а главное – содержит достаточно жесткие требования к организатору аукциона.

В Минэнергоугля предусматривали проведение прозрачного конкурсного отбора организаторов, которые должны соответствовать необходимым критериям и в дальнейшем находиться под мониторингом конкурсной комиссии.

Организатором аукционов может стать только оператор, который способен обеспечить надлежащую работу рынка и в будущем может стать централизованной платформой для всего рынка двусторонних договоров, в т. Ч. И для частных продавцов.

Маловероятно, что организатором аукциона смогла бы стать организация, не имеет технологических и организационных возможностей для этого. Ведь, без преувеличения, речь идет об энергетической безопасности страны.

И у Кабмина Владимир Гройсман своя логика и свои приоритеты.

Имеющиеся данные свидетельствуют, что правительство может создать новую мегамонополистичну структуру. Проведение аукционов на рынке двусторонних договоров планируют отдать ГП “Оператор рынка”, которое вообще-то, согласно закону, должно быть ответственным только за внутрисуточный рынок и рынок на сутки вперед.

Для создания оператору рынка Кабмин провести реорганизацию ГП “Энергорынок” путем выделения из его состава филиала и на ее базе создать “Оператора рынка”.

Филиал “Оператор рынка” была создана по приказу ГП “Энергорынок” 17 октября 2017 года. Но по данным youcontrol, единственным доказательством ее существования является ее регистрация в ДФС.

Доказательств ее функционирования, похоже, нет совсем. На базе филиала в течение 24 месяцев с даты вступления в силу закона должен был быть создан оператор рынка. Соответствующее решение №324 было принято Кабмином 17 апреля 2019.

Поэтому “Оператор рынка” якобы и есть, но его еще нет. Он пока не владеет ни одним активом. Для организации работы рынка на сутки вперед и внутрисуточного рынка ГП “Энергорынок” было закуплено программное обеспечение словацкой компании SFERA.

А вот для рынка двусторонних договоров и проведение аукционов “Оператор рынка” нет даже приблизительной готовности.

И на этом фоне появляются желающие сделать это “Недосозданная” ГП огромной монополией. Но возникли проблемы.

Например, стало очевидным, что победить в конкурсе по отбору организаторов аукциона “Оператору рынка” будет сложно.

Поэтому не очень заботясь о чистоте процесса, Кабинет министров быстро инициировал еще одну, параллельную собственной постановление, где ответственным за проведение аукционов по продаже электроэнергии государственных производителей без всяких конкурсов предлагается назначить ГП “Оператор рынка”.

Чиновники долго не разбирались с деталями, неумело перекроив предыдущий текст порядке проведения аукционов. На детали нет времени.

Похоже, что цель скандального решения Гройсмановской команды – в предвыборном сутолоке попробовать везде расставить свои фигуры.

Вице-премьер-министр Владимир Кистион на должность директора “Оператора рынка” лоббирует своего советника Владимира Евдокимова.

Именно того Евдокимова, что под председательством Дмитрия Вовка был назначен членом НКРЕКП, и принимал активное участие во внедрении скандальной формулы “Роттердам +”.

Другой сомнительной “заслугой” Владимира Евдокимова было “управление” координационным центром по внедрению реформы электроэнергетики новой модели рынка.

Именно этот центр, как известно, “завалил” работу и собственно реформу, которая сейчас “хромает” на все ноги.

Устав “Оператора рынка” был утвержден 22 мая. И до сих пор отсутствуют данные о регистрации предприятия как юридического лица.

Фактически оно не работает, не имеет персонала и ни одного актива переданного ГП “Энергорынок”. А о материально-техническое обеспечение для проведения аукционов вообще еще не было.

На введение торгового программного комплекса может понадобиться не менее года. Или взвешивал Кабмин все риски такого решения и на кого будет возложена ответственность за его последствия?

А последствия прогнозировать сложно. Государственные производители потеряют возможность реализовывать электроэнергию по двусторонним договорам, так как “Оператор рынка” не способен будет им это обеспечить.

В результате электрическая энергия для конечного потребителя подорожает на труднопрогнозируемых величину (на несколько десятков процентов), бюджет несет потери, а государственные производители не смогут планировать свою долгосрочную хозяйственную политику.

Состоится монополизация на базе одного оператора к 80% объема рынка электроэнергии, в случае его неспособности обеспечить работу аукционов ставит под угрозу функционирование всей системы.

Также не исключены манипуляции с ценами, выгодные другим “немонополистам” и сделанные руками монополистов новых.

Правильным решением в этой ситуации для Владимира Гройсмана было бы подписать решение о аукционов на рынке двусторонних договоров в той форме, как оно было принято в минувшую среду.

Надеемся, здравый смысл и государственные интересы еще имеют шансы победить нездоровую меркантильность в команде Владимира Борисовича. (Виктория Войцицкая, народный депутат, “Самопомощь”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий