Украинский рынок нефтепродуктов заживет по новым правилам. Главная цель реформы – борьба с контрафактом и “подзаборными” заправками.

Впрочем, как это часто бывает, затронет нововведение и представителей “белого” бизнеса, которые даже не имеют прямого отношения к торговле нефтепродуктами.

В первую очередь речь идет об аграриях, которые до 1 июля должны были получить лицензии на хранение топлива на своей территории. Для этого им надо получить минимум 16 разрешений в 5 различных структурах.

Нарушителей ждут штрафы от 500 тыс. до 1 млн. грн. В общем введение штрафов было предусмотрено с 1 июля, однако Верховная Рада отложила карательную часть до 1 января 2020 г.

Проведенное накануне опрос показал, что у 97% фермеров нет полного комплекта документов и получить их вовремя они не смогут.

Что изменится на рынке нефтепродуктов с 1 июля, кто будет основным выгодоприобретателем, и как из затруднительной ситуации планируют выходить аграрии, разбиралась ЭП.

Бой с тенью

С чего все началось? В ноябре прошлого года нардепы приняли закон №2628 , который предусматривает внедрение мероприятий администрирования оборота топлива и мест производства, хранения и торговли этим продуктом.

Официальное обоснование – необходимо перекрыть воздух нелегальным АЗС и вывести таким образом нефтегазовый рынок из тени.

По мнению авторов законопроекта, предложенный комплекс мер поможет положить конец “подзаборная” заправкам, которые в последние годы заполонили рынок. По разным оценкам за нелегалов мимо бюджета ежегодно проходит около 10 млрд. грн.

Однако закон коснется не только нелегалов, пострадают и другие участники рынка, которые не имеют отношения к топливному бизнесу. О чем именно идет речь?

Введены изменения можно определить четырьмя условными пунктами.

Первый – с 1 июля вводится лицензирование производства, хранения, оптовой и розничной торговли топливом. Иными словами, даже бочку с соляркой во дворе фермера теперь нужно лицензировать.

А чтобы получить лицензию, нужно представить следующие документы:

  1. право собственности или право пользования земельным участком, где расположен резервуар;
  2. акт ввода в эксплуатацию и акт готовности резервуаров для топлива;
  3. разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности и начало эксплуатации машин, механизмов оборудования повышенной опасности.

На подготовку документации до введения лицензирования бизнес получил семь месяцев, однако, судя по заявлениям предпринимателей, этого времени им не хватило.

Второй пункт – запуск новой версии СЕАРП – системы электронного администрирования реализации топлива.

Речь идет о введенном еще в 2016 году, а сейчас доработанную систему, которая контролирует уплату акцизного налога со всех объемов топлива от импортера или производителя до конечного потребителя на всех этапах поставок.

Ее создание было обусловлено масштабными схемами неуплаты акцизного налога, согласно которым нефтепродукты смешивались с присадками, которые не облагались акцизом, якобы для улучшения качества топлива.

Объем присадок, из которых не уплачивался налог, по данным президента “Нефтегазовой ассоциации Украины” Нелли Приваловой, достигал 50%.

Третий пункт – запланирован пуск новой системы контроля над фактическим оборотом и остатками топлива на акцизных складах с использованием специального оборудования.

Так, на складах должны быть установлены расходомеры-счетчики и уровнемеры, а именно: на каждом месте отпуска горючего наливом устанавливается расходомер-счетчик, а на каждом введенном в эксплуатацию стационарном резервуаре устанавливается уровнемер.

Отмечается, что установка оборудования и передача данных с него в ДФС нужны с целью построения системы контроля над фактическим оборотом и остатками горючего на НПЗ, нефтебазах и АЗС.

Акцизные склады, расходомеры-счетчики, уровнемеры и резервуары нужно зарегистрировать в ДФС. За нарушение предусмотрены штрафы от 20 до 50 тыс. грн.

И четвертый пункт – усиление ответственности за нелегальные операции с топливом.

Тот, кто не успеет навести порядок с документами, заплатит немалые штрафы. С самого начала наказывать нарушителей хотели с 1 июля, но впоследствии парламент “сместил” эту дату на 1 января 2020 года.

За деятельность без лицензий предусмотрены следующие штрафы: за место производства топлива – 1 млн. грн., оптовой торговли или хранения топлива – 500 тыс. грн., розничной торговли – 250 тыс. грн.

Нужна ли лицензия фермерам

Стоимость лицензии на производство и хранение топлива – 780 грн. в год, на розничную торговлю топливом – 2 тыс. грн. в год, на оптовую торговлю с нефтебаз – 5 тыс. грн. в год, на оптовую торговлю без нефтебаз – 10 тыс. грн. в год.

Лицензия выдается сроком на 5 лет, однако для ее получения нужно взять разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности, которыми являются хранения, транспортировки горючих жидкостей, масса которых равна или превышает 5 тыс. Т.

Так, для получения вышеупомянутого разрешения, фермер должен подать в Гоструда заключение экспертизы состояния охраны труда и безопасности промышленного производства субъекта хозяйствования. А чиновники должны подтвердить способность компании выполнять опасные работы.

Однако фермеры, которые в течение года получают менее 10 тыс. Кубов топлива априори не имеют мощностей. На практике они могут столкнуться со сложностями при получении разрешения на начало выполнения работ повышенной опасности, а следовательно – и лицензии на хранение горючего.

Сам заключение экспертизы, что предоставляется в территориальный орган Гоструда – удовольствие не из дешевых и стоит, по данным Всеукраинской аграрной совета, от 8 до 25 тыс. грн.

Что касается стоимости оборудования, которое в соответствии с новыми правилами должны установить аграрии, то сейчас никто не знает, сколько он может стоить. Сейчас все заняты бумажной работой параллельно со сбором урожая.

“До этого руки еще не дошли. Все-таки мы надеемся, что парламент отменит лицензирование осенью, поскольку в этом, по нашему мнению, нет никакого смысла”, – рассказал не под запись представитель одного из крупных агрохолдингов.

Но “подзаборная” рынок процветает…

Ни для кого не секрет, что теневой рынок нефтепродуктов в Украине действительно приобрел угрожающие масштабы и в этом контексте анонсированная борьба с “нелегалами” выглядит вполне оправданной.

По экспертным оценкам в Украине не менее 1,5 тыс. АЗС работают нелегально. Объем продаж топлива через такие заправки составляет около 40 тыс. Т в месяц. “Черный” рынок, в частности в сегменте дизельного топлива составляет 20%, а сжиженного газа – 30-50% в зависимости от региона.

Для создания нелегального бизнеса не нужно иметь значительных предпринимательских способностей, большого количества профессионального персонала и больших инвестиций. Для старта достаточно нескольких десятков тыс. долларов и “согласие” от местных правоохранителей. Минимальный перечень необходимых атрибутов – бочка, колонка и стул для оператора.

Все “черные” точки продаж размещаются и эксплуатируются без оформления необходимых документов. Но это не мешает “подзаборникам” увеличивать свою долю на рынке. Только за 2018 через такие заправки было реализовано более 1200000 т, а в 2019 году этот показатель может достичь 1500000 т.

Все это – отобранный у официальных трейдеров “хлеб”. Цены у таких дельцов на несколько гривен ниже дешевой официальной заправки. Однако это не означает, что они зарабатывают меньше: они могут уклониться от налогов и сэкономить на документах.

Правоохранители часто отчитываются о закрытии десятков, а иногда и сотен “черных” заправок, однако на месте одной ликвидированной нелегальной АЗС вырастают две.

Перманентная “борьба” правоохранителей заставила участников рынка искать свои пути решения проблемы. В конце 2018 “Нефтегазовая ассоциация Украины” выпустила интерактивную карту, на которой указано местоположение “черных” АЗС. Добавлять туда новые объекты может каждый желающий.

Этот бизнес процветает едва на в каждой области Украины. С начала ее работы было обнаружено и замечено 1,257 нелегальных объектов по продаже топлива, из них до сих пор работает – 987.

Упомянутый закон призван дать еще больше рычагов влияния правоохранителям в борьбе с этим незаконным явлением, что, безусловно, правильно. Впрочем, пострадать могут и другие участники рынка. И они решили не молчать.

Аграрии бьют тревогу

Нововведения касаются всех: и агрохолдингов и малых фермеров. “Всеукраинская аграрная совет” даже успела провести собственный опрос, который показал, что 97% аграриев не успевают до 1 июля оформить нужные документы.

Опрошенные ЭП аграрные компании заняли единодушную позицию: все они – против лицензирования, а штраф в полмиллиона считают заоблачным.

В пресс-службе агрохолдинга “Астарта” заявили, что уже начали процесс лицензирования, однако жалуются на большое документальное нагрузки, поскольку только в них 7 таких пунктов хранения, а сейчас идет сбор урожая.

“Нет уверенности, что лицензии будут получены вовремя, до начала жатвы. Кроме того, не исключены дополнительные инспекции, а между тем работы в поле будут парализованы? И главное, эти изменения не способны побороть теневой оборот горючего. Наоборот – они будут стимулировать коррупцию”, – отметили в “Астарте”.

Директор агробизнеса “Кернел” Игорь Чикин приветствует отложения штрафов до 31 декабря, однако указывает на другую проблему.

“Неизменным осталось то, что с 1 июля вводится в действие новый, крайне сложный порядок администрирования акцизного налога. Аграрии, которые не производят топливо, а только используют его для собственных нужд, не должны платить акцизный налог независимо от объемов потребления и не должны получать никаких лицензий “, – уверен Чикин.

По его словам, обязав аграриев проводить лицензирование топливных хранилищ, регистрировать акцизные склады и устанавливать счетчики, государство не получит никакого экономического эффекта, а только создаст проблемы производителям.

Заместитель председателя ВАС Денис Марчук называет нонсенсом необходимость фермерам получать лицензию на работу с повышенной опасностью.

“Разве аграрии до сих пор не работали с горюче-смазочными материалами Почему вдруг сейчас понадобилась эта лицензия. Мы работаем над тем, чтобы эта норма закона для аграриев была отменена вообще”, – заявил Марчук.

Свое отрицательное отношение к новациям высказал и директор компании “Авантаж” Владимир Шуляк.

“В мире нигде такого нет. Если в государстве хотят ликвидировать черный рынок топлива, то пусть наводят порядок на процессе добычи нефти и ее переработке”, – советует он.

Наглядно описывает сложность получения лицензии директор предприятия “Победа” Николай Малиенко.

“У нас до сих пор существует коллективное сельское хозяйство, в котором мы выкупили имущественный комплекс. Но земельный участок еще не перешла в наше пользование. И поскольку она еще не оформлена, я не смогу предоставить полный пакет документов”, – объясняет Малиенко.

“Кроме того, задекларированные штрафы в 500 000 грн. – “заоблачные “. Это размер годового дохода маленького фермера”, – отмечает он.

Поезд ушел

На фоне приближения парламентских выборов заступиться за бизнес решил премьер Владимир Гройсман.

“Мы просили, чтобы парламент перенес это, но пока парламент занимается другими вопросами. Возможно, мы успеем до 1 июля еще раз попросить их”, сказал Гройсман.

Возможно перенести нововведения с учетом работоспособности действующего парламента – вопрос риторический. “У меня большие сомнения, что этот парламент сможет принять хотя бы какое-то решение. С 1 июля все заработает”, – считает директор научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев.

“Времени уже не осталось. Будем исправлять все со временем”, – отмечает эксперт Сергей Сапегин.

По его мнению, в первую очередь к этому не готова сама Фискальная служба. “Непонятно как этот механизм заработает, поскольку все это вводится в середине года”, – разводит руками эксперт.

Более оптимистично настроен директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. Он считает, что тянуть с реформой больше нельзя.

“Действительно, выжить смогут не все, масса объектов работает без разрешительных документов и поэтому не сможет получить лицензию. И касается это как аграриев, так и профессиональных нефтетрейдеров. Никакой трагедии в закрытии старых складов нет. Топливо придется покупать в” лицензированных “операторов, которые используют “лицензированные” нефтебазы и автотранспорт “, – заявил Куюн.

“Да, это будет немного дороже, чем заправляться” безакцизной “бодягой, но в результате выигрывают все – и бюджет страны, и граждане, и “белый “бизнес”, – добавил он.

Именно “белый” бизнес и был лоббистом указанных изменений. “Идею активно проталкивали все легальные участники рынка, начиная от группы “Приват”, и заканчивая импортерами. В этом вопросе была редкая единодушие”, – говорит Рябцев.

Неудивительно, что в “Нефтегазовой ассоциации Украины”, в которую входит большинство легальных АЗС, настаивают, что отсрочка реформы недопустимо. Мол, новые правила – это сокращение объемов теневого рынка, увеличение налоговых поступлений и улучшения качества нефтепродуктов для потребителей.

Наряду с этим, избавившись теневой доли рынка, легальные трейдеры смогут увеличить собственные объемы продаж, взяв этот объем на себя.

“Это сделано не только с целью наведения порядка, но и перераспределения рынка. Аграриям нужно находить способы обеспечения себя топливом. Это приведет к тому, что они будут заправляться на АЗС, заказывать сторонние услуги поставки, а это будет дороже”, – считает Сапегин.

“Никто не возражает против борьбы с теневым рынком. Но нельзя вводить такие жесткие меры в короткие сроки. Опыт показывает, что когда аграриям создают проблемы, они просто бросают технику посреди дороги и все блокируют. Не хотелось бы доводить до такого состояния”, – добавляет он.

А что же будет с рынком? “До конца мы рынок не очистим, но он точно станет более прозрачным. А с другой стороны те, кто был в тени, получат возможность зайти еще глубже в тень”, – говорит Сапегин.

Компетентные органы в ближайшее время действительно могут получить все инструменты для уничтожения теневого рынка. Впрочем, нелегальные АЗС ежегодно генерируют десятки млрд. “черной” наличности. Удастся ли устоять перед таким соблазном? (Николай Топалов, Оксана Пирожок, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий