Транзитная западня. Почему Украина никогда не раскрутит «Газпром» на выгодный нам контракт.
28 июня глава “Газпрома” Алексей Миллер на пресс-конференции по итогам годового собрания акционеров заявил, что российский газовый монополист готов продлить действующий контракт с Украиной на транзит газа.
Действующее соглашение, благодаря которому обеспечивается почти треть поставок российского газа в Европу, истекает 31 декабря 2019 г. Еще в начале этого года в Москве заявляли, что продлевать или перезаключать договор не планируют и вместо украинской газотранспортной системы (ГТС) будут использовать морские трубопроводы “Северный поток-2” и “Турецкий поток”. Позднее позиция изменилась: в “Газпроме” признали, что не успевают достроить эти трубопроводы и готовы продлить транзит через Украину, но для этого необходимо урегулирование судебных споров между “Газпромом” и НАК “Нафтогаз Украины”.
Также Алексей Миллер утверждает, что будущее соглашение должно быть экономически целесообразным для российской стороны. В переводе на общепонятный язык: “дайте нам транзит дешевле, чем сейчас”.
“Пока газотранспортные мощности есть, и в рамках контракта на поставку газа, который действует до конца этого года, эти мощности нами поддерживаются на уровне возможности поставки 114 млн. куб. м в сутки, исходя из годового контрактного количества 52 млрд. куб. м”, – сказал Миллер.
Самое же интересное – председатель правления “Газпрома” уверен, что Киев до конца года не сможет подписать новый контракт по законодательству ЕС. “Этот поезд уже ушел, этому поезду можно только посмотреть вслед. Мы говорим, что готовы продлить действующий контракт на транзит”, – заявил Миллер. По его словам, новая транзитная договоренность между Москвой и Киевом важна для Евросоюза, но пока нет никаких точек соприкосновения, в том числе из-за позиции украинской стороны.
Россияне, как обычно, лукавят. Киев и Брюссель солидарны в том, что должен быть заключен новый транзитный договор именно на базе законодательства ЕС. Москва же, наоборот, настаивает на работе в рамках действующего контракта. Также россияне предлагают скидку в 25% на свой газ, если он будет поставляться в Украину в рамках единого газотранспортного консорциума.
Последнее означает, что “Газпром” хочет стать совладельцем украинской ГТС, тогда как Украина подбирает для 49% ГТС западного инвестора – европейского или американского.
В этом вопросе доходит до шантажа со стороны Москвы. Ранее глава “Газпрома” заявлял, что прямой договор на поставку российского газа в Украину – ключевой вопрос, от которого будет зависеть новый контракт на транзит газа. “Если Украина говорит “нет”, то, соответственно, со стороны РФ не будет обязательств по газотранспортным мощностям для подачи этих объемов”, – говорил Миллер.
Наконец, по его словам, пока российская сторона не получала каких-либо официальных предложений о замене транзитного контракта, например, на своп (поставки по схеме замещения) газа. “Это некие заявления в соцсетях отдельных управленцев “Нафтогаза Украины”. Конечно, мы к таким заявлениям относимся несерьезно”, – добавил он.
Здесь речь идет о недавней идее “Нафтогаза” заключить с “Газпромом” контракт на своп газа, согласно которому российский монополист будет передавать определенный объем газа на украинско-российской границе, а “Нафтогаз” – поставлять этот же объем на границе Украина-ЕС. При этом плата за своп будет определяться сторонами контракта. А “Нафтогаз” уже сам будет заключать контракты на услуги по транспортировке газа с отделенным в ходе анбандлинга оператором газотранспортной системы.
Тем не менее сейчас официальная позиция “Газпрома” такова: компания оценивает “выше нуля” возможность начала предметных переговоров с Украиной с чистого листа, но считает, что ожидать их стоит только после парламентских выборов и формирования нового украинского правительства.
На заявления Миллера сразу ответил исполнительный директор НАК “Нафтогаз Украины” Юрий Витренко на своей странице в Facebook. По его словам, компания имеет возможность до конца 2019 г. подписать новый контракт на транзит российского газа в соответствии с законодательством ЕС, однако “Газпром” никогда не соглашался заключать такой контракт по европейским правилам.
Также он подчеркнул, что своповые операции как запасной вариант предлагались “Газпрому” весной 2018 г. в переговорах с зампредседателя газового холдинга Александром Медведевым. “Этому есть письменные подтверждения. Это все будет использовано в новом арбитраже против “Газпрома”. Так что на месте “Газпрома” я бы относился к этому серьезно”, – заключил Витренко.
Также исполнительный директор “Нафтогаза” не верит в реальность предложения “Газпрома” о прямых поставках российского газа в Украину ниже рыночной цены: “По текущему контракту “Газпром” обязан поставлять нам 5 млрд. куб. м газа в год по цене на уровне цены на рынке в Германии. “Газпром” не выполняет эти свои обязательства. Зато господин Миллер рассказывает о готовности вести переговоры о каких-то новых поставках по цене ниже цены в Германии. То есть “Газпром” не хочет поставлять газ по более высокой цене, а хочет по более низкой цене. Кто-то в это верит?”.
Дело движется к развязке
29 июня на саммите в Осаке министр энергетики РФ Александр Новак сообщил, что трехсторонняя встреча по газовым вопросам между представителями России, Украины и Еврокомиссии может пройти в сентябре. То есть тогда, когда в Украине будет сформировано новое правительство.
Напомним, что еще 21 января в Брюсселе состоялась трехсторонняя встреча по газовым вопросам в формате Россия – Еврокомиссия – Украина. В ней приняли участие Александр Новак, глава МИД Украины Павел Климкин, замглавы Еврокомиссии Марош Шефчович, глава “Газпрома” Алексей Миллер и глава “Нафтогаза” Андрей Коболев. Там Еврокомиссия предложила России и Украине вариант нового контракта на транзит российского газа.
В начале апреля Марош Шефчович заявил, что Еврокомиссия рассчитывает на проведение трехсторонней встречи по газовым вопросам с Россией и Украиной после президентских выборов в Украине. Тогда же стало понятно, что завершение строительства “Северного потока-2” откладывается примерно на конец 2020-го из-за позиции Дании. Копенгаген очень долго не давал согласия на прокладку трубы в своих территориальных водах, и “Газпром” в итоге решил идти другим маршрутом.
Однако, по словам представителей “Газпрома”, новый контракт не может быть подписан, пока в Украине не произошел анбандлинг “Нафтогаза “, то есть нет выделенной из него компании – оператора ГТС.
Ключевое противоречие: Украина хочет получить долгосрочный транзитный контракт, но “Газпрому” он не выгоден. Задача российской стороны, наоборот, продлить на некоторое время текущий транзитный контракт, чтобы не подвести своих европейских контрагентов. А далее в Кремле рассчитывают, что примерно через год будет достроен “Северный поток-2”, разрешатся нынешние проблемы с “Турецким потоком”, и Украина как транзитер “Газпрому” будет не нужна.
Западня для Украины в том, что Европе тоже газ важнее, чем украинский анбандлинг. Так что, скорее всего, Брюссель постарается заморозить “газовую войну” – заставить Киев согласиться на продление транзитного контракта вместо его перезаключения на новых условиях. И Украине, которая так и не смогла провести давно обещанное разделение “Нафтогаза”, не с руки будет напоминать европейцам, что они сами гарантировали заполнение украинской ГТС транзитным газом. Наконец, самому “Нафтогазу” невыгодно разделяться, поскольку передача “трубы” отдельной структуре лишает его контроля над финансовыми потоками. А значит, долгосрочного контракта по европейским правилам ждать не стоит. (Денис Лавникевич, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)