Компания “Укртатнафта” Игоря Коломойского и Александра Ярославского, владеющая крупнейшим нефтеперерабатывающим заводом в Украине (Кременчугским НПЗ) заявила о начале нового партнерства. Она стала получать на переработку американскую нефть.
До сих пор завод работал только на сырье отечественной добычи и импортной смеси сорта AzeriLight. Это легкая каспийская нефть, которая поступала на завод через нефтегавань Одессы и государственный нефтепровод Одесса-Кременчуг. Благодаря торговому партнерству компаний Коломойского с азербайджанской государственной компанией SOCAR.
Теперь главным поставщиком Кременчугского НПЗ стало с торговое подразделение BP Company North America Inc. Оно продает в Украину нефть сорта Bakken.
Этот сорт заметно дешевле остальных аналогов. Средняя цена краткосрочной продажи Bakken на терминалах Техаса в начале 2019 г. составляла $40 за баррель, в то время как марки Brent и AzeriLight стоили $58-64/бар. Пока украинская компания работает именно на коротких контрактах, но наверняка перейдет на долгосрочные, как только пересчитает все возможности по удешевлению топлива.
Переработчики смогут больше зарабатывать на производстве дизеля и бензина, да еще и цены горючее немного опустить. Появление в Украине дешевой американской нефти может спровоцировать настоящий переворот на нашем топливном рынке.
За BP придут китайцы
BP Company North America Inc. – американское подразделение транснациональной британской корпорации British Petroleum. Она не меньше трех раз приходила в Украину и покидала наш рынок по разным причинам. Сейчас она старается усилить свои позиций в Европе, и потому снова обратила внимание на нашу страну.
Впрочем, в последние годы BP редко сама покоряет рынки. Вместе с ней все чаще появляется быстрорастущий партнер – китайская госкорпорация CITIC Resources. Особенно после недавнего усиления позиций в Восточной Европе. Азиатам принадлежит крупное месторождение нефти в казахстанском секторе Каспийского моря, Каражанбас. Благодаря покупке нефтяного брокера CEFC Energy, группа CITIC смогла в 2018 г. серьезно укрепиться на нефтяном рынке Румынии, и нацелиться на миноритарные доли акций в НПЗ Словакии и Чехии.
Украина может стать еще одной целей в ходе китайской нефтяной экспансии. Это движение Китая на Запад продиктовано не высокими геополитическими материями (вроде известной доктрины Silk Road & Belt), а более приземленными задачами. Главная – самостоятельный сбыт компаниями Поднебесной казахстанской нефти на европейские рынки. Контролируемые китайцами каспийские ресурсы расположены слишком далеко от восточной индустриальной части КНР. Их намного ближе и выгоднее продавать в ЕС.
С учетом международных санкций против РФ, транзит добываемой китайцами нефти Казахстана в Европу попросту не сможет пройти мимо транспортных и добывающих нефтяных мощностей British Petroleum в Закавказье. А также в Турции и иракском Курдистане. Китайско-британское сотрудничество держится в первую очередь на транзите. И речь идет о масштабных оборотах. Например, на азербайджанском нефтяном рынке первое место занимает даже не государственный SOCAR, а BP. Местная корпорация скромно стоит на втором месте.
В этом контексте вытеснение британской British Petroleum из Украины азербайджанской SOCAR выглядит вполне закономерно. Насколько масштабным оно будет – вопрос.
Воспользуются моментом
По рынку уже расходятся слухи о готовящихся контрактах Кременчугского НПЗ со вторым крупным поставщиком – китайским CITIC Resources. Официальных подтверждений этому нет, но могут появиться в любой момент.
Особенно с оглядкой на проблемы с грязной российской нефтью и токсичные нефтепроводы РФ. “Транснефть” заявляла, что на ликвидацию аварийного загрязнения труб нужно несколько недель. Затем говорилось об одном месяце, а теперь уже о 8-ми.
Конечно, это не может нравиться переработчикам, которым требуется качественное сырье. Так что контракт нашей “Укртатнафты” с британской British Petroleum точно не случайность. А появление в Украине еще и китайской CITIC Resources не кажется таким уже невозможным. Если два партнера сделают интересные предложения украинскому заводу, то вполне могут переделить наш нефтяной рынок. А если сделают все грамотно, что получат чуть ли не всю Восточную Европу.
Три прихода BP в Украину
- В первый раз британский гигант споткнулся в Украине в конце 90-х. Когда в сегменте ритейла BP plc не удалось продвинуть франчайзинг своих АЗС для компании “Укравто”. Тогда же корпорация свернула проекты по разведке шельфа Украины и Турции.
- В начале 2000-х годов, британцам приходилось уходить еще раз. Этот случилось после того, как не дал ожидаемого результата проект BP Exploration по освоению классических залежей природного газа и конденсата Днепро-Донецкой впадины (ДДВ).
- В последний раз British Petroleum пришлось уйти после окончательного провала российской авантюры с проектом создания британо-российской нефтекомпании ТНК ВР. Вместо равноправного развития, эта компания была полностью ликвидирована, а ее ключевой зарубежный актив – украинский Лисичанский НПЗ – достался российской государственной “Роснефти”.
Чтобы усилить зависимость украинского рынка от импорта, этот завод был финансово уничтожен. Россиянами и их местными украинскими торговыми агентами. Лисичанский НПЗ до сих пор находится стагнации.
Нынешняя кооперация между нефтяными корпорациями КНР и Великобритании в сырьевой сфере имеет прямое отношение к третьему уходу BP plc из Украины. Ведь несмотря на полный крах проекта ТНК ВР, откровенного разрыва между вовлеченными в проект россиянами и британцами не произошло. Британцам по-прежнему принадлежит 19,7% акций “Роснефти” – пакет нужен для сохранения трех добывающих промыслов в Восточной Сибири, а также, для контроля над ритмичностью поставок нефти в КНР по системе Восточная Сибирь-Тихий Океан. (Андрей Старостин, Ubr.ua/Энергетика Украины и мира)