Грядущие проблемы с поставками природного газа ставят вопрос об обеспечении страны теплом. Выход есть: развитие биоэнергетики.

В начале июля “Нафтогаз” призвал готовиться к полной остановке транзита природного газа через территорию Украины с 2020 г.

Такая остановка создает риски для обеспечения потребителей газом в следующий отопительный сезон и ставит перед обществом вопрос о необходимости сокращения потребления и замещения газа, в частности, в секторе теплоснабжения.

Не принижая важности вопросов энергоэффективности и экономии газа, выясним, что может сделать для этого биоэнергетика, особенно если она будет переведена из режима “перманентного преодоления барьеров” в режим “содействие развитию”.

Где мы сейчас и каковы наши планы

По данным энергетического баланса Украины, доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общем конечном потреблении энергии в 2017 году составила 6,7%, в 2016 году – 5,8%. Такой темп соответствует европейским показателям.

Весомая доля принадлежит биотопливу и отходам – 80%. Поставка первичной энергии из биотоплива и отходов составило 3 млн. т н. е. (нефтяного эквивалента), что соответствует замещению около 3800000000 куб. м газа в 2017 г. По этому показателю сектор рос в среднем на 33% в год – по 2010-2017 годы.

В правительственных документах для биоэнергетики зафиксированы амбициозные планы: достичь 5 млн. т н. е. в год в производстве тепла до 2020 г. и 11 млн. т н. е. в год – в снабжении первичной энергии к 2035 г. Доля биоэнергетики в общем балансе поставок первичной энергии в 2035 году должна составить 11,4%.

В 2025 году Украина должна производить 30% возобновляемого тепла. В 2035 году – 40%, что эквивалентно замещению 12200000000 куб м в год природного газа.

Ресурсов биомассы для этого хватает: по оценкам биоэнергетической ассоциации Украины, они превышают 21 млн. т н. е. в год. Наш биоэнергетический потенциал эквивалентный 25400000000 куб. м природного газа в год. В деньгах это около 6800000000 долл. в год при цене газа 270 долл. за тыс. куб м.

Биоэнергетика в ЕС

Средняя доля возобновляемой энергии, преимущественно биомассы, в производстве тепла в ЕС в 2017 году составила 19,5%. В Швеции – 69%, в Финляндии и Латвии – 54%, в Эстонии – 51%, в Дании – 46%, в Литве – 46%, в Австрии – 32%.

Важно, что страны ЕС продолжают системно наращивать долю биоэнергетики, которая, по большинству прогнозов, будет превышать половину взноса всех ВИЭ, по крайней мере до 2050 года. Ни одна страна ЕС не планирует сокращать долю биоэнергетики.

Особенно интересен опыт Литвы, которая быстро нарастила долю биомассы в централизованном теплоснабжении с 10% в 2004 году до 69% в 2017 году. Планы Литвы – повысить этот показатель до 80% в 2020 году и до 100% – в 2050 году.

Что сделала Литва

Литва сделала три основные вещи, которых, к сожалению, пока нет у нас.

Во-первых, в 2008-2014 годах литовский регулятор обеспечил дополнительную рентабельность 6% на все инвестиции в установки генерации тепловой энергии из биомассы на 16 лет. Эта рентабельность прилагалась к обычной рентабельности 5%, действовавшей для других видов тепловых установок.

При инфляции около 2% она обеспечивала высокие экономические стимулы для компаний инвестировать именно в тепловые установки на биомассе и сокращать инвестирования в менее прибыльные установки на ископаемых видах топлива.

Во-вторых, повышенный спрос на биотопливо, стал результатом регуляторного стимулирования, потребовав прозрачного механизма закупки биотоплива в больших количествах. Как результат, в 2012 г. Литва создала биотопливную биржу Baltpool. Доля биомассы, полученной из нее, выросла с 1% в 2013 году до 95% в 2017 году.

Рынок биомассы стал прозрачным, а его функционирования – эффективным. Благодаря работе биржи стоимость биомассы в 2015 году по сравнению с 2012 годом снизилась до 40%, а разница в стоимости биомассы между соседними районами почти исчезла.

В 2014-2016 годах средняя стоимость биомассы на бирже была на 5-15% ниже цены, по которым ТЭЦ покупали биомассу у поставщиков. Была решена проблема ограниченного количества поставщиков из-за возможности легкого входа компаний на рынок. При этом 96% поставщиков биомассы – это литовские компании.

На биотопливной бирже применяется система управления рисками и отслеживается соответствие качества биомассы введенным техническим условиям. Это минимизирует долю биомассы ненадлежащего качества и процент контрактов, оспариваются.

В-третьих, Литва демонополизировала производство тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения и ввела прозрачную и недискриминационную систему подключения независимых производителей тепла к тепловым сетям.

Цель этих мероприятий заключалась в насыщении сетей централизованного теплоснабжения дешевле теплом, производимым из биомассы, и в снижении тарифов для потребителей. При этом независимые производители тепловой энергии получили доступ к сетям и гарантированный продажу тепла в систему, если они выигрывали ежемесячные аукционы.

Что нужно сделать Украине

Украина имеет прекрасные условия для развития биоэнергетики, в частности, производства тепла. Для значительного замещения природного газа биотопливом следует сделать следующее.

Первое – создать прозрачный механизм торговли биотопливом, то есть электронную систему торговли. Этот механизм должен базироваться на рыночных принципах и гарантировать отсутствие барьеров для работы всех участников рынка биотоплива.

Законопроект для запуска такой системы больше года назад подготовили Государственный комитет по энергоэффективности и Биоэнергетическая ассоциация Украины при поддержке проекта МЕРП USAID. Однако законопроект заблокировало Минэкономики.

В ведомстве считают, что биржу следует подчинить системе “Прозрачно-продажи”. Однако это не соответствует мировому опыту, требует затрат бюджетных средств и много времени на адаптацию системы “Прозрачно-продажи” к биржевой торговле. К тому же, это создает государственную монополию на торговлю биотопливом.

Второе – ввести прозрачную и недискриминационную систему подключения независимых производителей тепловой энергии к тепловым сетям и ввести конкурентные отношения в централизованном теплоснабжении.

Этот механизм должен базироваться на рыночных принципах и гарантировать отсутствие любых проявлений дискриминации в отношении всех участников рынка биотоплива.

Соответствующий законопроект более двух лет назад разработали Государственный комитет по энергоэффективности и Биоэнергетическая ассоциация Украины при поддержке проекта МЕРП USAID, но он до сих пор находится на согласовании в Минрегионстрое.

Этого требует и директива 2018/2001 Европейского парламента и Совета от 11 декабря 2018 года. Директива требует установки обязанностей операторов систем ЦТ подключать поставщиков энергии из ВИЭ или сбросного тепла и холода и приобретение такого тепла от третьих сторон на основе недискриминационных критериев.

Третье – отменить дискриминационный налог на выбросы СО2 для котельных, ТЭС и ТЭЦ на биомассе и биогазе. Ни одна страна мира не применяет его к биоэнергетических объектов, поскольку биомасса является СО2-нейтральным топливом.

Считаем недопустимым такое многолетнее блокировки лучшей мировой практики развития биоэнергетики. Убеждены: если мы ее внедрим, то украинская экономика достойно ответит на любые газовые вызовы. (Александр Домбровский, народный депутат, и. о. председателя комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности; соавтор – Георгий Гелетуха, председатель правления биоэнергетической ассоциации Украины, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий