К 2035 г. энергетический сектор Украины нуждается в $70-80 млрд. инвестиций. Что нужно сделать, чтобы привлечь эти средства?
Энергетический сектор в Украине составляет значительную долю ВВП и существенно влияет на макроэкономическую стабильность.
При этом, как свидетельствуют данные Global Energy Statistical Yearbook за 2017, украинская экономика – вторая наиболее энергетически мостика экономика мира.
Украина уступает только России и опережает Узбекистан и Казахстан.
Перед энергетическим сектором Украины стоят важные вызовы: изношенность более чем на 60% инфраструктуры и ее неэффективность, за что платит потребитель.
К 2035 г. сектор нуждается 70-80 млрд. долл. инвестиций или 4500000000 долларов в год. При этом финансирование отрасли только благодаря тарифам, то есть конечным потребителям, может привести к существенному росту уже в ближайшие несколько лет. Ключевой возможное следствие – неконкурентоспособна экономика.
Впрочем, выход есть. Это привлечение частного капитала и долгосрочных недорогих кредитов. От этого будут зависеть экономическая безопасность страны и ее устойчивое развитие. Какие инструменты Украина должна использовать для привлечения инвестиций в отрасль?
- Добыча природного газа.
Украина – первая среди европейских стран по объемам запасов природного газа: 1380000000 куб м. По показателю самообеспеченности собственных залежей их хватит на 54 года. В странах ЕС аналогичный средний показатель составляет 12 лет.
В последние годы газодобычи стабилизировалось, нисходящую тенденцию удалось остановить. Однако для существенного роста добычи необходимо привлекать международные компании. Последний конкурс по СРП показал интерес к отрасли.
Что делать дальше? Тщательно готовить следующие конкурсы, ввести экономические стимулы, чтобы снизить количество “сонных лицензий”, открыть рынок лицензий.
Это позволит привлечь 400-500 млн. долл. прямых иностранных инвестиций за следующие три года, а за пять-семь лет объем привлеченных средств может превысить 3 млрд. долл. Все это позволит еще больше снизить зависимость от импортируемого газа.
- Привлечение частного капитала в программы энергоэффективности.
Среди механизмов – эко-контракты и программы по повышению энергоэффективности в промышленности, полноценный запуск Фонда энергоэффективности. Общий объем рынка энергоэффективности сейчас оценивается 20 млрд. долл. Важная черта рынка – высокий уровень локализации, а это потенциальный стимул для развития экономики.
- Развитие возобновляемой энергетики как альтернативы импортному углю и газа.
В 2019 г. в секторе ВИЭ планируется ввести в эксплуатацию 2 ГВт мощностей, а это 2 млрд. долл. инвестиций. В проектах на следующие два года – еще минимум 2 ГВт. Это сектор, в который в 2017-2019 годах поверили инвесторы и банки, в том числе международные финансовые организации, что позволило ему активно развиваться.
Прозрачные аукционы для производителей энергии из ВИЭ позволят существенно снизить “зеленые” тарифы благодаря возможности привлекать долгосрочное финансирование.
- Строительство мощностей по балансировке и систем хранения энергии.
Пока альтернативная энергетика бурно развивается, для бесперебойной работы энергосистемы нужные объекты накопления электроэнергии и мощности по балансировке. В Евросоюзе только за 2017 мощность энергетических накопительных объектов выросла на 47% и достигла 1600 МВт-час.
По прогнозам, к концу 2019 эта цифра достигнет 3500 МВт-ч, в основном, благодаря Германии и Великобритании. В 2019 г. первые крупные объекты энергетической инфраструктуры построили французская EDF и датская Enesco.
По данным Bloomberg New Energy Finance, к 2050 г. установленная мощность накопителей энергии в мире достигнет 1300 ГВт-ч. Это в условиях прогнозируемого к 2030 году снижение цен на литиевые батареи по аналогии с электромобилями на 65%.
Инвестиции в энергетические накопительные объекты в Украине в течение следующих трех лет могут составить 100-150 млн. долл. Инвесторы смогут вывести на рынок Украины последние отраслевые технологии, развивают R & D-подразделения мировых энергетических гигантов – Engie, Total, EDF, Nissan, Tesla, E.On.
- Приватизация государственных облэнерго и энергетической генерации.
Процесс запущен, закон о приватизации работает, осталось довести дело до конца. Приватизация в энергетике может принести государству 200-250 млн. долл. прямых поступлений и более 300 млн. долл. дальнейших инвестиций в модернизацию.
Продажи облэнерго и “Центрэнерго” должен предшествовать подготовка: введение пилотного РАБ-тарифа с адекватными инструментами стимулирования новых инвестиций в облэнерго, обеспечение независимости регулятора и наведения платежной дисциплины на рынке.
Тогда на рынок смогут зайти крупные европейские и международные игроки, подтолкнет остальные компаний и регулятора активнее оптимизировать тарифы компаний.
- Эффективное управление объектами ЖКХ.
Нереформированный сектор ЖКХ остается одним из крупнейших должников за энергоносители, из года в год изнашивает свои активы и все больше перекладывает плоды собственной неэффективности на плечи конечного потребителя.
Отсюда и потери в сетях до 40-50%, и отсутствие существенных инвестиций в сети, и неэффективное использование газа, которым нагревают воздух. Бег по кругу остановится, если наладить эффективный менеджмент на предприятиях отрасли.
Во многих странах введение концессионного механизма имело ряд положительных результатов. В украинских реалиях концессия поможет наладить результативное управление теплокоммунэнерго. Результатом станут инвестиции в модернизацию и доступные тарифы для потребителей. На некоторые объекты ЖКХ в Украине уже есть спрос со стороны крупных европейских компаний – Fortum, Engie, Suez, Veolia.
- IPO государственных энергетических компаний.
Прежде всего речь идет о “Укргаздобыча”, “Укрэнерго”, “Укргидроэнерго”.
Первичное размещение акций государственных энергетических компаний с двойным листингом в Украине и Лондоне позволит им привлекать дешевое финансирование и реализовать реформу корпоративного управления. Капитализация лишь “Укргаздобыча” может составить 7,5-8 млрд. долл.
Для остального мира IPO государственных энергетических компаний – давно не новость.
В 1999 г. итальянский правительство разместило сначала 15%, а затем 30% акций компании Enel на Миланской и Нью-Йоркской биржах и привлек при этом 14400000000 евро. В 2005 г. французское правительство разместило акции энергетического гиганта EDF, привлекая 6700000000 евро, а капитализация компании достигла 60 млрд. евро.
Такие примеры могут стать реальностью и в Украине.
- Создание фонда национального благосостояния.
Такие фонды в Норвегии, Катаре, Саудовской Аравии, ОАЭ. Средства аккумулируются из всех государственных поступлений от нефти и газа, а также чистых финансовых операций, связанных с нефтегазовым комплексом и пользования недрами.
Украина имеет около 40 млрд. грн. или 1500000000 долл. доходов от рентных платежей. Часть этих денег можно направить на создание фонда. Это стратегический шаг. Среди его целей – экономия средств для диверсифицированных энергетических инициатив и стимулирование долгосрочных инвестиций в энергетику.
- Восстановление независимости регулятора и доверия к нему участников рынка.
Ключевые задачи – обеспечить прозрачную работу НКРЭКУ, перезагрузить команду путем открытого отбора, ограничить политическое влияние на регулятора. (Юлия Кузнецова, председатель офиса Национального инвестиционного совета, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)