В Украине скоро появится новое правительство, перед которым будут стоять серьезные вызовы в энергетической сфере. Среди них в том числе – повышение энергоэффективности жилых домов.
«ЭП» решила выяснить, какие шаги должна осуществить новая власть, чтобы решить этот вопрос.
Энергоэффективность жилого сектора для Украины является критически важной. Отопление в Украине в основном обеспечивается газом, значительная часть которого является импортированной – в 2018 г. Украина закупила импортного газа на 3,12 млрд. долларов.
И само население является крупнейшим потребителем природного газа – 11200000000 куб. м с 31900000000 куб. м в 2017 г., то есть более 35% потребления газа по стране. Следовательно, экономия при потреблении тепла жилыми домами – это стратегическая задача для энергетической безопасности.
С другой стороны, существует объективная потребность в приближении цены газа для населения до рыночной.
При таких условиях уменьшения потребления тепла из-за повышения энергоэффективности – это реальная помощь семейным бюджетам украинский, еще не всегда готовы платить рыночную цену за энергоресурсы.
Формирование ответственного собственника: ОСМД и ЖСК
Говоря о потреблении тепла в жилом секторе, нужно учитывать одно важное обстоятельство – экономить может только владелец.
Если с владельцами частных домов все понятно – они непосредственно должны заниматься утеплением домов, то многоквартирные дома имеют проблему: если нет механизма управления собственности, то об энергоэффективности можно забыть.
“Все, что касается модернизации многоквартирных домов, опирается на способность принимать коллективные решения, потому базовой предпосылкой любых действий является формирование ответственного собственника в этом сегменте жилищного сектора”, – отмечает исполнительный директор Ассоциации “Энергоэффективные города Украины” Святослав Павлюк.
Практически все существующие программы энергоэффективности для многоквартирных домов предусматривают предоставление помощи именно ОСМД (и в некоторых случаях – ЖСК – жилищно-строительный кооператив).
Это связано с тем, что экономить одной квартирой при центральном теплоснабжении практически невозможно. Поэтому попытки “лоскутного утепления” или индивидуальной экономии тепла в многоквартирных домах является финансово бессодержательными, а иногда и очень вредными.
Переход на ОСМД обеспечивает дом статусом юридического лица, что необходимо для участия в таких программах.
Например, правительственной программе “теплых кредитов” также могут воспользоваться только те многоквартирные дома, создали ОСМД или ЖСК. Фонд энергоэффективности, который должен полноценно работать с сентября 2019 года, ориентирован исключительно на ОСМД. Аналогичные муниципальные программы также направлены в основном на ОСМД.
Следовательно, те многоквартирные дома, которые еще не создали ОСМД или ЖСК, даже теоретически не могут претендовать на помощь от государства или местных властей для повышения собственной энергоэффективности.
По данным Минрегиона, в Украине насчитывается более 180000 многоквартирных домов, из которых только 16,7% находятся в управлении ОСМД. По мнению Павлюка, такая низкая цифра связана с тем, что в последние годы ОСМД не получали должного понимания своего веса в большинстве правительственных решений.
“Поэтому задачей государственного значения является формирование благоприятного климата для создания и функционирования ОСМД, и этим должен заниматься конкретное подразделение в Минрегионе”, – отмечает специалист.
По мнению начальника управления Департамента жилищно-коммунальной инфраструктуры КГГА Веры Радченко, кроме ОСМД также не стоит пренебрегать и жилищно-строительными кооперативами, о которых почему-то забыли при создании Фонда энергоэффективности. Устаревшее законодательство о ЖСК также требует существенного обновления.
Стратегия термомодернизации и система энергоменеджмента
Украина должна иметь четкую стратегию термомодернизации жилых зданий, считает эксперт по энергетической эффективности Офиса реформ Минрегиона Валентина Гуч.
Сейчас такая стратегия отсутствует, но проект Закона “Об энергетической эффективности”, разработанный Минрегионом, предусматривает ее утверждение на уровне Кабмина.
Такая стратегия, по мнению эксперта, должен включать:
– информацию о состоянии зданий в стране (количество, технические характеристики, энергопотребление и т. д.);
– определения экономически целесообразных подходов к внедрению энергоэффективных мероприятий;
– описание всех финансовых инструментов термомодернизации зданий и их обоснования;
– четкие цели, которые нужно достичь в энергоэффективности зданий;
расчет ожидаемого объема экономии энергии и мониторинг результатов внедрения энергоэффективных мероприятий.
Кроме того, в стратегии должен быть и ответ на вопрос, какие именно финансовые механизмы стоит задействовать для термомодернизации зданий, не имеющих ОСМД, считает Валентина Гуч.
Она убеждена, что новый парламент должен принять Закон “Об энергетической эффективности”, а новое правительство – разработать и утвердить указанную стратегию.
Другим важным аспектом, отмечает эксперт, является создание системы энергетического менеджмента, который должен заниматься мониторингом результатов внедрения мероприятий по термомодернизации. Пока не во всех городах Украины созданы отделы энергоменеджмента, а на законодательном уровне этот вопрос не урегулирован.
Целостная система энергоменеджмента, по мнению эксперта, должна состоять из региональных отделов, которые вели базы данных зданий (технические характеристики, уровень энергопотребления и т. д.) и отчитывались бы о результатах внедрения мероприятий по энергоэффективности в центральной звена, например, Госэнергоэффективности).
Такой подход позволил бы мониторить все действующие программы, вести необходимую статистику и лучше привлекать финансирование, считает Гуч.
Соглашается с коллегой и Святослав Павлюк. Он добавляет, что работа местных энергоменеджеров будет эффективной в том случае, если будет обеспечен доступ органов местного самоуправления к данным подомового коммерческого учета газа, тепла и электроэнергии. Сейчас они такого доступа не имеют.
Понятное финансирования
Через перманентный недостаток средств у населения, в Украине действуют государственные программы и учреждения, призванные помогать в вопросе энергоэффективности. В частности, существует правительственная программа “теплые кредиты” и создан Фонд энергоэффективности, который еще полноценно не заработал, несмотря на три года работы над его пуском.
Программа “теплые кредиты” предусматривает возмещение из госбюджета части кредита, ОСМД, ЖСК или физическое лицо берут в банке для внедрения мер энергоэффективности в своих домах.
Большинство экспертов отмечают, что программа “теплых кредитов” весьма популярной за своей простоты для клиентов. “ОСМД и ЖСК постоянно пишут письма с просьбой продления программы и выделения дополнительного финансирования”, – отмечает Вера Радченко.
В то же время, в “теплых кредитов” существуют и существенные недостатки. Эксперт Святослав Павлюк указывает на:
Государство компенсирует только расходы на материалы и оборудование. Затраты на разработку проектно-сметной документации, энергоаудит и работы программой не покрываются.
Проекты, как правило, являются фрагментарными, малобюджетными и не приводят к глубокой модернизации домов. Мероприятия по текущему ремонту могут подаваться как меры по энергоэффективности.
Компенсация не зависит от достижения результата. Программа не измеряет достигнутого прогресса.
Программа имеет очень ограниченное финансирование и является разорванной во времени, не дает возможности нормально планировать работу по ней.
По мнению экспертов, программа “теплых кредитов” должно оставаться как инструмент работы с домами индивидуальной застройки, в сельской местности, а также жилищно-строительными кооперативами, которых не включили в сферу деятельности Фонда энергоэффективности.
В то же время, “теплые кредиты” также требуют решения указанных выше проблем, в первую очередь расширение категорий расходов, которые покрывает программа, и более тщательного мониторинга и оценки результатов.
Что с Фондом энергоэффективности
Фонд должен предоставлять гранты ОСМД для частичной компенсации расходов на энергоэффективные мероприятия. Сейчас Фонд работает над тестовым проектом “Первые ласточки”: отобрано пятнадцать ОСМД, которые испытывают, насколько процедуры получения грантов доступны и легкими в применении.
Большинство экспертов отмечают, что уже сейчас заметна сложность процедур Фонда. Поэтому, скорее всего, надо будет вносить изменения в закон о Фонде в части упрощения процедур подачи заявки, выдачи возмещения и тому подобное.
Для эффективной работы Фонда необходимо и внесение изменений в Закон “Об энергетической эффективности зданий”, уверяет Валентина Гуч. Этот закон связан с законом о Фонде в части энергетической сертификации, подготовки специалистов по энергетическому аудиту и минимальных требований к энергетической эффективности.
В то же время, Павлюк считает, что в законе вообще стоит убрать норму о энергосертификат как документ первого обращения в Фонд. Кроме того, стоит сместить основной фокус работы Фонда по собственной технической службы и внешних консультантов на структуры энергоменеджмента городов, устранит дублирование ролей.
Однако не самое важное в этом вопросе, считает Валентина Гуч, чтобы государство выполняло финансовое соглашение с ЕС о ежегодном наполнения Фонда в размере 1600000000 грн. (50 млн. евро).
Такая же сумма будет предоставляться и со стороны доноров. Стабильное наполнение Фонда по стороны государства, по мнению эксперта, покажет серьезность намерений Украины в реформе энергоэффективности.
Другие источники финансирования программ энергоэффективности
Недостаток средств – это хроническая проблема как сферы ЖКХ в целом, так и любых государственных программ энергосбережения.
По мнению Павлюка, новой власти следует принять отдельный законодательный акт, на основе которого фиксированная часть ренты от ископаемых энергетических ресурсов направлялась бы на финансирование программ энергоэффективности.
Таким образом, по мнению эксперта, доходы от существующих энергетических ресурсов стали бы основой финансирования указанных программ.
Кроме того, по аналогии с Фондом энергоэффективности, эксперт советует создать Фонд модернизации муниципальной инфраструктуры, который мог бы оказывать поддержку городам на удешевление кредитов, которые они берут на инфраструктурные проекты.
“При сокращении процентной ставки в гривне до 8-9% города активно и быстро смогут работать с украинскими банками, а не ждать многолетние согласования от международных финансовых организаций”, – отмечает Павлюк.
Монетизация субсидий
В Украине около 4 млн. домохозяйств из 14-ти получают субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг. Однако, как показывает опыт, немонетизированная форма субсидий скорее стимулирует субсидианта к чрезмерному потреблению энергоресурса, чем к экономии и ответственного потребления.
Заместитель начальника департамента энергоэффективности НАК “Нафтогаз Украины” Алексей Хабатюк недавно отметил, что до перехода на монетизацию субсидианты потребляли газа на индивидуальное отопление в 1,6 раз больше, чем несубсидианты.
Температура в домах получателей субсидий могла достигать 24-26 градусов, в то время как их соседи без субсидий держали температуру до 20 градусов.
“Построенная за десять лет система субсидий была неэффективна с точки зрения стимулирования эффективного потребления ресурса. Введенная система монетизации стимулирует человека экономить газ, потому что все сэкономленное она оставляет себе. Деньги – лучший мотиватор”, – отмечает Хабатюк.
До последнего времени правительство выбирал между так называемой “наличной” и “безналичной” формами монетизации. Хотя только “наличная” форма, по мнению Хабатюка и других экспертов, является реальной монетизацией, которая предусмотрена законом. И именно она должна быть введена.
Следовательно, еще одним важным направлением для новой власти в вопросе энергоэффективности должен стать полный переход на монетизированную форму субсидий. Иначе об эффективном потреблении газа получателями субсидий, не может быть и речи.
Учет тепловой энергии в жилых домах
Уровень установленного учета тепла в Украине составил около 80% в 2018 году, однако в 2019 году этот показатель особо не изменился, отмечает эксперт Святослав Павлюк.
Большинство специалистов отмечают, что сложность ситуации со средствами учета в том, что у теплоснабжающих организаций (ТКЭ) и местных властей банально нет средств на указанные мероприятия.
“ТКЭ сейчас находятся в трудном финансовом положении. У них нет возможности аккумулировать средства с помощью инвестиционной составляющей в тарифах на счетчики. Они могут только выставлять постфактум счет на установку счетчика”, – отмечает Валентина Гуч.
При таких условиях, по ее мнению, местной власти остается утверждать программы по установке счетчиков для жилых зданий и выделять на них муниципальные средства.
“Кабинету министров и Минрегиону стоит проработать отдельную кредитную программу или схему финансирования для установления счетчиков”, – считает Павлюк.
По его мнению, отдельно следует позаботиться о том, чтобы ТКЭ не саботировали и не монополизировали установление как тепловых счетчиков, так и индивидуальных тепловых пунктов (ИТП).
Для этого правительству следует нормировать и сократить сроки выдачи технических условий на установку этого оборудования и принятия его в эксплуатацию, считает эксперт.
Вопрос возвращения инвестиционной составляющей в тариф пока остается дискуссионным, хотя некоторые эксперты выступают и за этот вариант.
Выводы
Безусловно, указанный выше перечень направлений и шагов по повышению энергоэффективности жилых домов не является исчерпывающим. Этот вопрос слишком комплексный, чтобы очертить готовые решения в рамках одной статьи.
В то же время, приведенные здесь предложения могут задать хотя бы систему координат и вектор будущих реформ, новое правительство и парламент проводить в этой сфере. (Роман Скляров, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)