Представитель президента в Кабинете министров Андрей Герус считает, что поставки российского ДТ из-за пошлин в августе-сентябре сократятся в два раза, но эти объемы будут полностью замещены из других источников, и рынок не будет испытывать нехватку ресурса.
Enkorr приводит основные тезисы пресс-конференции министра инфраструктуры Владимира Омеляна и представителя президента в Кабинете министров Андрея Геруса.
В августе будет профицит
“С того что мы видим уже сейчас, сколько направляется топлива в Украину и сколько Proton и Wexler залили в нефтебазы в конце июля, мы видим, что в августе, наверное, будет даже определенный профицит”, – сообщил Герус. По его словам, поставки по морю уже увеличились в 3-4 раза, импорт из Беларуси растет на 25%, а поставки из стран ЕС – увеличатся в два раза. “То есть у нас будет полностью сбалансированный рынок даже без работы трубы”, – уверен А. Герус.
В сентябре ничего не поменяется
Сентябрь будет стабилен так же как август – уверен А. Герус. “Потому что, все то, что должно было быть в сентябре – ремонты некоторых НПЗ – их не будет, они будут в октябре. Поэтому в сентябре будем иметь такие же поставки, как и в августе”, – сказал представитель Президента. По его словам, Мозырский НПЗ сообщил о переносе планового ремонта с сентября на октябрь. Более того, по его мнению, в сентябре может возобновить работу трубопровод. “Может в сентябре, возможно, эта труба захочет включиться в работу, если она найдет покупателей на свое ДТ. Никаких проблем нет”, – сказал он.
“Дефицита не вижу, вижу изменение структуры рынка”
“Никакого дефицита не вижу, вижу изменение структуры рынка. Поставки из России сократятся в 2 раза, и их доля рынка упадет с 45% до 15-25% в августе-сентябре”, – считает Герус. По его словам, вырастут поставки из других источников, а вот украинские НПЗ увеличат производство несущественно, потому что у них будет возникать избыточный бензин.
Полная остановка поставок из РФ не страшна
По словам Геруса, в августе российская компания “Лукойл” планировала нарастить поставки ДТ в Украину до 80 тыс. т с 20 тыс. т, но не получила разрешения российского Минэкономразития. Поставки через Гомель в августе могут составить 100 тыс. т. “Это не большие объемы, которые могут создать нам проблемы, потому что раньше в месяц мы получали 250 тыс. т и больше”, – уверен Герус.
Сам вариант прерывания этих поставок в августе он считает маловероятным. “У нас август уже начался и эти объемы (российского ДТ. – ek) законтрактованы. Такого еще не было, я сомневаюсь, чтобы россияне посреди месяца будут срывать контракты этому заводу “Роснефти” (Самарскому НПЗ, из которого, по словам Геруса, идут отгрузки по трубе в Гомель. – ek). Если они не дают разрешения – то они не дают их с 1 числа”, – сказал представитель Президента в правительстве.
Но если это все-таки случится, эти 100 тыс. т можно будет, по мнению Геруса, компенсировать из других источников. “Если вдруг произойдет, что даже они не будут поставлять, у нас могут быть дополнительные объемы и по морю, и из других источников”, – уверен он.
“Укргаздобыча” начнет импорт и будет балансировать рынок
Еще одним компенсатором на случай полной остановки поставок из России Герус считает государственную компанию “Укргаздобыча”, которая начнет импорт до 20 тыс. т ДТ в месяц.
“У нас государственная компания “Укргаздобыча” заявила о том, что имеет новые контракты. Это может быть не менее 20 тыс. т в месяц и эти объемы будут выполнять роль определенного резерва. У нее будут дополнительные объемы, они в случае необходимости будут поставлять его в рынок. Это будет роль балансирующего игрока.
По информации enkorr, УГД действительно заключила трехмесячный контракт на импорт ДТ в объеме 20 тыс. т в месяц из Беларуси. Соглашение будет действовать август-октябрь. Эти объемы, при необходимости, будут выставляться в рынок для сбалансирования спроса-предложения.
Пошлины на “гомельский” ресурс вводиться не будут
“Мы не планируем вводить запрет на все нефтепродукты с российским паспортом. Потому что это, по сути, станет квази-налогом на нашего потребителя. И цена может вырасти… Но мы понимаем, что Россия может принять такое решение…” – сказал Герус.
По его слвоам, в планах украинского правительства сейчас – сократить зависимость украинского рынка от России.
Вагонов достаточно, тяга пока под вопросом
Владимир Омелян заверил, что вагоно-цистерн для вывоза топлива из портов достаточно. Также, по его словам, в ближайшее время УЗ “поставит на рельсы” еще около 400 цистерн. “Основным вопросом на сейчас является разработка графика и наличие необходимой тяги”, – сообщил В. Омелян. (Enkor/Энергетика Украины и мира)