Великобритания увеличила импорт электроэнергии из Нидерландов, Бельгии и – в меньшей степени – из Ирландии во время масштабного отключения электричества, произошедшего 9 августа, свидетельствуют официальные данные. Сбой в работе британской энергосистемы длился менее часа, но затронул почти 1 млн. человек и нарушил движение железнодорожного и воздушного транспорта.

Компания-оператор National Grid заявила, что причиной сбоя могла стать одновременная остановка работы газовой электростанции Little Barford, принадлежащей германскому энергогиганту RWE, и морской ветряной электростанции Hornsea, принадлежащей датской энергетической компании Orsted. National Grid проводит расследование и к пятнице предоставит более подробную информацию британскому регулятору энергетического рынка Ofgem.

Это первое крупное отключение энергоснабжения в Великобритании за последнее десятилетие, но оно служит предупреждением о том, что может произойти, учитывая быстрое сокращение резервных мощностей страны. Как и некоторые другие европейские страны, Великобритания выводит из эксплуатации свои угольные электростанции – процесс, который, вероятно, будет завершен до истечения официального крайнего срока в 2025 году – и в то же время становится все более зависимой от энергии ветра и солнца, которая поступает непостоянно. Кроме того, ожидается, что доля атомной энергетики в энергобалансе Великобритании в ближайшее десятилетие сократится на фоне отмены или приостановки запланированных проектов и истечения срока службы ряда действующих АЭС. Газу пока удается удерживать свою рыночную долю, производя около 40% электроэнергии Великобритании. Но инвестиционная привлекательность новых ТЭЦ вызывает сомнения, особенно с учетом временного прекращения косвенного субсидирования операторов электростанций.

Великобритания имеет трансграничные линии электропередачи с Францией, Ирландией, Нидерландами и Бельгией общей мощностью 5,1 ГВт, по которым осуществляется импорт/экспорт электроэнергии. Это должно повысить энергетическую безопасность в периоды, когда экономически целесообразно импортировать электроэнергию, а не экспортировать ее. По данным правительства, Великобритания является чистым импортером электроэнергии со второго квартала 2010 года.

В январе этого года была введена в эксплуатацию линия Nemo, соединяющая Великобританию и Бельгию, пропускная способность которой составляет 1 ГВт. В следующем году планируется завершить строительство кабельной линии между Великобританией и Францией мощностью 1 ГВт. Подводная кабельная линия, соединяющая Великобританию и Норвегию, с пропускной способностью 1,4 ГВт должна быть запущена в 2021 году, а в 2023 году будет введена линия электропередачи между Великобританией и Данией мощностью 1,4 ГВт.

Что касается политики, ЕС принял новое законодательство, чтобы лучше подготовиться к сбоям в снабжении электроэнергией в будущем. Правила, утвержденные ранее в этом году, обязывают государства-члены ЕС сотрудничать на региональном уровне для предотвращения и решения проблемы нехватки электроэнергии. Политика аналогична существующему “закону о солидарности” для газового рынка ЕС. В соответствии с новыми правилами, государства, получающие аварийные поставки электроэнергии из других стран ЕС, должны в конечном итоге нести все разумные расходы, связанные с этим. Однако эта система еще не проверена, и участие Великобритании в едином энергетическом рынке ЕС после Brexit остается неопределенным. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий