Денег в водоканалах не хватает и это, по их мнению, исключительно из-за подорожания электроэнергии после внедрения нового рынка электроэнергии. Действительно ли это так, рассказал в колонке член Национальной комиссии по регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Евгений Маглеванный.

По моему мнению, проблема подорожания электроэнергии несколько гиперболизирована и не должна ставиться на первое место в работе водоканалов. Так, стоимость электроэнергии выросла за счет тарифов на передачу, но одновременно произошло и уменьшение тарифов на распределение. Поэтому ни о каком подорожании электроэнергии на 20%, как об этом заявляет Ассоциация, речь не идет. Рост общего тарифа на электроэнергию, если это II класс напряжения не превысит 8% (например тарифы на распределение II класса электроэнергии для Херсоноблэнерго уменьшились на 0,143 грн./кВт-ч), а значит в итоге расходы не повысятся более чем на 2,53% за счет этого фактора.

Что нужно было бы вынести в публичную плоскость, так это необходимость повысить среднюю зарплату на предприятиях до уровня средней по промышленности региона, для создания конкурентных условий труда на водоканалах. Об этом Ассоциация почему-то промолчала – хотя такой фактор приводит к необходимости повышения тарифов в пределах 10%. Без решения проблемы достойной заработной платы будет нарастать тенденция к потере квалифицированных кадров (риски, которые с этим связаны объяснять, надеюсь, не надо – средняя зарплата слесаря на водоканале составляет от 4 до 6 тыс. грн. в месяц).

Также Ассоциация обошла вниманием главную проблему – невозможность применения тарифов водоканалами в многоквартирных домах даже при условии их повышения. В случае если в многоквартирном доме сохраняются договорные отношения по старому закону о ЖКУ применяться должны тарифы не на централизованное водоснабжение (которые стремятся повысить водоканалы), а на холодную воду, которые были установлены до 1 мая 2019 и не могут быть повышены в связи с потерей Комиссией полномочий по их пересмотру.

Поэтому, к сожалению, механизмы обеспечения стабильной работы водоканалов, которые были разработаны Комиссией, например, возможность сформировать финансовые резервы для предоплаты электроэнергии в размере 2% от оборота не могут быть внедрены до внесения изменений в законодательство.

Ответ, почему замалчиваются основные проблемы, а второстепенная наоборот гиперболизируется и определяется как единственная, на мой взгляд, довольно проста. Возможно выстроить логическую конструкцию: повышение электроэнергии – недостаточность средств – риск почасовой подачи воды, или вообще отключение воды. Другие причины перегрузят логическую конструкцию Ассоциации и не позволят манипулировать общественным мнением с легким уклоном в шантаж с целью заставить регулятора повысить тарифы (которые, как указано выше, все равно не могут быть применены).

Кроме того, Ассоциация пытается переложить с себя всю ответственность на регулятора в случае возможных перебоев с водоснабжением, хотя основная проблема – необходимость применения тарифов на холодную воду вместо тарифов на централизованное водоснабжение не относится к сфере компетенции регулятора. (НВ Бизнес/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий