Украина по количеству электромобилей в четыре раза опережает Россию и является лидером региона. Долго это будет продолжаться?

Украинский рынок электромобилей уже который квартал подряд демонстрирует неизменный рост. Хотя эта тенденция типична для всего мира, в Украине она сопровождается очень убедительными абсолютными цифрами.

Уже не первый год Украина – лидер Центральной и Восточной Европы по количеству электрокаров. По этому показателю мы почти в четыре раза опережаем Россию.

Есть ли “потолок” у этого лидерства? К сожалению, да, оно характерно для густонаселенных районов городов и об этом стоит говорить уже сейчас.

В августе 2019 г. в Украине было зарегистрировано 14 750 “чистых” электрокаров. Если добавить еще несколько тыс. гибридов, получится кругленькая сумма – около 20 тыс. В России электрокаров всего 3700 , в Польше в 2018 г. было 620 против 5557 в Украине.

Электромобили потребляют сравнительно дешевую украинскую электроэнергию вместо дорогого импортного топлива. С какой стороны ни посмотри, электромобили – патриотическая и популярная среди украинцев вещь.

К сожалению, у этой популярности есть пределы. Выгодным приобретение электрокаров будет для потребителей, которые могут заряжаться по домашнему ночному тарифу. Там и спрятана десятикратная разница между стоимостью тока и стоимостью топлива для бензиновых авто.

Однако такая цена доступна только владельцам частных домов. Владельцы электрокаров, которые живут в квартирах, должны “питаться” от публичных зарядок, количество которых ограничено, а стоимость зарядки в разы выше, чем ночной тариф.

К тому же, электрокары намертво привязаны к инфраструктуре. Мы опросили более 300 водителей, которые критически относятся к приобретению электромобиля. Все, как один, говорили: если бы они могли заряжать электромобили на своем месте для парковки по приемлемым тарифам, они бы задумались о приобретении электрокара.

В то же время, количество электрокаров автоматически не стимулирует открытие зарядных станций, поскольку инфраструктурный бизнес не слишком прибыльный. Он перспективный, но на данный момент дотационный и держится на усилиях энтузиастов.

Замкнутый круг? Не совсем, надежда есть: потенциальные инвесторы ожидают план сотрудничества с государством и ищут альтернативные технические решения.

В 2018 г. в Украине было введено в эксплуатацию почти 8700000 кв. м жилья. Это более 100 тыс. квартир, среди которых большинство – в многоквартирных домах в городах. В 2017 г., свидетельствуют эксперты, эти показатели были еще лучше. Темпы урбанизации мощные, а новостройки требуют современных решений для транспорта.

Одним из них является разработка украинских специалистов – проект Smart Grid Solution, ставший одним из финалистов международного конкурса ClimatLaunchpad в Эдинбурге.

Автомобиль, заряжается в публичном месте, благодаря интеллектуальной платформе умеет балансировать электроэнергию, например, с расположенным рядом многоквартирным домом или со всеми авто в системе.

Если авто зарядилось, освобожденная энергия направляется на остальные машины, и они начинают заряжаться быстрее. Это позволяет устроить не одну-две зарядки на 200 квартир в спальном районе, реально сейчас, а гораздо больше – более десяти.

Особенно актуальной такая особенность системы станет для новостроечных парковок, ведь с 1 июля начали действовать новые нормы ДБН. Согласно им, менее 5% мест на новых парковках проектировать с электрическими зарядками.

То есть, из тысячи паркомест минимум 50 мест должны быть оборудованы зарядками для электромобилей. Система Smart Grid Solution позволяет “заправлять” более десяти авто там, где при использовании традиционных зарядок могли бы одновременно заряжаться максимум шесть авто. Это при одинаковой мощности зарядных станций.

Совсем скоро кто-либо в Украине сможет увидеть эту систему в действии. В 2019 г. это может восприниматься как прихоть, но уже через несколько лет без такого решения в “спальных” районах и на новых парковках не обойдется никто.

Кроме передового украинского решения, существуют подобные, рассчитанные на страны с развитой инфраструктурой. Например, система Nissan Energy Share объединит электрокары с социальной инфраструктурой, чтобы позволять им “делиться” своим батареей с подключенным частным домом (V2H) или офисным зданием (V2B).

Можно предположить, что со временем в обычных условиях электромобиль будет “возвращать” электроэнергию в сеть при пиковых нагрузках, дешево заряжаясь ночью по льготному тарифу. Когда в Украине количество электромобилей составит не десятки, а сотни тысяч, это будет заметно на работе украинской энергетической системы.

Благодаря новым технологиям электромобиль будет восприниматься не только как транспортное средство, но и как значительная часть стиля жизни прогрессивных украинцев, что имеет только преимущества. Одной из них станет комфорт – возможность недорого заряжаться рядом со своим многоквартирным домом.

Чтобы Украина сохранила свое “электромобильное” лидерство, нужно приложить немало усилий. Рынок ожидает, что вместо подхода “усилия энтузиастов при поддержке государства” в государстве появится тренд “государственная электромобильных инициатива”, а уже энтузиасты отрасли с радостью присоединятся к прогрессивной государственной политике. (Стефан Благовисный, директор сети электрозаправочных комплексов ТОКА, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий