Сентябрьская напряженность на рынке дизтоплива и рост оптовых цен, вызванные перестройкой рынка после остановки нефтепродуктопровода “ПрикарпатЗападтранс”, приправленные ростом мировых цен на нефть после атаки на Саудовскую Аравию, стали экзаменом для всех, кто связан с рынком. Возникшую нехватку поставок удалось относительно быстро устранить, а розничные цены сохранить стабильными. Это был хороший пример того, как участники рынка совместно с правительством смогли преодолеть непростую ситуацию.
Кто справился?
Трейдеры. Система обеспечения топливом резко изменилась. Выросла роль моря, хотя этот путь был доступен не всем. Не у всех был доступ к терминалу и не у всех были деньги. Пришлось кооперироваться и искать решения проблемы. Отдельно выделю позицию белорусской стороны: осмелюсь предположить, что такой оперативности и такого объема – более 300 тыс. т в августе и сентябре – они сами от себя не ожидали.
Правительство. Офис Президента, Мининфраструктуры, “Укрзализныця”, порты встречались с рынком каждую неделю, был диалог, вопросы и ответы. Решалось не все и не сразу, но главная задача, которую ставило государство, была выполнена: источники снабжения изменились, цены на АЗС не выросли.
Порты. Если не брать во внимание определенные проблемы, порты сработали нормально. Был сбой по “Южному” и Херсону, но не по вине портовых операторов. Видно, что недостаток загрузки на протяжении многих лет не прошел бесследно и надо время, чтобы все заработало как надо. Приходится также констатировать, что ситуация показала необходимость в государственных мощностях, которые были бы доступны всем желающим.
Кто не справился?
“Укрзализныця”. О проблеме знали давно и сейчас в этом опять все убедились. Еще в июле было понятно, что после остановки трубы нагрузка на УЗ возрастет. В итоге возникла потребность в переброске больших объемов топлива с юга на север и с севера на юг, УЗ оказалась не готова к этому вызову.
Везти ресурс в Киев из Одессы машинами, как это довелось делать некоторым сетям АЗС, – это безумие. Мы просто убиваем дороги, на ремонт которых идет тот же акциз от продаж топлива. Но другого выхода с такой работой ж/д нет.
С другой стороны, удалось лучше диагностировать проблему. Как оказалось, в высокий сезон цистерн в основном хватало. Главной же проблемой была “последняя миля”: проблема в маневровых локомотивах, в отсутствии бригад, персонала, в плохом техническим состоянии и снабжении.
Кроме того, проявил себя и хронический недуг “Укрзализныци” – нехватка топлива. Вопрос перехода на годовые контракты по формуле, синхронизированной с практикой ценообразования на топливо от производителей и крупных трейдеров, снова показал свою актуальность. Из-за обжалования в АМКУ “Укрзализныця” в разгар сезона потребления и ресурсной недостаточности вновь оказалась под угрозой остановки. Имей перевозчик на руках годовой контракт, никаких сюрпризов в самый неподходящий момент не было бы. Надеемся, новая команда УЗ по закупкам сделает выводы из этой ситуации.
Таможня. Здесь проявилась несогласованность действий таможни и логистических операторов, когда на всех оперштабах они прибрасывали друг на друга ответственность, тем самым затягивая процесс оформления топлива. Этому органу нужна нормальная диджтитализация (автоматизация), общая база накладных таможни, налоговой и УЗ. Нонсенс, когда служащие носят накладные флешками от компьютера к другому, даже если они находятся в одном здании.
Нельзя не вспомнить и о ситуации в “Южном”. Мое мнение: все должно быть максимально понятно и прозрачно. Ведь вопрос не в одной партии, на такие прецеденты смотрит весь рынок, банки, притом не только и не столько Украины.
Летне-осенняя трансформация рынка вскрыла массу интересных моментов, которые необходимо анализировать и принимать соответствующие решения. О полной перезагрузке рынка говорить рано, скорее всего равновесная ситуация наступит ближе к концу года. Но уже пройден очень большой путь и пройден рынком достойно. (Сергей Федоренко, директор по коммерческим вопросам АО “Укргаздобыча”, Enkor/Энергетика Украины и мира)