Падение цен на энергоносители, вялый мировой спрос и сокращение маржи химического производства оказывают давление на нефтяную отрасль. Ситуация усугубляется тем, что в преддверии публикации квартальных отчетов инвесторы требуют все более высоких дивидендов, передает Bloomberg.
Как ожидается, представители так называемой группы Big Oil (англ., “Большая нефть”) – Exxon Mobil Corp., Royal Dutch Shell Plc, Chevron Corp., Total SA и BP Plc – покажут в III квартале среднеотраслевое падение прибыли на 42%. Это слишком крутое падение, которое нельзя объяснить падением нефтяных котировок на 18%. Это также означает, что топ-менеджеры крупнейших нефтегазовых компаний должны привести инвесторам вразумительные объяснения этому феномену.
Exxon, Shell и BP уже предприняли превентивные шаги по охлаждению ожиданий своих акционеров. Они заранее опубликовали данные о таких вещах, как ремонт НПЗ, продажа активов и влияние урагана на добычу нефти на шельфе. Но этого мало – инвесторы хотят понять, что ожидает отрасль до конца 2019 года.
Чтобы понять значение составляющих квартальных отчетов Big Oil, следует обратить внимание на следующие факторы:
Неприятные сюрпризы
Большинство плохих новостей уже должны быть учтены.
В начале месяца акции ExxonMobil упали на 2,6% после того, как компания сообщила о потерях в размере полмиллиарда долларов из-за снижения цен на нефть. Эту брешь невозможно перекрыть ростом прибыли от переработки нефти.
Shell проинформировала, что добыча нефти и газа снизилась, а нефтеперерабатывающие и химические заводы компании загружены примерно на 90%.
BP, в свою очередь, предупредила о росте налоговой нагрузки, снижении производства и обесценивании некоторых ранее проданных активов, что ослабило надежды на быстрый рост дивидендов.
Нефтехимия – не панацея
Надежды на нефтехимическую продукцию, которая долгое время рекламировалась как новая возможность для роста Big Oil, не оправдались. Торговая война между США и Китаем ослабила спрос на пластмассы на фоне опасений, что запланированное строительство новых химических заводов в США суммарной стоимостью $40 млрд. приведет к избытку предложения на мировых рынках.
“Текущие тенденции по-прежнему предполагают длительный спад” в области продуктов нефтехимии, отмечает в своей аналитической записке аналитик RBC Capital Markets Бирадж Борхатария. Больше всего этой тенденции подвержен ExxonMobil с его гигантским химическим подразделением.
Расти или сворачиваться?
Должны ли эти компании Big Oil расширяться или, наоборот, сворачивать свою деятельность? В условиях избытка предложений и борьбы с изменениями климата у инвесторов нет четкого ответа на этот вопрос.
Акции ExxonMobil упали после того, как выяснилось, что компания потратила слишком много средств на будущие проекты, в то время как Chevron регулярно задается вопросом: достаточно ли у компании “топлива в баке” для роста после 2023 года?
Существует также неопределенность в отношении того, сможет ли Shell соотнести свои инвестиции в возобновляемую и электроэнергетику с пиковой прибылью, полученной от операций по добыче и переработке нефти, а также продажи нефтепродуктов? Впрочем, в начале октября генеральный директор французской Total Патрик Пуянн заявил, что компания уже достигла двузначной прибыли от продажи электроэнергии.
Инвесторы выходят из сланцев
ExxonMobil и Chevron планируют увеличить добычу сланцевой нефти в Пермском бассейне в США более чем в три раза и довести ее до 1 млн. барр./сут. к началу 2020-х годов.
Финансовые аналитики будут пристально следить за тем, как два отраслевых гиганта постараются избежать ловушек, в которые угодили их более мелкие конкуренты, и как их производительность будет соотноситься с их же амбициозными планами. Несмотря на производственный бум, инвесторы отворачиваются от сланцевой отрасли из-за слабых результатов деятельности независимых производителей, которые за последние десять лет потратили на сланцевые углеводороды без малого $200 млрд.
Как увеличить большие дивиденды?
Отраслевые гиганты долгое время были одними из самых щедрых плательщиков дивидендов на фондовом рынке. Однако в обновленном мире, в котором сырьевые трейдеры продают все больше ископаемого топлива, дальнейшее увеличение выплат и обратный выкуп акций считаются ключом к удержанию инвесторов. Поэтому очень важно то, смогут ли нефтегазовые компании позволить себе такую роскошь? В текущем году дивидендная доходность супермейджоров выросла более чем вдвое по отношению к доходности 10-летних казначейских облигаций.
Дивидендным программам пяти крупнейших нефтегазовых компаний пока что ничто не угрожает. Однако инвесторы стремятся понять, насколько они устойчивы, сбалансированы ли они с дорогостоящими проектами в области бурения и строительства, как повлияют на дивиденды такие неожиданные решения, как инвестиции Shell в низкоприбыльную возобновляемую энергетику, пр.
Крупнейшие банковские кредиторы нефтегазового сектора понижают свои ожидания в отношении цен на углеводороды. Этот показатель лежит в основе принятия решения о выдаче займов, что может привести к финансовому стрессу для отдельных производителей и отрасли в целом. (Enkor/Энергетика Украины и мира)