Импорт электроэнергии из России необходимо срочно остановить. Для этого не нужен закон. Это может сделать “Укрэнерго”.

11 октября на “Экономической правде” была опубликована статья “Русский мертвая петля с крутым пике в энергетике Украины”.

В ней я предупреждал о негативных последствиях для нашей генерации от импорта электроэнергии из России, рост объемов которого я предполагал.

Как известно, 1 октября начались первые поставки российской электроэнергии ровным графиком мощностью 100 МВт. Единственным экспортером с российской стороны является государственный монополист “Интер РАО” – не менее мощное оружие воздействия и экспансии России на рынки соседних государств, чем “Газпром”.

Подчеркиваю еще раз: принято решение относительно импорта электроэнергии из России может стать для Украины очень болезненным, поскольку приведет к большим экономическим и политическим потерям. Одним из последствий будет зависимость от российского импорта, а, следовательно, – и политическая зависимость от РФ, а это угроза национальной безопасности.

Номинальная мощность линий электропередач “Украина – Беларусь” и “Украина – РФ” составляет 3800 МВт. При использовании пересечения на 100% годовой объем поставки электроэнергии составит 34164 млн. кВт-ч.

“Интер РАО” может заменить треть всей электроэнергии, потребляемой в Украине, и она это сделает. Электроэнергия, как и газ, в России дешевле, чем в Украине. РФ имеет собственное ядерное топливо, большие объемы газа и угля для ее производства.

Мои слова недолго ждали подтверждения: в ночь с 4 на 5 ноября в энергосистеме Украины произошло экстремальное событие. Импорт электроэнергии из РФ и Беларуси достиг рекорда – 1216 МВт. Разница между торговым и физическим графиками генерации составляла около 1620 МВт. В результате едва не возник коллапс.

Для предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации в энергосистеме диспетчер НЭК “Укрэнерго” ограничил украинские генерирующие мощности. Сложно сказать, почему в подписанных соглашениях об импорте не предусмотрена возможность ограничения импорта электроэнергии при возникновении режимов на грани аварийных.

Инициаторы импорта, в частности председатель профильного комитета Верховной Рады, громко сообщили, что создали конкуренцию, а цены снижаются так сильно, что импорт стал бы убыточным. Если бы так было, то импорт остановили бы. Нас также постоянно уверяли, что импорт не превышает 1% от объема рынка.

К чему привели события, произошедшие той ноябрьской ночи?

  1. Государственный “Энергоатом” ограничивать не рискнули, однако атомную и наиболее дешевую электроэнергию банально вытеснили демпинговой цене импорта на балансирующий рынок, где цена продажи для генерирующих компаний существенно ниже цены на рынке на сутки вперед.
  2. Были ограничены производители электроэнергии из возобновляемых источников энергии (ВИЭ), но за произведенную ими электроэнергию все равно придется заплатить в полном объеме, и сделают это за счет государства.
  3. Тепловая генерация, в том числе государственная компания “Центрэнерго”, пострадала больше всего. Ее производство также ограничили, а у нее есть долг резервировать мощность для АЭС. Его не выполнили, чем поставили под угрозу надежность АЭС и энергосистемы в целом.

Кроме того, тепловая генерация имеет обязательства по двусторонним договорам. Покупать электроэнергию для их выполнения пришлось на балансирующем рынке по существенно более высокой цене, что нанесло ущерб тепловой генерации.

  1. Продолжая покупать импортируемую электроэнергию по непредсказуемыми графиками поставок и демпинговым ценам, украинцы, тем не менее, оплачивают в полном объеме все расходы российских производителей и посредников.

Зато, при отсутствии рынка вспомогательных услуг для украинских ТЭС цены покрывают только топливную составляющую затрат или до 70% полной себестоимости.

Запуск “нерыночного” импорта и задержка по надуманным причинам открытие рынка вспомогательных услуг для собственных производителей является опасной ошибкой первых месяцев работы новой модели рынка электрической энергии.

Итак, имеем такие разрушительные последствия не менее непродуманного решения об открытии импорта электроэнергии.

  1. ТЭС и ВИЭ были разгружены: “Центрэнерго” – на 24 млн. кВт-ч, ТЭС ДТЭК – 35 млн. кВт-ч, ВИЭ – 0700000 кВт-час. Результат – потери миллионов гривен.
  2. Государственный “Энергоатом” через продажу 70% производимой в сутки электроэнергии на балансирующем рынке также потерял немалые средства.
  3. За счет госпредприятия “Гарантированный покупатель” будет уплачено большую сумму “зеленым” производителям, хотя энергосистема не использовались произведенную ими электроэнергию – она не требовалась через бешеный рост импорта.
  4. Государственную гидроэнергетику тоже определенное время ограничивают для содействия импорта.

Это слишком высокая цена для таких решений отдельных руководителей энергетики. Пока в мире царит эпоха протекционизма в интересах собственного производителя, в Украине создают комфортные условия для иностранного производителя и импортеров.

Что бы ни говорил экспредставитель президента в Кабинете министров Андрей Герус об убыточности импорта, компания “Юнайтед энерджи” в ноябре в пять раз увеличила объем выкупленного сечения для импорта тока – 500 МВт.

Похоже, ночь с 4 на 5 ноября была своеобразной тренировкой для диспетчеров “Укрэнерго”, подтверждает руководитель компании В. Ковальчук. По расчетам компании, около 10% “зеленой” электроэнергии будут попадать в балансовые ограничения. Относительно ТЭС понятно, что ограничения будут еще более серьезные.

Очевидно, что единственным решением, которое способно исправить ситуацию, является немедленная запрет импорта электроэнергии из России и Беларуси. Следует понимать, что излишков собственной электроэнергии в Беларуси нет, она осуществляет транзит к нам русский.

Иначе Украина может потерять значительную часть национальной энергетической генерации. Мы уже имеем печальный опыт, когда Россия использовала против нас “энергетическое оружие”. Поэтому первым шагом надо поддержать законопроект об отмене “поправки Геруса”, через которую и произошли события в ночь с 4 на 5 ноября.

Кроме того, поскольку импорт электроэнергии из РФ и Беларуси угрожает национальной безопасности Украины, простыми решениями не обойтись. Этот вопрос нужно срочно рассмотреть на заседании СНБО с привлечением представителей власти и ведущих экспертов и утвердить план мероприятий по стабилизации ситуации в секторе.

План должен иметь такие пункты.

  1. Проведение регулятором аудита экономической обоснованности определения тарифов на новом рынке электроэнергии, своевременной подготовки и утверждения нормативных актов на выполнение закона “О рынке электроэнергии”.
  2. Проведение регулятором, Минэнергетики и правительством аудита введенных новым рынком электроэнергии структур, участвовавших в реализации схемы импорта электроэнергии из России и Беларуси, в частности ГП “Оператор рынка”, “Оператор системы передачи”, “Гарантированный покупатель”, других участников рынка.
  3. Срочное нарушения Антимонопольным комитетом дела по признакам недобросовестной конкуренции со стороны импортеров, применение демпинговых цен и откровенной дискриминации на рынке электрической энергии.

Импорт из РФ необходимо срочно остановить. Для этого не нужен закон. Это может сделать НЭК “Укрэнерго” путем прекращения проведения аукционов по продаже сечения на восточной границе по признаку угрозы надежности ОЭС.

Напоследок – еще одно угрожающее предсказание, которое, надеюсь, останется нереализованным. Следующим шагом может стать попытка использования украинских магистральных сетей для транзита электрической энергии в Молдову.

После 31 декабря 2019 г., когда может прекратиться транспортировки российского газа через ГТС Украины на Молдавскую ГРЭС, которая обеспечивает основной объем электропотребления Молдовы, в этой стране может возникнуть дефицит электроэнергии.

Тогда может повториться схема, по которой в 2015 г. электроэнергия поставлялась по связанным контрактам в Крым. (Иван Плачков, председатель Всеукраинской энергетической ассамблеи, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий