Депутаты предлагают снизить “зеленый тариф” для электроэнергии из возобновляемых источников энергии. Какие последствия это будет иметь?

Горячие дискуссии последних недель о необходимости ретроспективного снижения “зеленого тарифа” для электроэнергии из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Украине, а также одобрение профильным комитетом Верховной Рады проекта закона №2236-2 , который предлагает дискриминационные ограничения для альтернативной генерации для станций от 150 МВт, определили ряд мифов о зеленой генерации, на которые опираются в своих аргументах ее противники:

– зеленая электроэнергия дорога;

– зеленая генерация приведет к значительному росту цен на электроэнергию в Украине;

– в Украине самые высокие в мире зеленые тарифы на электроэнергию из ВИЭ. Рентабельность электростанций на ВИЭ в Украине составляет более 300%;

– единственное решение вопросов балансировки энергетической системы – ограничение в ней доли зеленой электроэнергии;

– зеленая генерация не решает ни одной из проблем энергосистемы и экономики Украины.

Попробуем разобраться и ответить на эти мифы и упреки.

Зеленая электроэнергия дорогая.

Очередной летний отчет 2018 Levelized Cost of Energy (LCOE), известного аналитического агентства Lazard, подтвердил ожидания аналитиков: возобновляемая энергетика продолжает дешеветь.

Данные отчета свидетельствуют, что стоимость полученной методом сжигания углеводородов электроэнергии в пересчете на мегаватт-час в 2018 г. осталась на том же уровне, что годом ранее, тогда как стоимость мегаватт-час энергии солнца или ветра продолжает снижаться.

В своих расчетах Lazard рассчитывает приведенную стоимость производства электроэнергии, включающая как стоимость и общих расходов на эксплуатацию за все время работы, разделенные на объем энергии, вырабатываемой также за все время работы электростанции.

Самую низкую цену выработки мегаватт-час в этом году показывает ветровая энергетика – всего от 29-56 долларов; на втором месте солнечная энергетика – 36-44 долларов за мегаватт-час, тогда как угольная мегаватт-час стоит 60-143 долларов, а атомный – от 112-189 долларов.

Почему же тогда в аргументах оппонентов звучит обратное? Причин несколько:

1) Сравнивают стоимость электроэнергии от уже существующих и практически амортизированных традиционных электростанций, с новыми электростанциями на ВИЭ, в стоимости электроэнергии которых значительную долю занимает амортизация оборудования.

Сравнивать надо либо новое с новым (как это делает Lazard), или существующее существующим.

Представим, какова стоимость электроэнергии будет от существующей ВЭС или СЭС в 2030 г. после окончания срока действия ЗТ, и после того как оборудование уже амортизированное и его стоимость уже вернулась инвестору.

Убеждены, что супер конкурентной ценой э/э от существующих традиционных электростанций. Но мы против сравнения новых электростанций на ВИЭ с существующими традиционными (как это делают оппоненты).

2) В стоимость электроэнергии от существующих электростанций не входит много важных составляющих этой стоимости.

Например, в цене э/э от АЭС не включена стоимость захоронения отработанного ядерного топлива и вывод АЭС из эксплуатации.

За это, вероятно, нам в свое время придется заплатить из бюджета.

3) Существующее оборудование традиционных электростанций не всегда соответствует современным экологическим требованиям и стандартам.

Например, ни одна угольная электростанция в Украине не оборудована современными системами сероочистки. И их стоимости, соответственно, нет в угольном киловатт-часе.

4) Продолжается явное и неявное субсидирование традиционных электростанций. Например, только в этом месяце правительство выделило миллиард (!) гривен на поддержку угольной отрасли. Но этого и других подобных миллиардов нет в цене угольной э/э.

Если сравнивать корректно, то даже сегодня электроэнергия из ВИЭ конкурента по сравнению с традиционной.

Еще больше ситуация изменится в пользу ВИЭ во времени из-за продолжения удешевления технологий.

Также вероятно введение большинством стран налога на выбросы СО2, сейчас широко обсуждается в мире. Это еще повысит конкурентность ВИЭ.

Зеленая генерация приведет к значительному росту цен на электроэнергию в Украине.

Это фактически продолжение предыдущего мифа. Утверждаем, что строительство любой новой генерации приведет к росту существующих цен на электроэнергию в Украине.

Но разве мы можем не строить сейчас новое поколение, когда подавляющее большинство существующих электростанций уже отработала по 40-50 лет и подлежит замене в ближайшее время?

При строительстве объектов на ВИЭ этот рост будет самым низким из альтернативных сценариев (строительство новых угольных, атомных или газовых электростанций).

Звучит тезис, что нужно или повышать тарифы на электроэнергию на 5 копеек, или снижать зеленый тариф.

Мы выбираем повышение на 5 копеек, и строительство вследствие этого нового поколения на ВИЭ.

В Украине самые высокие в мире зеленые тарифы на электроэнергию из ВИЭ. Рентабельность электростанций на ВИЭ в Украине составляет более 300%.

В целом это не соответствует действительности. В частности, зеленый тариф на электроэнергию из биомассы (БМ) и биогаза (БГ) в Украине существенно ниже по сравнению с большинством стран ЕС.

В частности, Украина находится на 13 месте среди 15 стран ЕС, использующих ЗТ как средство стимулирования производства электроэнергии из БМ и БГ. То есть, ниже нас ЗТ на э/э из биомассы и биогаза имеет только Португалия и Словакия.

Относительно ветра, мы тоже не первые. Причем стоит учесть, что кредитные ставки в Украине значительно выше, чем в странах ЕС.

Соответственно, при одинаковом уровне ЗТ инвесторы в Украине окупят свои вложения значительно дольше.

По рентабельности: средняя рентабельность электростанций на ВИЭ в Украине на уровне 20%, со сроком окупаемости таких проектов 5-6 лет.

Притом, что 7-8% еще нужно отдать банку в случае кредита. Фактически это минимально возможная рентабельность, которая еще интересует инвесторов.

Единственное решение вопросов балансировки энергетической системы – ограничение в ней доли зеленой электроэнергии.

Украина не первая в мире сталкивается с проблемами интеграции большой доли ВИЭ в энергетические системы.

Целый ряд стран, отдельных штатов, городов и компаний заявили о переходе к энергетике на базе 100% ВИЭ и уверенно движутся к этому. Общие принципы такого перехода сопровождаются такими тенденциями: функция базовой нагрузки постепенно переходит к ВИЭ; традиционная генерация замещается маневренной.

Возможные источники гибкости для такого перехода (согласно презентации п. Игоря Петрика, компания Wartsila Energy):

– ГЭС/ГАЭС;

– интерконнектор;

– накопители;

– маневренные ТЭС.

Все из этих источников могут быть задействованы в Украине. Победителя определит рынок. Моделирование развития ОЭС Украины определило, что при создании гибкости системы в основном за счет маневренных ТЭС, максимальный экономический эффект достигается при создании 1-2 ГВт маневренных мощностей.

То есть отработанные и подтверждены технические пути для интеграции большой доли ВИЭ в энергетическую систему страны существуют и требуют четких механизмов регулирования со стороны государства.

На развитых конкурентных рынках электроэнергии сам рынок создает спрос на маневренные мощности, и инвесторы строят их.

На регулируемых и недостаточно конкурентных рынках электроэнергии, к которым относится и Украина, вероятно, требуется создание четких стимулов для инвесторов вкладываться в маневренные мощности.

Зеленая генерация не решает одну из проблем энергосистемы и экономики Украины.

Категорически не согласны. Развитие ВИЭ приводит к значительным позитивным макроэкономическим изменениям.

1) Украина уменьшит, а в перспективе остановит импорт энергоносителей. В 2018 г. он стоил нам около 12 млрд. долларов/год категориям нефть и нефтепродукты, уголь и природный газ. Соответственно, это положительно повлияет на торговый баланс государства.

Причем солнце и ветер будут играть ведущую роль в вытеснении импортных топлив в электрогенерации, а биомасса – при производстве тепловой энергии и на транспорте.

2) Создадим новый инновационный кластер украинской экономики, новые рабочие места, новые машиностроительные заводы.

Количество рабочих мест, создаваемых, превышает то, которое нужно сократить в традиционной энергетике, в частности, в угледобыче.

Рабочие места будут создаваться не только при эксплуатации электростанций на ВИЭ, а и в смежных областях: строительство, монтаж, подготовка топлива (в частности биомассы), производство оборудования.

3) повысит энергетическую безопасность и независимость страны.

4) получим новую генерацию на основе ВИЭ на замещение отработанной традиционной, которую, в любом случае, нужно чем-то замещать.

5) По сути, улучшим экологию, продолжительность и качество жизни в стране.

Ну и по законопроекту №2236-2.

Считаем, что у законопроекта перейдена “красная черта” и существенно изменены правила игры для уже построенных объектов ВИЭ.

Этого категорически нельзя допускать. Это прецедент, и если он пройдет сегодня – ждите подобное и завтра. Если законодатели хотят что-то подобное делать, они должны вводить такие нормы через 1-2 года после введения в действие закона, чтобы инвестор мог их учесть при построении своих объектов.

Если этот законопроект будет принят, это отпугнет инвесторов не только от энергии солнца и ветра, а от всех ВИЭ, потому что Украина не гарантирует выполнение своих обязательств.

Если мы допустим сейчас приостановления развития крупных электростанций на ВИЭ в Украине, мы тем самым закрываем путь для развития всех ВИЭ в Украине.

Мы не согласны с таким сценарием, мы за будущее на ВИЭ! (Александр Домбровский, народный депутат VII и VIII созывов Верховной Рады, председатель правления общественного союза Global 100 RE Ukraine; соавтор – Георгий Гелетуха, председатель правления биоэнергетической ассоциации Украины, член правления общественного союза Global 100 RE Ukraine, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий