За последние 9 лет тема добавления биоэтанола в бензин всплывала на поверхность несколько раз. И по накалу обсуждений уступала разве что пошлинам.
Буквально в ноябре выяснилось, что Государственное агентство энергоэффективности вновь вернулось к этому вопросу, а на днях в парламенте был зарегистрирован соответствующий законопроект. Основные тезисы предлагаемых нововведений прозвучали на конференции Petroleum Ukraine 2019. Особой новизны в них не добавилось, как не добавилось и ответов на вопросы, которые сулят рынку огромные проблемы.
“В 2017 г. Украина импортировала нефти и нефтепродуктов на $4,2 млрд., а уже в 2018 г. этот показатель вырос до $5,5 млрд. долл. (+31%). Это говорит о том, что мы энергетически зависимы. И введение обязательных квот (на использование биоэтанола. – Прим. автора) частично закроет этот импорт и даст возможности для открытия новых мощностей, которые будут вырабатывать энергию, используемую в транспорте, с украинской составляющей”, – заявил на Petroleum Ukraine 2019 директор департамента возобновляемых источников энергии Госэнергоэффективности Юрий Шафаренко.
По словам чиновника, принятие документа также обеспечит выполнение международных обязательств Украины по доле энергии из возобновляемых источников в валовом конечном объеме потребления энергии на транспорте.
Реализовать идею призваны два законопроекта. Первый предполагает создание гарантированного рынка биотоплива путем введения обязательной его доли в общем объеме реализованных моторных топлив: 5% в общем объеме продаж с 1 января 2021 г., 7% – с 1 января 2023 г., 10% – с 1 января 2025 г.
Согласно ему, операторы рынка должны до 1 апреля подавать в Госэнергоэффективности ежегодные отчеты о продажах. Ведомство выступит главным контролирующим органом и будет следить за содержанием компонентов, произведенных из биомассы в моторном топливе.
“Мы (Госэнергоэффективности) будем брать отчеты у компаний-производителей и импортеров, будем сверять их с налоговыми и таможенными данными, и уже по результатам годового объема выносить вердикт. Если они придерживались квот и норму выполнили, то все нормально. Если нет, их ожидает штраф и предписание в следующем году закрыть эту квоту”, – прокомментировал Шафаренко.
Несоблюдение квот, а также непредоставление информации грозит штрафом для производителя в размере одного прожиточного минимума для трудоспособных граждан (2007 грн.) за каждый 1 ГДж энергии. Например: за 1000 т недобавленного биоэтанола штраф составит 53,8 млн. грн. За несвоевременное предоставление информации по содержанию доли биотоплива предполагается штраф 500 прожиточных минимумов или 1,0 млн. грн.
Юрий Шафаренко уверен, что в Украине уже сегодня есть мощности, которые могут дать необходимый объем биокомпонента. По его данным, максимальная производительность существующих спиртзаводов составляет около 100 тыс. т. (Это отвечает потребности рынка при 5% добавлении, так как в 2019 г. Украина потребит около 1,8 млн. т бензина). Правда, по данным Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства, в 2018 году в стране произвели всего 22,6 тыс. т биоэтанола. Смогут ли заводы произвести необходимые 100 тыс. т, пока неизвестно.
Если говорить о 7% в 2023 г. и 10% в 2025 г., то необходимо будет строить дополнительные мощности, говорит Шафаренко.
“Я думаю, что три года – достаточно времени, чтобы такие проекты реализовать”, – отметил он, добавив, что, если будут введены квоты и инвесторы увидят гарантированный рынок биокомпонентов, они будут заинтересованы в строительстве производств.
19 ноября на сайте парламента группой народных депутатов во главе с Олегом Семинским (фракция “Слуга народа”) был зарегистрирован законопроект относительно развития сферы использования жидкого биотоплива (биокомпонентов). По состоянию на вечер 26 ноября текст документа еще не опубликован, но Шафаренко говорит, что именно этот законопроект разрабатывался его ведомством.
Больше спирта, меньше акциза
Вторым законопроектом предлагается ввести налоговые льготы для спиртосодержащих бензинов. На текущий момент действует льгота – акциз 162 евро/тыс. л (ставка на обычный бензин составляет 213 евро), которым облагаются топлива с содержанием биоэтанола более 30%. В Госэнергоэффективности хотят ввести льготные ставки на бензин с содержанием спирта от 5% и больше. Например, при добавлении 5% ставка акциза будет составлять 192,2/тыс. л, при 10% – 170,8/тыс. л.
“Это по сути “пряник”, который поможет отменить акциз на биоэтанольную составляющую в топливе. Акциз будет платиться только с “нефтяной” составляющей”, – объясняет идеологию законопроекта Шафаренко.
Он отмечает, что градация биоэтанольной доли приведет к тому, что на рынке появится топливо с содержанием 5% или 10% биокомпонентов.
На старые грабли
Тема использования биоэтанола в топливе не нова. Как в Украине, так и в других странах лоббисты “спиртовой” темы брали на знамена одну и ту же риторику – защита экологии и снижение зависимости от импорта нефти и нефтепродуктов. За бортом оставались детали, в которых, как известно, всегда кроется дьявол. Применительно к биоэтанолу, таких подводных камней там целая гряда.
Хорошо изучить этот вопрос позволила череда попыток “спиртовиков” и стоящих за ними чиновников натянуть свой интерес на топливный рынок. Норма об обязательном добавлении биоэтанола в бензин в Украине была введена 1 января 2014 г. Согласно закону “Об альтернативных топливах”, в 2014-2015 гг. все бензины должны были содержать 5% спиртовой смеси, а с 2016 г. – 7%. Однако на практике закон так и не заработал из-за нерешенности массы вопросов на уровне подзаконных актов. Это стало следствием ослабления позиций тяжеловесов Партии регионов, которые “продавили” этот законопроект – министр энергетики Юрий Бойко, минэкологии Эдуард Ставицкий и минагрополитики Николай Присяжнюк, за которым просматривался тогдашний куратор “Укрспирта” Юрий Иванющенко.
Еще по одной попытке было предпринято в 2016 г. и в 2017 г. Проект от 2016 г. предусматривал обязательное содержание биоэтанола в бензинах с 1 января 2018 г. не менее 3,4 энергетических процентов от общего объема продаж бензинов за отчетный период. С 1 июля 2019 г. эта доля должна была быть увеличена до 6,9%. При этом энергетический состав биодизеля в дизтопливе с 1 июля 2018 г. должен был составлять не менее 2,7%. Эти нормы нашли свое отражение в законопроекте, который был подан в конце ноября 2017 г. Документ предписывал начать программу с 1 января 2019 г. На этом все и закончилось… Тогда реанимацию вопроса связывали с активностью неких инвесторов, развернувших производство биоэтанола где-то под Тернополем.
Общей проблемой инициаторов “спиртовых” инициатив было узкое преследование своих интересов без всестороннего изучения всех аспектов дела. Не видно этого понимания и сегодня.
Например, как обеспечить качество спиртосодержащего бензина? Да, его делают повсеместно в Европе, но не путем добавления ведра биоэтанола в цистерну с бензином, как иногда кажется спиртовикам. На нефтебазах создаются специальные установки по блендингу. Кроме того, необходим строжайший контроль качества, а это подразумевает создание лабораторных комплексов, стоимость которых измеряется сотнями тыс. долларов. В целом речь идет о переходе на принципиально новую технологическую культуру, которая мало совместима с сегодняшними реалиями. Так, на создание “спиртовой” инфраструктуры Польше понадобилось более 15 лет. Игнорирование этих аспектов ведет к снижению или утрате качества бензина и как следствие удару по потребителям.
“Без внимания разработчиков документа также остался вопрос технической готовности украинского автопарка к повышению уровня использования топлива с биодобавками, а также введение гарантии производителя на узлы и агрегаты в случае их выхода из строя через использование такого топлива”, – отмечают в Нефтегазовой ассоциации Украины (НАУ).
Вопрос отнюдь не праздный. По словам Сергея Куюна, директора “Консалтинговой группы А-95”, с проблемой качества спиртосодержащего бензина столкнулась даже “Укртатнафта”, предприятие, обладающее всеми технологическими установками. “Год или два назад под давлением трейлеров и потребителей завод тихонько свернул программы по выпуску спиртосодержащего бензина А-92. А что смогут произвести многочисленные трейдеры на нефтебазе?”, – говорит он.
В НАУ также не поддерживают внедрение дифференцированных ставок акцизного налога в зависимости от содержания биокомпонентов, поскольку из-за отсутствия контроля над качеством этого топлива со стороны государства, такие нормы приведут к развитию схем минимизации акцизного налога недобросовестными участниками рынка. В целом там опасаются, что эта норма вновь ослабит “белых” участников рынка, которые будут вынуждены выполнять закон в отличие от “серых” и “черных” конкурентов.
Спиртосодержащий бензин будет дороже “обычного” за счет необходимости производственных манипуляций. При этом рынок окажется один на один с монополистом в лице “Укрспирта”, который сам будет определять, почем продавать свой товар.
Это лишь часть вопросов, которые лежат на поверхности. В самой спиртовой отрасли масса проблем, которые быстро не решить. Но, пожалуй, самое главное это явная запоздалость “биоэтанольной” программы.
“Европа уже отказалась от наращивания доли биокомпонентов в моторных топливах, там все больше смотрят на электричество, водород и биотопливо второго поколения, для производства которого не используются пищевые культуры и сельскохозяйственные земли. А именно их собираются использовать в Украине. Вместо того, чтобы настроиться на актуальную волну, хотим заниматься тем, что в Европе уже считается вчерашним днем”, – отмечал ранее директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн.
На данный момент обсуждение программы находится на начальном этапе рассмотрения в парламентских комитетах. Выступая на Petroleum Ukraine 2019 глава комитета по ТЭК Андрей Герус пообещал, что в отношении данных законопроектов “турборежим” включаться не будет. (Enkor/Энергетика Украины и мира)