Ошибки правительства и злоупотребления госпредприятия “Гарантированный покупатель” привели к повышению цены электроэнергии и ее скачкам.
С декабря 2019 г., из-за аномально теплой погоды и падения промышленного производства в Украине, рынок ощущает профицит электроэнергии.
Несмотря на это, цена электроэнергии на рынке на сутки вперед (РСВ) выросла до сентябрьских показателей, когда средневзвешенная суточная цена держалась выше 1600 грн. за МВт-ч.
На РСВ продается около трети всей электроэнергии (э/э). Однако он является индикатором цены для остальных сегментов рынка – внутрисуточного рынка и рынка двусторонних договоров.
“БизнесЦензор” разбирался, почему при избытке электроэнергии растет ее стоимость?
Начало, высокая цена
Оптовый рынок электроэнергии был запущен 1 июля 2019 г. без решения системных проблем: монополии крупных компаний и долгов потребителей: таких как госшахты и водоканалы.
Рыночную власть на рынке э/э имеют государство, которое суммарно контролирует более 60% производства э/э в стране (“Энергоатом”, “Укргидроэнерго”, “Центрэнерго”). А также энергохолдинг “ДТЭК” Рината Ахметова, который контролирует около 25% от всей генерации и около 70% в сегменте тепловой генерации.
Рыночные отношения усложнил механизм специальных обязательств (PSO – Public Service Obligation), которые были возложены правительством Владимира Гройсмана на НАЭК “Энергоатом” и “Укргидроэнерго”. Сегодня эти компании продают 85% и 35% соответственно по фиксированным низким ценам (570 и 720 грн./МВт-ч соответственно) госпредприятию “Гарантированный покупатель” (ГарПок).
ГарПок, в свою очередь, продает часть ресурса по еще боле низкой цене для нужд населения (около 30% в общем потреблении), а остаток перепродает на рынке на сутки вперед. Из прибыли предприятие выплачивает компенсацию электростанциям, работающим на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ) – так называемый зеленый тариф.
Сейчас около 70% компенсации зеленым приходится на ГарПок. Еще 30% заложены в тарифе системного оператора передачи НЭК “Укрэнерго”.
Неподготовленный запуск рынка спровоцировал резкое удорожание э/э. Конечные тарифы для промышленных потребителей одномоментно выросли на 20-30%. Эта ситуация продлилась в течение июля-сентября 2019 г.
Борьба за снижение цены
В сентябре новое правительство Алексея Гончарука при поддержке главы парламентского Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса Андрея Геруса (фракция “Слуга народа”) начало предпринимать шаги для корректировки цены в интересах промышленных потребителей.
18 сентября Верховная рада одобрила правку Геруса, открывающую возможность импорта э/э по двусторонним договорам из стран, не входящих европейскую энергосистему: Российской Федерации, Беларуси и Молдовы.
В октябре начался импорт э/э из РФ и Беларуси и с середины октября цена э/э на РСВ начала постепенно снижаться.
В ноябре, благодаря сравнительно теплой погоде, прекращению работы двух метзаводов, что повлияло на снижение потребления, а также благодаря увеличению импорта из РФ и Беларуси, что повлияло на увеличение предложения, цена продолжила снижение.
В конце ноября – начале декабря цены на РСВ постоянно обновляли исторический минимум. Самая низкая цена на РСВ зафиксирована 8 декабря – 758 грн./МВт-ч.
Борьба за повышение цены
С этого момента в правительстве сочли, что перегнули палку. Такая цена продажи э/э – не рентабельна для тепловых электростанций (ТЭС) и теплоэлектроцентралей (ТЭЦ).
Основные игроки в этом сегменте: ДТЭК Рината Ахметова (70% тепловой генерации), государственное “Центрэнерго” (контролируется менеджментом Игоря Коломойского), “Донбассэнерго” Максима Ефимова и группа “Укртеплоэнерго” Анатолия Шкрибляка.
Тогда 10 декабря правительство внесло изменения в механизм PSO, обязав операторов систем передачи (НЭК “Укрэнерго”) и распределения (облэнерго) покупать ресурс для компенсации технических потерь на рынке, а не по фиксированной цене у ГарПока, как было раньше.
Таким образом, был увеличен спрос и цена э/э на РСВ пошла вверх. Однако на этом проблемы не закончились. С конца декабря из-за теплой погоды, профицита ресурса и несбалансированности энергосистемы, цена электроэнергии стала резка меняться от суток к суткам.
Отсутствию стабильности способствуют три основных системных проблемы украинской энергосистемы. Это монополия, зеленая энергетика и самая главная – механизм PSO.
Проблема монополий
В сегодняшнем рынке рыночную власть имеют госкомпания НАЭК “Энергоатом”, которая производит более половины всей электроэнергии в стране и холдинг ДТЭК Рината Ахметова, который контролирует 90% производства в энергоострове Бурштынской ТЭС.
Бурштынский энергоостров (БуОс) отключен от объединенной энергосистемы Украины (ОЭС). Это условная территория, на которой расположены электрические сети Бурштынской ТЭС, которая входит в “ДТЭК Западэнерго” Рината Ахметова.
Зона БуОс распространена на территории Закарпатской, Ивано-Франковской и Львовской областей с населением 3 млн. человек. Цена электроэнергии в БуОс с начала запуска рынка всегда была выше цены в зоне ОЭС. Лишь в отельные дни декабря 2019 и января 2020 цена в БуОс опускалась ниже, чем в основной энергосистеме.
О том, как ДТЭК реализует свою монополию в БуОс, БизнесЦензор сообщал в ноябре 2019 года.
Компании “Энергоатом” и ДТЭК, за счет своего положения, имеют большое влияние на рыночную цену. Первая – в ОЭС Украины, вторая – в БуОс.
Проблема зеленой генерации и зеленого тарифа
С 2009 года в Украине действует субсидия для производителей э/э из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) – так называемый зеленый тариф (ЗТ).
Сейчас источником зеленого тарифа частично является недополученная прибыль государственных НАЭК “Энергоатом” и “Укргидроэнерго”. Их ресурс перепродает ГарПок, чтобы компенсировать ЗТ. Частично – тариф оператора систем передачи НЭК “Укрэнерго”, который перечисляет ГарПоку часть средств из своего тарифа.
Условия запуска установок ВИЭ предполагают, что их собственники получают компенсацию с привязкой к валюте за полный объем произведенной ими электроэнергии. При этом собственники объектов ВИЭ не несут никакой ответственности за небаланс.
Другими словами, электроэнергия ВИЭ оплачивается ГарПоком независимо от того, нужна она системе или нет. Даже если диспетчер электроэнергии отключает объекты ВИЭ из-за профицита э/э, как это случалось с ноября 2019 года, их собственники получают плату за произведенную, но не потребленную электроэнергию.
Это усложняет процесс балансировки системы и делает цену непредсказуемой.
Проблема PSO и ГарПока
Около 30% всей произведенной в стране э/э потребляется населением. Сегодня средневзвешенный тариф для населения – 1290 грн./МВт-ч с НДС – покрывает лишь стоимость системных услуг.
Они включают в себя тариф оператора систем передачи (НЭК “Укрэнерго”), тариф оператора систем распределения (облэнерго) и маржу поставщика. На оплату электроэнергии, как товара, в тарифе для населения уходит около 100 грн. в мегаватт-часе, что в 10-15 раз ниже рыночной стоимости.
Такой механизм PSO предусматривает продажу около полвины всей электроэнергии в стране (ресурс “Энергоатома” и “Укргидроэнерго”) через ГарПок.
Директором ГарПока еще весной 2019 г. был назначен Константин Петриковец, который до этого в “Энергоатоме” отвечал за подготовку к новой модели рынка. Участники рынка, с которыми общался БЦ, считают, что Петриковец работает в интересах ДТЭК Рината Ахметова.
По информации источника БЦ в Кабмине, после смены правительства Петриковцу предложили написать заявление об уходе. Однако он отказался. Как пояснил собеседник, уволить его Кабмин не решается из-за наличия трудового контракта.
В декабре, когда правительство изменило модель PSO, оно позволило ГарПоку выставлять более дорогие заявки на РСВ. До этого ГарПок выставлял заявки ценой 560 грн./МВт-ч. Он, по сути, был пассивным участником рынка, никак не влияя на ценообразование, несмотря на сравнительно большие объемы продажи.
Теперь же предприятие начало выставлять дорогие заявки, что повысило цену РСВ, а, следовательно, – всей электроэнергии. Повышение цены позволило генерации зарабатывать больше.
Причина таких действий ГарПока не только лоббизме крупной генерации, но и в том, что главная задача предприятия – компенсировать зеленый тариф. Чем выше рыночная цена, тем больше Гарпок может заработать прибыли и тем меньше будет компенсация между размером зеленого тарифа и рыночной ценой.
Госпредприятие, которое создавалось, как инструмент Кабмина для сдерживания роста цены э/э, стало главной причиной волатильности и роста цены электроэнергии при профиците ресурса. (Сергей Головнев, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)