К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский “Газпром” в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
О чем договорились
Итак, ключевые цифры новой сделки. За 5 последующих лет “Газпром” должен прокачать транзитом через территорию Украины 225 млрд. куб. м природного газа. Из них 65 млрд. кубов – в 2020 г., в следующие 4 года – по 40 млрд. кубов. Даже если физические объемы транзита будут ниже, “Газпром” обязан заплатить за транспортировку оговоренного количества природного газа. По словам исполнительного директора НАК “Нафтогаз Украины” Юрия Витренко, подписавшего договора от имени украинской стороны, суммарный доход от транзита составит как минимум 7,2 млрд. USD. Но может быть и больше, в случае дополнительных заявок на прокачку.
При этом Юрий Витренко, ссылаясь на конфиденциальность, так и не озвучил тариф на транспортировку российского газа. Системное стремление украинских переговорщиков съезжать с этой темы наталкивает на мысль, что здесь они пошли на уступку россиянам. О чем косвенно свидетельствуют и комментарии из Москвы. Так, вице-премьер РФ Дмитрий Козак сообщил, что плата “Газпрома” за транзит является твердой и закрепленной на все 5 лет величиной. А российский премьер-министр Дмитрий Медведев прокомментировал, что это очень “гуманный тариф”, а все попытки украинской стороны его повысить практически ничем не закончились. Если же прибегнуть к простой математике, то получится, что с каждой тысячи транзитных кубометров Украина будет собирать свои 32 долл. Как увидим ниже, до сих пор примерно так и было.
Одновременно стороны обнулили свои долговые претензии. Украина отказалась в Стокгольмском арбитраже от намерений взыскать с “Газпрома” 12,2 млрд. долл. деньгами и 1.3 млрд. кубов газом за невыполнение условий “тимошенковского” договора от 19 января 2009 г., как и от предъявления любых новых исков касательно этого договора. Отдельно с “Газпромом” была подписано мировое соглашение, которое де-факто сняло с российской компании штрафные санкции, наложенные на нее Антимонопольным комитетом Украины на общую сумму 7,4 млрд. долл.
Ради справедливости стоит отметить, что перспективы получить эти деньги и так были мизерными (мелкие остатки имущества “Газпрома” в Украине можно в расчет не брать). Шансы на победу в Стокгольме котировались значительно выше, но не факт, что украинские запросы удовлетворили бы в полном объеме и в короткие строки. Поэтому в Киеве выбрали синицу в руке, согласившись, что “Газпром” заплатит только 2,9 млрд. долл., но уже и сразу, т. е. еще до конца 2019 г. Пока НАК “Нафтогаз Украины” ничего не сообщал, поступили ли эти деньги на его счета, но в команде Владимира Зеленского, уже определили три главных цели, на что их можно потратить. По словам главы энергетического комитета Верховной Рады Андрея Геруса, это погашение кредитов НАК, это перечисление дивидендов государству и это инвестиции в национальную газодобычу.
Безответным в этом комплекте документов остается пока вопрос: зачем здесь вообще “Нафтогаз Украины”? Ведь, по сути, все работы по прокачке российского газа теперь должно осуществлять свежесозданное (в результате анбандинга) ООО “Оператор ГТС Украины”. Ведь дело шло к плавной ликвидации НАК, а нынешнего главу председателя правления НАК Андрея Коболева практически отстранили от финальных переговоров с “Газпромом”. Но именно россияне настояли на включении “Нафтогаза” в новую газотранспортную схему – в качестве прослойки между ними и новым украинским газотранспортным оператором. В итоге такой подход может подарить еще 5 лет жизни компании, ставшей почти ненужной. До сих пор, ликвидировать или реорганизовать “Нафтогаз Украины” было нельзя, поскольку он выступал фигурантом стокгольмских разбирательств. Сейчас та же петрушка. НАК теперь участник трехстороннего соглашения, без которого все может поломаться. Но, по сути, это лишний шлюз, где будет оседать часть денег за транзит.
Как было раньше
Итого новые контракты принесут значительно меньше прибыли Украине, чем было до сих пор. Тот же Юрий Витренко недавно рассказывал, что в 2018-2019 гг. страна получала за транзит примерно по 3 млрд. долл. в год. Уточним, что в 2018 г. в сторону ЕС и Молдовы было прокачано 86,8 млрд. куб. м газа из России, в 2019-м – почти 90 млрд. куб. м. О чем говорят эти цифры. Во-первых, о том, что Украина, как зарабатывала порядка 30 долларов на тысяче кубов транзита, так и осталась с этим. Во-вторых, то, что прежде удавалось заработать за год, теперь будет “капать” 2 года. В-третьих, закрепленные в нынешних договорах объемы радикально меньше тех, которые транспортировались в предыдущие 20 лет. До сих пор, самой нижней отметкой, докуда падал транзит, были 62 млрд. куб. м в 2014 г., когда военный конфликт между Украиной и Россией пребывал в самой острой стадии. Теперь же планка опущена до 40 млрд. куб. м в год. Украинская сторона пыталась зафиксировать ее на уровне хотя бы 60 млрд., но не удалось.
Предыдущий министр энергетики Украины Игорь Насалик заявлял, что минимально допустимый годовой объем транзита, при котором ГТС страны сможет работать рентабельно – это как раз 40 млрд. куб. м. За эту нижнюю черту оператор газотранспортной системы и зацепился. Пускать в украинскую трубу больше “Газпром” категорически не желает, поскольку это автоматически ослабляет его альтернативные транспортные проекты, запущенные в обход Украины – “Северный поток-2” и “Турецкий поток”. Подробнее о них дальше.
За 4 предыдущих года заметную роль в транзите занял так называемый реверсный газ – т. е ресурс, который “Газпром” отпускал европейским компаниям, а они перепродавали его Украине. В 2016-2019 гг. объемы такого реверсного газа колебались в пределах 11-14 млрд. кубов за год и включались в суммарный показатель транзита. Очевидно, на 2020 г. подобная механика сохранится. А дальше не исключено, что “Нафтогаз Украины” вернется к прямым закупкам газа из России. Достигнутое взаимопонимание с “Газпромом” открывает такую возможность, и она точно обсуждалась на декабрьских переговорах в Берлине, Вене, Минске. Но пока официальные лица НАК в один голос утверждают, что речь об этом не идет. Впрочем, такой импорт могут организовать и частные компании.
ООО “Оператор ГТС Украины” обещает быть более открытой структурой для негосударственных трейдеров. И уже пытается стимулировать их приток за счет более низких тарифов на вход в систему. По словам руководителя предприятия Сергея Макогона, для поставщиков газа отечественной добычи он снизился на 20% против уровня 2019 г. – со 157 до 124 грн. за тыс. куб. м. Тариф на импорт газа в Украину урезали совсем радикально с 16 до 4,45 долл. за тыс. куб. м. Если бы транзитный договор с “Газпромом” не удалось подписать, то эти тарифы, по словам Сергея Макогона, наоборот, пришлось бы повышать. Привлечение независимых поставщиков газа – это единственный путь загрузить украинскую ГТС хоть немного больше обещанного “Газпромом” минимума. Маловероятно, что “Газпром” захочет повысить объемы прокачки выше 40 млрд. кубов в год. А это значит, что газотранспортная система страны будет загружена едва ли не треть. Она имеет пропускную способность в западном направлении в 140 млрд. кубов годовых. Поэтому рано или поздно возникнет вопрос о консервации некоторых нитей и компрессорных станций. Или о попытках их передачи в частные руки.
Как могло быть
Имела ли возможность Украина сохранить объемы транзита на уровне хотя бы 2019 г.? На самом деле большого пространства для маневра у нее не было. 8 января президенты РФ и Турции торжественно открыли новый газопровод “Турецкий поток”. Достройка трубопровода “Северный поток-2” сорвалась в декабре 2019-го только в последний момент из-за американских санкций. Суммарно оба этих маршрута способны откусить до 70 млрд. куб. м из украинского транзита, т. е. опустить его ниже точки безубыточности.
Да, с обходными потоками у “Газпрома” не все так гладко. Сейчас ему срочно-припадочно нужно искать подрядчика, который проложит последние 160 км трубы по дну Балтийского моря. Как известно, швейцарская компания Allseas, владеющая такой технологией, в декабре вышла из проекта “Северный поток-2”, испугавшись гнева Белого дома. У “Турецкого потока” – свое слабое место: газотранспортная система Болгарии пока не готова к перекачке транзитного газа дальше в Европу в запланированных объемах. Но де-факто эти усложнения задержат работу обходных потоков не больше, чем на год. И даже если экономика у них будет прихрамывать, “Газпром” это не остановит. В обеих проектах очень высока политическая составная. Об этом хорошо свидетельствует тот момент, что ради заполнения трубы “Турецкого потока” россияне пошли даже на то, чтобы оголить свой самый рентабельный маршрут “Ямал – Западная Европа”, пролегающий через Беларусь. В первые дни января прокачка по нему уменьшилась на 25-30% по сравнению со среднестатистическими показателями, упав до рекордных минимумов.
“План Б” для “Нафтогаза Украины” сводился только к тому, чтобы повторить сценарий 2006 и 2009 гг., пойдя на жесткую конфронтацию с “Газпромом” Тогда она приводила к тому, что “Газпром” 1 января полностью перекрывал задвижки на границе с Украиной. Первый раз в подобном режиме стороны прожили 2 дня, второй – 2 недели, но в обеих случаях победу по очкам получили украинцы. Даже в 2009-м, когда подписанное в конце концов двустороннее соглашение оказалось не слишком выгодным для Киева. Ведь своей главной цели – изгнания с рынка компании RosUkrEhergo – премьер-министр Украины Юлия Тимошенко достигла. Но третий раз вступать в ту же речку не пришлось. Во-первых, и в 2006-м, и в 2009-м, Евросоюз достаточно внятно поддерживал сторону Украины, но в 2019-м и Берлин и Париж дали четко понять, что подобный вариант неприемлем. Да и высшее руководство в Киеве было настроено на потепление с Москвой и в политических, и в экономических вопросах. Кроме того, Россия на этот раз серьезно подготовилась к возможному конфронтационному сценарию, накопив существенные запасы газа в европейских подземных хранилищах. За счет этого и альтернативных транспортных путей “Газпром”, по расчетам экспертов рынка, мог бы без срывов выполнять свои экспортные контракты хоть до конца января. Разве, что на Европу опустилась бы аномально холодная зима.
Вице-премьер России Дмитрий Козак после завершения газовых переговоров с Украиной сказал, что это был выбор между плохим и очень плохим. Но для украинской стороны тем более. Пожалуй, самым плохим исходом торг не закончился. Могло быть хуже. Но и лучше тоже. Как отмечает сооснователь Института энергетических стратегий Юрий Корольчук, у словацкой Eustream подписан транзитный контракт с “Газпромом” на целых 30 лет. У нас только на 5. Еще 10 лет пролонгации после этого – весьма эфемерная материя. Таким образом, после 2025 г. Украине придется либо предлагать новые уступки “Газпрому”, либо оставаться с “сухой” трубой. (Ярослав Ярош, МинПром/Энергетика Украины и мира)