Почему выбраны властью методы борьбы с нелегальными игроками на рынке топлива могут закончиться ничем. Что стоит изменить?
Анонсированная президентом и правительством война с нелегальными АЗС чем-то напоминает борьбу с самогоноварением времен Горбачева. Разница лишь в том, что в советские времена процесс был организован лучше.
Силовики в очередной раз избрали тактику борьбы не с причиной, а с последствиями. Они сразу взялись за закрытие заправок, но не обратили внимания на источники происхождения неучтенных нефтепродуктов но не ужесточили наказание для нарушителей.
Участники рынка не раз были свидетелями наездов на “черные” заправки. Так, отдельные станции даже демонтировали, работу некоторых временно останавливали.
Однако через некоторое время ситуация только ухудшалась: на месте одной демонтированной АЗС вырастали три.
Есть основания полагать, что в ближайшее время произойдет нечто подобное.
Сколько нелегальных АЗС работает в Украине, каковы потери бюджета от деятельности “пидпарканникив” и почему выбран властями сценарий имеет большой шанс стать провальным?
Масштабы проблемы – десятки млрд. в год
На украинском рынке топлива в последние несколько лет сложилась катастрофическая ситуация, которой не было с 1990-х годов.
По данным Нефтегазовой ассоциации Украины, объем реализации горючего через нелегальные заправки ежегодно превышает 1500000 т. Теневой рынок составляет 30-50% в зависимости от региона и этот процент постоянно растет.
“Нелегальные АЗС размещаются и эксплуатируются без надлежащего оформления землепользования, без разрешений на эксплуатацию объектов повышенной опасности. Они реализуют топливо без применения РРО, создает большие объемы неучтенной наличности”, – говорят в НАУ.
По данным участников рынка, открытие одного такого модуля стоит около 10 тыс. долл. и в сезон окупается за три-четыре недели.
Неудивительно, что “подзаборного” заправки в Киеве и регионах вырастают, как грибы после дождя.
По оценкам экспертов, совокупный годовой доход нелегалов составляет около 100 млн. долл., а ежегодные потери государства от неуплаты ими налогов – 10 млрд. грн. Такого масштаба нелегального рынка горючего нет ни в одной стране ЕС.
“Нелегалы искажают добросовестной конкуренции на рынке, в связи с чем легальный бизнес прекратил развиваться и находится в состоянии стагнации. Кроме того, АМКУ” в упор не замечает “нелегального сегмента. Этот фактор существенно влияет на ценообразование в рознице”, – жалуются участники рынка.
Все это – на фоне существенного роста расходов на персонал и коммунальные услуги. “Операторам, которые работают в легальном поле, приходится повышать маржу для покрытия инвестиционных и других затрат”, – говорят трейдеры.
Первые результаты
Именно высокая, по мнению чиновников, маржа “белых” трейдеров и стало поводом для начала “крестового похода” на нелегалов.
Как рассказывают участники рынка, в декабре глава государства собрал в ОП представителей крупнейших сетей АЗС и призвал их “более активно снижать цены для конечных потребителей”. По оценкам министра экономики Тимофея Милованова, за год маржа продавцов бензина выросла с 8% до 21%.
В свою очередь, представители компании-участников рынка среди причин невозможности существенного снижения цен назвали искажению конкуренции на рынке, вызванное нелегальными автозаправок и нефтеперерабатывающими заводами.
Зеленский заверил, что власти будут бороться с “черными” заправками и дал соответствующее поручение премьеру Алексею Гончарук. Глава правительства пообещал отправить теневой рынок топлива в историю. Он даже выставил силовикам дедлайн 9 января.
После этого СБУ и налоговики начали отчитываться о закрытии сотен заправок. 14 января результаты были такими.
Так, за период проведения проверок по 842 нелегальных АЗС, нанесенных на специальную карту, перестали функционировать 427. Они были демонтированы или закрылись.
Тройку лидеров по противодействию нелегальной торговле нефтепродуктами возглавили Киевская область, где перестали функционировать 72 заправки, Львовская и Днепропетровская области – 37 и 35 радиостанций.
Эти же области остаются лидерами по количеству нелегальных точек. Впрочем, в этой борьбе не все гладко: есть немало нюансов, которые власть не видит из-за привычки работать в “турборежиме”.
Что не так с закрытием АЗС
Опрошенные ЭП эксперты и участники рынка скептически относятся к перспективам урегулирования проблемы. На это есть несколько причин.
Во-первых, представители предыдущей власти тоже выступали с такими инициативами, однако все закончилось ничем.
“Это напоминает прошлогодние события, когда темой нелегалов внезапно занялась ГПУ. В итоге прокуроры просто” состригли “денег с кого надо и с кого не надо, поэтому все работает до сих пор. Есть основания полагать, что то же происходит и сегодня”, – говорит директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн.
По его словам, из регионов от участников рынка начали поступать сигналы, что “кто откупился сразу, кого-то действительно закрыли, но на 95% эти объекты вскоре откроются снова”.
Во-вторых, озвученная НАУ цифра – 1500000 т неучтенного топлива – означает, что надо искать и обезвреживать источники происхождения этих нефтепродуктов, а не закрывать каналы сбыта. Тем более, что они давно всем известны.
Это импортный ресурс, который входит в страну через порты и железную дорогу. Таможня на это почему-то закрывает глаза. Также это нефтепродукты, производимые на малых нелегальных НПЗ, которых в стране насчитывается несколько десятков.
“Это следствие отсутствия органа надзора. Формально это Государственная экологическая инспекция, но реального контроля нет, она не проводит никакой работы”, – говорит эксперт Геннадий Рябцев.
В-третьих, правоохранители начали проверять только те АЗС, которые занесены в специальную карту. С момента запуска карты было обнаружено и опубликовано адреса 1182 нелегальных объектов по продаже горючего, сейчас их количество сократилось до 432-х. Однако на самом деле их гораздо больше.
Как рассказывают участники рынка, общее количество “черных” АЗС 2019 превышала 1,5 тыс., а после рейда силовиков их осталось более 750
“Всесторонних проверок нет, идут по адресам, указанным на сайте. То есть претензии к объектам – не в основании проверок пакета документов, а просто из-за наличия станции в списке.
Да, это удар по нелегальным участникам рынка, но далеко не все они есть на сайте. К тому же, это говорит о формальном подходе и быстрое восстановление работы временно закрытых объектов “, – заявил Куюн.
Ключевыми проблемами остаются отсутствие системного надзора со стороны государства и понимание нарушителями того, что принцип неотвратимости наказания в Украине после смены власти не заработал.
Пока государство не обеспечит контроля за каждым литром завезенного или произведенного в стране горючего, алгоритм действий в теневиков вряд ли изменится: поиск “крыши” со стороны правоохранителей, покупка оборудования за 10 тыс. долл., месяц работы для покрытия затрат и заработок в новой проверки.
“Необходимо ужесточить ответственность за нелегальное производство, транспортировку и реализацию нефтепродуктов. Наказание должно быть неотвратимым”, – отмечает Рябцев.
“Ключевая проблема – торговля горючим” мимо кассы “, без чека или с выдачей” липового “фискального документа. Это оборот за наличные, это “налоговые ямы”, “скручивание”, когда в приходе – бензин, а на выходе – бананы”, – говорит Куюн.
Именно это дает основную маржу, позволяет демпинговать и тем самым деформирует рынок. “Проблема гораздо шире, чем бочки под забором, и вот этим никто особо не занимается”, – подытожил эксперт. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)