В 2019 г. крупнейшим портом по объему импорта нефтепродуктов стала Одесса, нарастив перевалку втрое – до 233 тыс. т. Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на данные собственного исследования.
За 12 месяцев 2019 г. через одесские нефтеперевалочные комплексы, контролируемые группой “Приват”, на рынок поступило 201,5 тыс. т дизельного топлива, или 29% от всего объема морского импорта этого вида топлива, и 31,5 тыс. т сжиженного углеводородного газа (54%). По сравнению с предыдущим годом, импорт ДТ через Одессу вырос в 2,6 раза, СУГ – в 14 раз.
На втором месте остается перевалочный терминал “Стивидоринг и К” в порту “Пивденный”. В 2019 г. импорт через него составил 203 тыс. т. По сравнению с 2018 г. объем поставок через этот терминал упал на 37% в первую очередь за счет многократного снижения морских поставок авиакеросина в Украину. Так, за 12 месяцев 2019 г. через терминал “Стивидоринг и К” был оформлен импорт 191 тыс. т ДТ (27% от общего импорта ДТ по морю) и 11,8 тыс. т авиакеросина (28%).
С первого на третье место опустились нефтеперевалочные комплексы в порту Николаев. Через нефтепродуктовую перевалку “Ойл Трансшипмент” на рынок поступило 100,5 тыс. т ДТ, 30,9 тыс. т авиатоплива и 4,8 тыс. т бензина. Также находящийся в порту Николаев комплекс по перевалке СУГ принял 23,2 тыс. т газа.
Как сообщалось, в 2019 г. объем рынка моторного топлива вырос на 7%, до 10,9 млн. т, что является максимальным значением с 2008 г., когда перед мировым финансовым кризисом он достигал 11,65 млн. т.
Драйвером роста остается ДТ и автогаз. За год рынок ДТ увеличился на 7% (на 471 тыс. т), до 7 млн. т, газа (без учета сырья для нефтехимии) – на 11% (на 195 тыс. т), до почти 2 млн. т. Объем рынка бензина прекратил трехлетнее снижение, показав рост на 1,3% или 25 тыс. т.
Из 471 тыс. т прироста объема рынка ДТ, примерно 300 тыс. т обеспечены за счет ликвидации “керосиновой схемы”, когда в дизельное топливо подмешивалось авиационное, акцизный налог на которое в семь раз ниже. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)