В случае окончательного проигрыша в суде “Укртрансгаз” может потерять 2,3 млрд. грн.

Компания “Укртрансгаз”, которая после анбандлинга “Нафтогаза Украины” стала оператором подземных хранилищ газа, заявила об аресте ее счетов по долгам 20-летней давности.

Двадцатилетняя тяжба

Эта история началась еще в 1999 г., когда компания “Укрэнергосбыт” закачала 418 млн. куб. м газа в подземные хранилища, которыми управляла “Укртрансгаз” – дочерняя компания “Нафтогаза”. После того как “Укртрансгаз” по указке “Укрэнергосбыта” поставил ее клиентам 113 млн. куб. м газа, между компаниями возник спор – сколько же газа клиента осталось в хранилищах. В июле 2000 г. “Укрэнергосбыт” добилась решения Арбитражного суда Киева, которым за “Укрэнергосбытом” было признано право собственности на 305 млн. куб. м газа, который находится в газотранспортной системе “Укртрансгаза”. Сколько стоил этот газ, в решении суда указано не было. Суд просто обязал “Укртрансгаз” поставлять газ клиентам “Укрэнергосбыта” по указанию последнего.

Потом в споре наступила пауза на целых семь лет, в течение которых решение суда о поставках газа так и не было выполнено. И только в марте 2007 г. компания “Укрэнергосбыт” обратилась в Хозяйственный суд Киева за судебным приказом о взыскании газа с “Укртрансгаза”. Получив такой приказ суда, она обратилась в государственную исполнительную службу, которая должна была добиться выполнения этого приказа. Исполнительная служба открыла производство, однако приказ суда так и не исполнила, а сам документ куда-то затерялся. И в деле опять наступила пауза на 11 лет.

И только в декабре 2018 г. “Укрэнергосбыт” добилась в суде выдачи дубликата утерянного приказа, в котором взыскателем было ЗАО “Укрэнергосбыт”, а должником – дочерняя компания “Укртрансгаз” НАК “Нафтогаз Украины”.

В апреле прошлого года “Укрэнергосбыт” снова попыталась взыскать с “Укртрансгаза” 305 млн. куб. м ресурса, но ответчик заявил, что у него за этой компанией газ не числится и поэтому взыскать его невозможно. Не имея возможности получить газ, “Укрэнергосбыт” попыталась взять деньгами – в мае прошлого года она получила заключение экспертизы о том, что газ, который она так и не получила, стоит 2,3 млрд. грн.

После этого “Укрэнергосбыт” обратилась в суд с заявлением о замене в этом деле взыскателя и ответчика, ведь за это время “Укрэнергосбыт” превратилась из ЗАО в ПАО, а “Укртрансгаз” – из дочерней компании “Нафтогаза” в отдельное юридическое лицо. Кроме того, “Укрэнергосбыт” в апреле 2019 г. переуступила права требования на этот газ ООО “Финансовая компания “Фин-Инвест”.

В январе этого года Хозяйственный суд Киева вынес два решения: в одном он поменял истца и ответчика в деле – ими стали ООО “Финансовая компания “Фин-Инвест” и АО “Укртрансгаз”, в другом – он постановил взыскать с “Укртрансгаза” 2,3 млрд. грн. в пользу ООО “Финансовая компания “Фин-Инвест”.

Почему так долго

Ответ на вопрос, почему “Укрэнергосбыт” так долго не могла взыскать почти треть млрд. кубов газа, лежит на поверхности. “Укрэнергосбыт” – это компания из сферы бизнеса Константина Жеваго, которому также принадлежал банк “Финансы и кредит”. Получить обратно свой газ в начале 2000-х, когда газовый рынок все еще был очень заполитизированным, было архисложно. Особенно для Жеваго, который не был в когорте олигархов, приближенных к власти. Поэтому газовому трейдеру было очень не с руки ссориться с оператором хранилищ газа – в противном случае из-за конфликта его могли просто выбросить из бизнеса.

Сегодня бенефициарным собственником “Укрэнергосбыта”, согласно реестру юридических лиц, значится Михаил Каминский, проживающий в Донецке. А бенефициаром ООО “Финансовая компания “Фин-Инвест” – Сергей Дмитриев. Имя Константина Жеваго в числе бенефициаров обеих компаний не фигурирует, а также неизвестно, имеет ли он к ним отношение на данный момент.

Однако имел ранее – это точно. Как сообщил “Укртрансгаз”, в 2015-2016 гг. Генеральная прокуратура начала расследование по факту растраты должностными лицами банка “Финансы и кредит” $113 млн. и получения от Нацбанка рефинансирования на 5 млрд. грн. Прокуроры подозревали, что банк безосновательно перечислил эти деньги ряду компаний, среди которых называлось и ПАО “Укрэнергосбыт”.

Попытки взыскать долги 20-летней давности, по всей видимости, имеют простое объяснение. Сам украинский рынок газа стал более демократичным, и теперь он не столь сильно зависит от политической конъюнктуры. Поэтому, имея на руках убедительные документы, владельцам ООО “Финансовая компания “Фин-Инвест” (кто бы они не были), грех не побороться за попытку получить пару миллиардов гривен. Для “Укртрансгаза” же 305 млн. куб. м газа – довольно серьезный объем, поскольку газовых трейдеров, которые могут похвастаться таким объемом газа в ПХГ, не много.

15 января частный исполнитель Артем Пышный открыл исполнительное производство по взысканию 2,3 млрд. грн. с “Укртрансгаза”, вследствие чего был наложен арест на имущества “Укртрансгаза” и средства на его счетах. “Укртрансгаз” оспаривает такие действия в суде, и эта история еще будет иметь продолжение. Тем более что “Укртрансгаз” может посудиться, оспаривая и сумму в 2,3 млрд. грн. Ведь она была установлена экспертом, исходя из стоимости 305 млн. куб. м газа по состоянию на май 2019 г. (с НДС) – тогда “Нафтогаз” продавал газ промышленным потребителям (если они приобретали более 50 тыс. куб. м в месяц и предварительно оплачивали его) по цене 7558,8 грн. за 1 тыс. куб. м. Однако по состоянию на сегодня цена (с НДС) упала до 6600 грн. за 1 тыс. куб. м, и стоимость спорного газа составляет уже 2 млрд. грн.

Пока что “Укртрансгаз” пытается получить защиту от взыскания газа у правоохранительных органов – у Государственного бюро расследований и Национального антикоррупционного бюро, поскольку считает попытку взыскать деньги по решению суда 12-летней давности неправомерной, а действия взыскателей – такими, которые могут иметь признаки мошенничества. И на текущей деятельности “Укртрансгаза” появление такого долга пока никак не повлияло – компания продолжает работать, а газ по-прежнему выкачиваться из ПХГ для потребностей населения и промышленности.

Однако проигрыш в суде может создать определенные проблемы для финансового состояния “Укртрансгаза”, который в последние годы стабильно показывает отрицательный финансовый результат деятельности. Например, за девять месяцев 2019 г. убыток компании составил 13,8 млрд. грн. Но даже выплата указанного долга, вероятно, не будет критичной, несмотря на то, что 2,3 млрд. грн. является весьма значительной суммой для “Укртрансгаза” (весь его доход от услуг по хранению газа за 2018 г. составил 2,1 млрд. грн.). Просто потому, что правительство не допустит банкротства одной из ключевых для газового рынка компаний. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий