Офис эффективного регулирования, из которого в большую политику катапультировались нынешние премьер-министр Алексей Гончарук и министр энергетики Алексей Оржель, подготовил рекомендации по трансформации угольной отрасли страны. Судя по подготовленному отчету, ключевой проблемой признан тот факт, что более 80% украинской угледобычи сегодня сконцентрировано в одних руках.

Безоговорочным лидером по добыче угля в Украине является энергетический холдинг Рината Ахметова. “ДТЭК Энерго” осуществляет управление шахтами, добывающими энергетический и коксующийся уголь. Промышленные запасы угля газовых марок на месторождениях “ДТЭК Энерго” составляет 856,2 млн. т. Основные потребители угольной продукции – тепловые электростанции Украины.

В состав “ДТЭК Энерго” входят ЗАО “ДТЭК Павлоградуголь”, ОДО “Шахта “Белозерская”, ООО “ЦОФ Кураховская”, ООО “ЦОФ Павлоградская”, ПАО “ДТЭК Октябрьская ЦОФ”, ПАО “ДТЭК Добропольская ЦОФ”, АО “Шахтоуправление “Обуховское” (в России). Кроме того, ряд активов холдинга находятся на неконтролируемой Украиной территории (ООО “ДТЭК Ровенькиантрацит”, ООО “ДТЭК Свердловантрацит”, ЗАО “ДТЭК Шахта Комсомолец Донбасса”, ООО “Моспинское УПП” и т.д.).

Угледобывающие предприятия “ДТЭК Энерго” и принадлежащего тому же Ринату Ахметову “Метинвеста” (“Шахтоуправление “Покровское”) в 2018 г. добыли 27,1 млн. т угля, что составляет 81,4% общей добычи угля в Украине.

Такая ситуация вызвана прежде всего тем, что в начале президентства Виктора Януковича подразделенями холдинга Ахметова СКМ было получен контроль над наиболее перспективными шахтами, в то время как наименее перспективные остались в собственности государства. В частности, “Добропольеуголь”, “Ровенькиантрацит” и “Свердловскантрацит” с крупнейшими запасами антрацита в Европе были переданы “ДТЭК Энерго” в концессию на 49 лет.

При этом, только в 2012 г. был принят Закон Украины “Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий”, который определил особенности правового и организационного регулирования приватизации угледобывающих предприятий и особенности их деятельности в послеприватизационный период. То есть, к 2012 г. приватизация государственных угледобывающих предприятий происходила при отсутствии нормативно-правового акта, который бы устанавливал правила и условия приватизации шахт.

Фактически угледобывающие предприятия, подконтрольные одному энергетическому холдингу, могут устанавливать экономически необоснованную (завышенную) цену на уголь для ТЭС, или для минимизации налогообложения осуществлять продажу угля для ТЭС через посредника, который аккумулирует и выводит за границу основной доход от такой деятельности. В то время как государственные угледобывающие предприятия должны ориентироваться на предельную цену, установленную Минэнерго.

На сегодняшний день в собственности государства остались шахты с самой высокой себестоимостью добычи угля. При этом, традиционный дефицит средств в госбюджет Украины не позволяет осуществить переоборудование угледобывающих предприятий в полном объеме и вывести их на безубыточный уровень. В таких условиях государственные угледобывающие предприятия попросту не в состоянии конкурировать с предприятиями, находящимися в частной собственности.

Учитывая сложившуюся ситуацию, BRDO предлагает проверить выполнение условий концессионных договоров и договоров купли-продажи объектов угледобывающей отрасли. В случае незаконности процедуры их заключения или невыполнение их условий со стороны частных владельцев, государством должны быть приняты меры, предусмотренные действующим законодательством и непосредственно условиями таких договоров, например, их расторжение. Кроме того, Офис эффективного регулирования считает необходимым ввести в Украине более действенное антимонопольное законодательство, примером для которого можно выбрать антитрестовское законодательство США, или ввести принудительное разделение компаний-монополистов на угольном и/или электроэнергетическом рынках.

На завтрашнюю презентацию подготовленной BRDO Зеленой книги “Регулирование рынка угля” приглашен глава Антимонопольного комитета Украины Юрий Терентьев, который является сегодня главным лоббистом сохранения статус-кво в отечественном ТЭК (читай – сохранения интересов Рината Ахметова). Именно он прославился саботажем всех попыток пересмотреть скандальную схему “Роттердам+”, которая была выстроена на базе активов “ДТЭК Энерго”. Но что еще важнее – одобрил переход “Шахтоуправления “Покровское” в руки Ахметова. Это автоматически увеличило долю СКМ на рынке отечественной угледобычи сразу на 14% и одновременно сделало его монополистом в сегменте коксующегося угля.

Очевидно, что изменить расклад сил в отрасли возможно лишь при более-менее слаженной работе 4 ведомств – помимо уже упомянутых Минэнерго и АМКУ это еще НКРЭКУ (регулирование тарифной политики отрасли) и Фонд госимущества (проверка выполнения условий концессионных договоров и договоров купли-продажи объектов угледобывающей отрасли).

В этой “четверке” Антимонопольный комитет – самое слабое звено, главу которого Зеленский отказался менять в прошлом году, дав ему “шанс исправиться”. Очевидно, что именно поведение Терентьева в будущем кейсе об угледобывающих активах Ахметова станет лакмусовой бумажкой того, как далеко зашли отношения между нынешним хозяином Банковой и владельцем СКМ. (Никита Афанасьев, Укррудпром/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий