Транзит российского газа через Украину в Европу с 1 января подорожал на 2% и может обойтись более чем в $7 млрд. за пять лет. Если России нужно будет поставить больше, чем оговорено в контракте, тариф вырастет – максимально на 45%
“Газпром” будет платить украинской госкомпании “Нафтогаз” за транзит российского газа в Европу в 2020 г. как минимум на 2% больше, чем в предыдущем. Это следует из проекта договора между компаниями, с которым ознакомился РБК. Сам контракт, рассчитанный на ближайшие пять лет, до 2024 г., был заключен в конце 2019 г. Как уточнили РБК два источника, близких к “Нафтогазу” и “Газпрому”, в подписанной версии документа эти условия сохранились. Источник РБК в “Газпроме” уточнил, что вместе с основным контрактом были заключены дополнительные соглашения, которые влияют на итоговые условия транзита газа.
Общий объем транзита газа на ближайшие пять лет составит 225 млрд. куб. м: 65 млрд. куб. м в 2020-м и по 40 млрд. куб. м в 2021-2024 годах. Тариф на прокачку этих объемов не раскрывался.
Сколько стоит транзит российского газа через Украину
Согласно проекту пятилетнего договора “Нафтогаза” и “Газпрома”, стоимость прокачки российского газа в Европу через газотранспортную систему (ГТС) Украины составит $31,72 за 1 тыс. куб. м с учетом всех налогов и сборов. Тариф рассчитан по ставке $2,66 за 1 тыс. куб. м на 100 км и из расчета протяженности ГТС 1192,48 км.
При транзите 225 млрд. куб. м за пять лет “Нафтогаз” сможет заработать не менее $7,13 млрд. Аналогичный прогноз в конце 2019 г. давал и президент Украины Владимир Зеленский: тогда он заявил, что украинская сторона получит от нового контракта с “Газпромом” более $7 млрд. за пять лет.
Тариф на прокачку российского газа через Украину в 2019 г. был рассчитан по ставке $2,61 за 1 тыс. куб. м на 100 км, напоминает директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. В новом контракте предусмотрен рост этой ставки на 1,9%, указывает она. Это подтверждает заместитель гендиректора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.
Представители “Газпрома” и “Нафтогаза” не комментируют рост тарифов. Итоговый тариф вырос, но при этом снизились объемы прокачки газа через Украину, замечает источник, близкий к российской стороне переговоров с “Нафтогазом”, – в 2019 г. “Газпром” прокачал через территорию Украины около 90 млрд. куб. м, то есть почти в 1,5 раза больше текущего плана.
Ставка транзита в новом контракте зафиксирована на весь срок его действия. В предыдущем контракте, который действовал десять лет, до конца 2019 г., ставка транзита не была фиксированной – она вычислялась по формуле, привязанной в том числе к стоимости газа в Европе и объемам прокачки. При фиксированной ставке начиная с 2021 г., когда минимальный объем транзита российского газа снизится до 40 млрд. куб. м, этот тариф не будет покрывать себестоимость прокачки газа по украинской ГТС, особенно в случае роста цен на газ для технологических нужд, обращает внимание Белогорьев.
Сколько “Газпром” доплатит за сверхобъем
Если “Газпром” решит нарастить поставки в Европу через Украину сверх объемов, установленных в новом контракте, компании придется бронировать дополнительные мощности в украинской ГТС. В этом случае в договоре предусмотрены повышающие коэффициенты за транзит: бронирование дополнительных мощностей на квартал обойдется в 1,1 раза дороже обычной ставки, на месяц – в 1,2 раза, на сутки – в 1,45 раза. То есть максимальный рост ставки составит до 45%.
Дополнительный транзит “Газпрому” может потребоваться в нескольких случаях:
Компании нужно будет поставить дополнительные объемы газа через Украину, если в Европе вырастет спрос на это топливо по сравнению с текущими показателями (в 2019 году “Газпром” поставил в Европу около 199 млрд. куб. м против 201,8 млрд. куб. м годом ранее) или “Газпром” не сможет договориться о продлении транзитного договора
Польшей по газопроводу Ямал – Европа (его проектная мощность – 32,9 млрд. куб. м в год), который истекает в мае 2020 г., отмечает сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Он предполагает, что такие дополнительные мощности на украинском направлении могут потребоваться уже во второй половине 2020 года.
В августе 2019 г. уполномоченный польского правительства по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский сообщал, что Польша намерена пересмотреть условия прокачки российского газа по трубе Ямал – Европа через территорию этой страны. По его словам, через Польшу ежегодно прокачивается в сторону Германии 29 млрд. куб. м российского газа, но оплата транзита производится по таким низким тарифам, что доходы страны составляют лишь 21 млн. злотых (примерно $5,4 млн.).
Для того, чтобы сократить транзит через Украину, “Газпром” планировал до конца 2019 г. пустить газопровод “Северный поток-2” мощностью 55 млрд. куб. м в год по дну Балтийского моря. Но проект долго не мог получить разрешения Дании на прокладку трубы в ее территориальных водах, а в конце 2019 года США ввели санкции против его подрядчиков. В итоге пришлось отложить запуск нового газопровода, построенного уже более чем на 90%.
В 2020 году “Газпрому” для удовлетворения потребностей европейских потребителей будет достаточно предусмотренных в транзитном договоре объемов 65 млрд. куб. м, возражает Белова. “Несмотря на то что задержка запуска “Северного потока- 2” потребовала прокачки дополнительных 10 млрд. куб. м через Украину, “Газпром” в прошлом году закачал в европейские подземные газохранилища даже больше этого объема”, – указывает она. Vygon Consulting считает маловероятной остановку транзита российского газа по газопроводу Ямал – Европа после окончания действия контракта.
Но уже в начале 2021 года “Газпрому” могут понадобиться дополнительные мощности в украинской ГТС, пока будут проводиться пусконаладочные работы “Северного потока-2” в случае его достройки, замечает Белова. “Речь может идти о бронировании системы на два квартала в объеме 10 млрд. куб. м и о дополнительной плате за транзит в $350 млн. Суточные поставки сверхлимитного газа могут пригодиться “Газпрому” только в случае аномальных погодных условий в Европе или аварий на других экспортных магистралях, добавила она.
Украина ожидала, что общие доходы от транзита российского газа за 2020-2024 годы (с учетом бронирования дополнительных мощностей) составят $15 млрд. Об этом говорил министр энергетики Украины Алексей Оржель, оценивший ежегодные платежи за транзит в $3 млрд. в течение пяти лет.
Где будут решаться споры по контракту
В новом транзитном договоре “Газпрома” и “Нафтогаза” поменялись не только расчет тарифа и обязательные объемы прокачки газа, но и юрисдикция для рассмотрения потенциальных споров между сторонами. В предыдущем контракте все споры должны были рассматриваться в Международном арбитражном суде Стокгольма. Именно этот суд в 2018 году вынес решение в пользу “Нафтогаза”, обязав “Газпром” компенсировать украинской компании $2,56 млрд. за недопоставку газа по транзитному договору. В итоге, с учетом начисленных процентов, российской компании пришлось заплатить “Нафтогазу” $2,9 млрд. в конце 2019 года. Эта выплата стала условием продолжения транзита российского газа с начала 2020 года.
Теперь же спорные вопросы будут решаться в другом международном арбитражном суде – при Международной торговой палате в Цюрихе (ICC). Но, как и прежний контракт, новый договор регулируется шведским материальным правом. По мнению руководителя практики разрешения споров юридической фирмы Art de Lex Артура Зурабяна, выбор суда в Швейцарии обусловлен более взвешенным отношением этой страны к санкциям против России по сравнению с другими государствами Евросоюза. “Формально Швейцария поддерживает санкции ЕС, но, по существу, занимает более взвешенную позицию, что позволяет ей, в частности, осуществлять экспорт в Россию продовольственных и иных товаров”, – объясняет юрист.
Такая позиция обусловлена 300-летним опытом нейтралитета Швейцарии в любых международных конфликтах, добавляет партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. По его мнению, на юрисдикции Цюриха мог настоять “Газпром”, руководствуясь тем, что в суде Стокгольма ему не удалось отстоять свою позицию. (РБК/Энергетика Украины и мира)