Потенциал производства биогаза в стране оценивается в 25% потребления природного газа. Что мешает развитию этого энергетического сектора?

Энергетическая безопасность Украины в значительной степени зависит от природного газа.

В 2019 г. его потребление составило 29,8 млрд. куб. м, а собственная добыча – 20,7 млрд. куб. м. Обеспеченность собственными ресурсами – 69% от потребности.

Амбициозные планы по увеличению добычи до 2020 г., так называемая программа 20/20, провалились.

Вместо задекларированных 25,2 млрд. куб. м в 2019 г. суммарная добыча составила 20,7 млрд. куб. м, даже уменьшившись по сравнению с 2018 г.

Это притом, что программа была подкреплена миллиардными государственными инвестициями.

За то же время сектор биоэнергетики исключительно на частных инвестициях нарастил вклад в энергетический баланс страны в 1,5 раза. 2,5 млрд. куб. м природного газа в 2015 г. и 3,8 млрд. куб. м – в 2018 г.

Электростанции на биомассе и биогазе могут сделать гораздо больший вклад в энергетическую независимость страны. В 2018 г. Украина импортировала энергоносителей на 17 млрд. долл. – это 27% от общего импорта.

Биоэнергетика способна оставить в стране значительную долю этих средств – 5-6 млрд. долл. ежегодно, что улучшит торговый баланс страны и укрепит курс гривны. Стоит вспомнить, как трудно проходят переговоры с МВФ за каждый кредитный миллиард.

Биогаз в мире

Биогазовые технологии для производства электроэнергии динамично развиваются. В мире их суммарная установленная электрическая мощность в 2018 году достигала 18 ГВт.

Активно развиваются выпуск и потребление биометана – биогаза, доведенного до качества природного газа. В 2019 г. мировое годовое производство биометана превысило 5 млрд. куб. м со средним темпом роста 13% в год.

Потенциал производства биогаза в 2018 г. в Украине оценивался 7,8 млрд. куб. м в год, что составляет около 25% потребления природного газа.

Однако этот потенциал почти не используется. В начале 2020 г. в стране эксплуатировалось только 170 МВт электростанций на биомассе и биогазе. Это составило 2,7% от всех мощностей на ВИЭ без большой гидроэнергетики.

Свои рекомендации по проблемам на рынке возобновляемой энергетики авторы изложили в статье “Зеленая” генерация: рецепты выздоровления энергосистемы “.

Сравнение структуры генерации электроэнергии из ВИЭ в Украине со структурой в мире и ЕС показывает нетипично низкую долю электроэнергии из биомассы и биогаза в Украине.

Так, в мире, ЕС и отдельных странах доля электроэнергии из биомассы и биогаза составляет 21-26% от производства возобновляемой электроэнергии без гидроэнергетики, а в Украине эта доля в 2,5 раза меньше – 9%.

За произведенную электроэнергию из биогаза и биомассы выплачивается только 7% расходов по “зеленому” тарифу. Для сравнения: за электроэнергию с солнца – 61%.

К сожалению, “Национальный план действий по возобновляемой энергетике на период до 2020 г.” в части введения электрических генерирующих мощностей на биомассе и биогазе провален: вместо нынешних 170 МВт планировалось иметь 950 МВт.

Преимущества биогаза

Биогазовые установки – это в значительной степени предприятия по переработке сельскохозяйственных, промышленных и муниципальных отходов. Их развитие делает большой вклад в экологическую безопасность страны.

Это также важная составляющая циркулярной экономики и устойчивого развития, мощный фактор сокращения выбросов парниковых газов. При суммарном производстве биогазовых установок 247,4 млн. кВт-ч электроэнергии сокращение выбросов парниковых газов в 2019 г. составило в эквиваленте более 300 тыс. т СО2.

Электростанции на биомассе и биогазе способствуют развитию местной экономики и приносящие доход в местные бюджеты. Отрасль создает наибольшее количество рабочих мест на 1 МВт-ч выработанной электроэнергии из ВИЭ, в том числе в смежных областях – заготовки сырья и биотоплива, машиностроении, логистике.

Особенно актуальны эти технологии в период засухи, поскольку они используют как сырье и топливо лесные и аграрные отходы, которые приводят к массовым пожарам.

Биогазовые технологии являются одним из наиболее рациональных способов переработки сельскохозяйственных отходов на органические удобрения. Объемы внесения органических удобрений в Украине уменьшились более чем 20 раз: с 6,21 т в га в 1990 г. до 0,28 тонны на га в 2018 г. Внесение на поля этой органики компенсировало бы уменьшение внесения навоза в результате падения поголовья животных в Украине.

Действительно ли электроэнергия из биогаза дорогая?

Агентство Lazard приводит стоимость производства тока из различных источников.

Угольный мегаватт-час от новой электростанции стоит 60-143 долл., атомный – 112-189 долл., газовый пиковый – 152-206 долл. Уровень, который мы предлагаем установить для электроэнергии из биогаза, 134-172 долл., вполне конкурентный, учитывая экологические, социальные и макроэкономические преимущества биогазовых технологий.

Почему же тогда оппоненты говорят о дорогой электроэнергию из ВИЭ? Причин несколько.

Во-первых, они сравнивают стоимость электроэнергии от амортизированных традиционных электростанций с новыми электростанциями на ВИЭ, в стоимости электроэнергии которых значительную долю занимает амортизация оборудования. Сравнивать надо новое с новым, как это делает Lazard. Считаем некорректным сравнение новых электростанций на ВИЭ с традиционными, как это делают оппоненты.

Во-вторых, в стоимость электроэнергии от существующих электростанций не входит много важных составляющих. Например, в цену электроэнергии от АЭС не включена стоимость захоронения отработанного ядерного топлива и вывод АЭС из эксплуатации. За это, вероятно, нам в свое время придется заплатить из бюджета.

В-третьих, оборудование традиционных электростанций не отвечает современным экологическим требованиям. Например, ни одна угольная электростанция в Украине не оборудована системами сероочистки и их стоимости не в угольной киловатт-часов.

В-четвертых, продолжается явное и неявное субсидирование традиционных электростанций. Правительство несколько раз в год выделяет по несколько миллиардов гривен на поддержку угольной отрасли, но этих миллиардов нет в цене угольной электроэнергии.

Если сравнивать корректно, то электроэнергия из ВИЭ преимущественно уже конкурентна с традиционной. Еще больше ситуация изменится в пользу ВИЭ во времени благодаря удешевлению технологий. Также вероятно существенное повышение большинством стран налога на выбросы СО2, тоже повысит конкурентоспособность ВИЭ.

Строительство любой генерации приведет к росту цен на электроэнергию в Украине, но разве мы можем не строить генерацию, когда подавляющее большинство существующих электростанций отработала по 40-50 лет и подлежит замене?

При возведении объектов на ВИЭ этот рост будет самым низким из альтернативных сценариев, подтверждающие результаты моделирования энергетической системы Украины к 2050 г., проведенного финская компания Wartsila.

Как биогазу выжить

Все проблемы неплатежей в секторе возобновляемых источников энергии касаются и биогаза. Более того, проекты на биогазе и биомассе, в отличие от бесплатных ветра, солнца и гидроресурсов, должны платить за сырье и топливо.

Поэтому в условиях существенных задержек с расчетами по “зеленому” тарифу биоэнергетические проекты не способны не только обслуживать кредиты, но и закупать сырье и топливо, что ставит их на грань закрытия.

Ситуация в секторе критическая, ведь большинство биогазовых станций работают как очистные сооружения и должны функционировать в режиме 24/7/365. Жом, барда, помет, навоз, активный ил из очистных сооружений, твердые бытовые отходы, сточные воды являются отходами производства и потребления. Их переработка – это вопрос экологической безопасности.

Представьте себе остановку очистных сооружений на канализационных стоках Киева. То же произойдет при остановке биогазовых станций. Закончится такая остановка перекрытыми дорогами, протестами местного населения и новыми эпидемиями.

К этому все и идет, поскольку с такими низкими платежами, как за март и апрель 2020 г., операционная деятельность биогазовых станций невозможна. Гарантированный покупатель электроэнергии из возобновляемых источников должен это учесть.

Украина с ее мощным аграрным сектором имеет прекрасные предпосылки для развития биогазовых и других биоэнергетических технологий. Однако если не вывести эту отрасль из искусственного кризиса, в котором она сейчас находится, мы можем ее потерять, поставив под угрозу укрепление экологической безопасности страны.

(Александр Домбровский, народный депутат 7 и 8 созывов, председатель правления общественного союза Global 100 RE Ukraine; соавторы – Георгий Гелетуха, председатель правления биоэнергетической ассоциации Украины, член правления общественного союза Global 100 RE Ukraine, Евгений Лукашевич, руководитель Украинской технологической компании, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий