В конце последней недели мая весь электроэнергетический сектор волновал вопрос длительного падения цены на рынке “на сутки вперед” в торговой зоне Объединенная энергосистема Украины. Снижение цены до уровня 650 грн./МВт-ч могло кого-то приятно удивить, но очень негативно повлияло на генерирующие компании и выполнения механизма ПСО.

Пожалуй, больше чем сама цена, участников рынка волновал вопрос “кто виноват?”. О причинах падения цены возник спор между традиционными оппонентами на рынке. Для недопущения такого явления в дальнейшем регулятор ввел новые ограничения. Создается впечатление замкнутого круга: проблемы вызывают новые ограничения, а те, в свою очередь, – новые проблемы. Рынок электроэнергии, который рождался более 20 лет, пытаются загнать во все более узкий среду и страдают от этого в основном государственные субъекты рынка.

Вместе с тем, уже неоднократно озвучивалась тезис о необходимости решительных шагов по постепенной отмены ПСО и снижение уровня ограничений. Вспоминается известный фильм 1993 г. “Освободить Вилли”, в котором 12-летний мальчик решительными поступком помог киту покинуть искусственную среду и вернуться в безбрежный океан, но обо всем по порядку.

Падение цены

Главным событием на рынке электроэнергии в конце мая стало значительное и длительное падение средневзвешенной цены на рынке “на сутки вперед” в торговой зоне Объединенная энергосистема Украины. С 1 по 22 мая цена колебалась в диапазоне 1022-1474 грн. / МВт-ч, однако, в результате торгов на 23 мая она упала на 23% – до 952,5 грн. / МВт-ч, после чего она продолжила падение (исключение стало только 27 мая) до минимальной точки – 659,7 грн. / МВт-час. Цена вошла в приемлемый диапазон (1200-1400 грн. / МВт-ч, согласно оценки НКРЭКУ) только с 1 июня. Стоит отметить, что это не первое значительное снижение цены на РДН, подобные случаи имели место в начале декабря 2019р (минимальное значение тогда составило 758 грн. / МВт-ч), в начале февраля (765,9 грн. / МВт-ч) и в середине апреля (рекордное снижение к 606,3 грн. / МВт-ч). Однако прошлые случаи были кратковременными, цена восстанавливалась до показателя выше 1200 грн. / МВт-ч через два дня после достижения минимального значения. В конце мая цена находилась на уровне 650-800 грн. / МВт-ч целую неделю.

Называлось бы, низкая цена – это хорошо, ведь поставщики получили возможность приобрести сравнительно дешевую электроэнергию для обеспечения потребностей портфеля своих клиентов (конечных потребителей). С одной стороны – это соответствует действительности, но вместе с тем низкая цена на РДН имеет существенные негативные последствия. Во-первых, от таких цен страдает генерация, себестоимость которой (по объективным причинам, таких как технология производства, стоимость топлива и др.) Превышает цену на рынке, во-вторых, низкая цена создает проблемы для реализации и без того несовершенного механизма возложение специальных обязанностей (ПСО). Согласно этому механизму, ГП “Гарантированный покупатель” должен зарабатывать средства на продаже электроэнергии на РДН, а полученную прибыль направлять на выплаты производителям электроэнергии из ВИЭ и обеспечения потребностей населения. Чем ниже цена на РДН, тем меньше он может заработать. Напомним, что в январе-феврале 2020г “Гарантированный покупатель” заявлял об убыточности продаж на РДН именно из-за низкие цены.

Угрозы длительной низкой ценовой динамики также обратили внимание и в профильном министерстве. 28 мая т. В. о. министра энергетики Ольга Буславец заявила, что цена 659,7 грн./МВт-ч является беспредметно низкой, и она не покрывает затрат (себестоимости) генерирующих компаний. По ее оценкам, такая цена вдвое ниже того уровня, который бы устроил и производителей, и потребителей. Также снижение цены вызвало реакцию и других участников рынка и государственных органов, которые разошлись во взглядах относительно причин длительного нисходящего тренда на РДН.

Причины снижения цены

27 мая народный депутат от фракции “Слуга народа”, председатель парламентского комитета по вопросам энергетики и ЖКХ Андрей Герус на странице в сети Facebook опубликовал свою версию событий. По его словам, причиной падения цены стало уменьшение спроса на 20 тыс. МВт-ч в сутки в 20-х числах мая. Герус ссылается на данные “Оператора рынка”, согласно которым общий объем спроса на РДН в ОЭС Украины 21-23 мая составил 72-92 тыс. МВт-ч, а в течение 24-30 мая – 48,6-65,7 тыс. МВт-ч.

Депутат заявил, что трейдеры ДТЭК снизили объемы покупки на РДН и переместили часть контрактов на рынок двусторонних договоров. Герус охарактеризовал такие действия как “спецоперация по дестабилизации рынка” и написал обращение в Антимонопольный комитет и Службы безопасности Украины. Депутат предположил, что ДТЭК мог понести убытки от таких действий, но холдинг, по его мнению, преследовал не коммерческое, а политические цели – дискредитировать представителей органов власти.

С мнением депутат также согласился регулятор и некоторые участники рынка. 29 мая НКРЭКУ заявила, что ценовой провал на рынке был вызван действиями группы компаний ДТЭК путем существенного сокращения закупки электроэнергии на РДН. Стоит заметить, что комиссия достаточно быстро опубликовала свою позицию и нашла виновного, хотя до этого ее члены отмечали, что регулятор готовит Порядок проведения расследований на рынке, который прописывает длительный процесс расследования (запрос информации в компании, его обработка, принятие решения).

В комментарии для агентства ExPro директор “Новой-энергетической-компании” Александр Притыка заявил, что причиной для падения была конкурентная борьба ДТЭК и “Центрэнерго”. “ДТЭК ушел с рынка” на сутки вперед “, чем и обвалил спрос. Сейчас (по состоянию на 2 июня – ред.) Все вернулись и “Гарантированный покупатель” будет пытаться зафиксировать цену, поэтому она не должна снова упасть “, – сказал Притыка. Следует отметить, что именно “Новая энергетическая-компания” занимала первую строчку по объемам закупки электроэнергии на балансирующем рынке в февральском расследовании манипуляций, которое опубликовало издание “Бизнес.Цензор”.

В ответ на упомянутый вывод НКРЭКУ, в ДТЭК потребовали проведения детального расследования причин сложившейся ситуации. Комментируя ExPro предпосылки возникновения низких цен представители ДТЭК объяснили, что с начала мая на РДН значительно возросло присутствие трейдеров, которые начали предлагать объемы по ценам до 550 грн. / МВт-час. Это очень низкая цена для генерирующих компаний, ведь по данным производственного отчета “Энергоатома” по 2019 г., себестоимость генерации АЭС в декабре 2019 г. составила 560,4 грн./МВт-час. На РДН электроэнергию с такими ценами может предлагать “Гарантированный покупатель” (по решению НКРЕКП, он обязан продавать “зеленую” генерацию на РДН по ценам в диапазоне 10-1536 грн. / МВт-ч). Вероятно, часть объемов дешевого предложения приходится на “Гарантированного покупателя”, который выставляет такие позиции, чтобы не допускать значительного роста цены на РДН,

Однако, в ДТЭК считают, что именно частные трейдеры в течение мая значительно увеличили количество демпинговых заявок на РДН, тем самым вытеснив предложение генерирующих компаний.

В энергохолдинге отметили, что ряд частных трейдеров выкупили майский ресурс государственной генерации (“Энергоатома” и “Центрэнерго”) на аукционах “Украинской энергетической биржи” по средней цене около 1115 грн. / МВт-ч, что позволяло им выгодно перепродавать эти объемы на РДН, пока на этом сегменте рынка цена удерживалась на уровне около 1300 грн. / МВт-ч (первые 20 дней мая). Вероятно, трейдеры выставляли предложения по низким ценовым заявкам для того, чтобы просто попасть в рынок и потеснить постоянно присутствующих двух крупных игроков – “Энергоатома” и “Гарантированного покупателя”. Подача дешевой ценовой заявки на РДН не означает продажи электроэнергии по такой же цене, в результате торгов все объемы продаются и покупаются по единой средней цене (определяется на перекрестке кривых спроса и предложения), которая рассчитывается на каждый час.

Такой подход рискованный момент, чрезмерное количество дешевого предложения увеличивает вероятность того, что средняя цена на РДН также начнет обваливаться, что и стало происходить 23-24 мая и достигло пика 28-29 мая. В ДТЭК отмечают, что предложение по ценам до 550 грн. / МВт-ч именно в эти дни достигла максимальных значений. Также в энерхолдинге сообщили, что “ДТЭК Энерго” выставляет на продажу на РДН 15% своей генерации, как того требуют Правила рынка, но на фоне вытеснения объективно дорогой тепловой генерации демпинговым предложениями частных трейдеров, ДТЭК часть объемов действительно перевел на рынок двусторонних договоров , что позволило не останавливать работу ТЭС.

1 июня Агентство правительства США по международному развитию (USAID), которое оказывает консультативную поддержку НКРЭКУ, опубликовало собственный отчет о работе рынка. Агентство признало, что в течение карантина возможны случаи торговли искусственными объемами электроэнергии. Для исправления ситуации USAID рекомендовало комиссии изменить предельные цены на балансирующем рынке, а также ограничить предложение на различных сегментах рынка путем проверки объемов генерации.

Показательно, что о торговле “воздухом” эксперты и народные депутаты заявляют еще с января 2019 г. 3 июня замглавы комитета Верховной Рады по энергетике Алексей Кучеренко опубликовал документ, который свидетельствует, что “Оператор рынка” долгое время ежемесячно информировал НКРЭКУ, АМКУ и СБУ о наличии махинаций на рынке. Однако, очевидно эта информация игнорировалась до последнего момента. Когда ситуация стала невыносима, Андрей Герус а вслед за ним НКРЭКУ с идентичной позиции обвинила одного участника рынка.

Новые костыли

Комиссия почти так и сделала. 3 июня регулятор решил ввести дополнительные ограничения для трейдеров: НКРЭКУ обязала “Укрэнерго” проводить мониторинг сделок на рынке двусторонних договоров и на рынке “на сутки вперед”. Если системный оператор обнаружит, что трейдер выставил на продажу на РДН большие объемы, чем суммарный законтрактованный объем на рынке двусторонних договоров (с учетом экспорта и импорта), тогда такая компания на 7 дней будет лишена возможности участия в этих сегментах рынка (и на внутрисуточном рынке).

Кроме того, согласно решению комиссии, тепловая генерация будет обязана за день до продажи электроэнергии подавать в “Укрэнерго” информацию об остатках угля на складах и законтрактованные объемы природного газа, о удельную себестоимость производства электроэнергии и ремонты генерирующего оборудования. Объемы продаж электроэнергии операторами ТЭС не смогут превышать объемов, для производства которых достаточно имеющегося или законтрактованного топлива. Если тепловая генерация подаст на рынке двусторонних договоров заявку с объемами, которые будут превышать возможности топлива, “Укрэнерго” отклонит регистрацию таких заявок.

Данные решения, по словам члена НКРЭКУ Дмитрия Коваленко, были приняты с целью недопущения манипуляций на рынке электроэнергии. В то же время, ряд трейдеров назвали такой шаг нерыночным подходом. Например, в компании “Делайт Энерджи” решение комиссии считают вмешательством в хозяйственную деятельность производителей и бессмысленным, ведь запасы топлива могут быть увеличены в течение суток, а контракты изменены. По мнению участника рынка, такого рода административное вмешательство искажает рыночные принципы.

По информации источников ExPro, 3 июня в комиссию поступило строгое обращение АМКУ с требованием расследовать факты манипуляций трейдеров. “Это побудило быстрому принятию решений”, – говорит источник. Поэтому, комиссия решила проверить более 60 участников рынка. Показательно, что среди них нет компаний с орбиты Игоря Коломойского, на участие в манипуляциях которых ранее указывали участники рынка. А именно комиссия странным образом упустила “Юнайтед Энерджи” и государственное “Центрэнерго”, которое находится под управлением “понятных” людей.

Поэтому, 3 июня комиссия планировала ввести минимальные предельные цены для рынка “на сутки вперед”, но это решение было отложено из-за необходимости проведения консультаций с Антимонопольным комитетом. Следует заметить, что решение НКРЭКУ по продажам трейдерами только подтвержденных объемов и намерен ввести минимальные price caps свидетельствует, что в комиссии допускают наличие значительного демпинговой предложения на РДН, о которой упоминалось ранее.

Таким образом, для исправления ситуации регулятор вводит все новое и новое регулирование, которое профильная Facebook-сообщество уже успела назвать “новыми костылями” для рынка. Вместе с тем, Секретариат Энергетического Сообщества призывает украинскую власть двигаться к либерализации рынка, например, в Вене считают, что такие инструменты как price caps искажают рыночные сигналы. Недавно Министерство энергетики во главе с Ольгой Буславец начало предметный разговор с Энергетическим Сообществом на предмет ухода от товарного ПСО и внедрение финансовых механизмов. По словам Буславец, финансовое ПСО будет введено постепенно, решения для чего нарабатываются в Минэнергетики. Такой механизм возложения спецобязательств позволит работать “Энергоатома” и “Укргидроэнерго” в полноценном конкурентной среде, вывести их объемы электроэнергии в свободный рынок и получать прибыль (часть последних планируется изымать для нужд производителей из ВИЭ и обеспечения устойчивых цен для населения). Присутствие “Энергоатома” в сегменте двусторонних договоров (свободного рынка) придаст конкуренции и откроет доступ крупным потребителям в базовой генерации без посредников. Кроме того, если “Энергоатом” сможет регулировать объемы продаж, это поможет исправить сегодняшнюю ситуацию значительного присутствия атомной генерации на балансирующем рынке. Вывод “Гарантированного покупателя” на двусторонние договоры позволит уменьшить предложение на РДН, обеспечит дополнительные доходы предприятию. Также в “Укргидроэнерго” неоднократно заявляли о нецелесообразности распространения ПСО на гидроаккумулирующие станции.

Дальнейшая либерализации рынка безусловно связана с переговорным процессом с инвесторами в ВИЭ (уменьшение финансовой нагрузки, которое создает возобновляемая энергетика), а также поднимает вопрос о необходимости постепенного приведения цен для населения до рыночного уровня. Однозначно, этот путь не будет простым. В этом отношении уместно замечание НКРЭКУ, которая призвала стороны переговоров выработать и выполнить пакетное решение, которое не будет сводиться к повышению тарифа на передачу “Укрэнерго”.

Практика отвечать на вызовы зарегулированного рынка еще большим регулированием демонстрирует критические последствия для отрасли. По оценкам Министерства энергетики, общий дефицит на рынке в 2020 г. составит 50 млрд. грн. Большая часть этого дефицита это долги и убытки государственных компаний: “Энергоатома”, “Центрэнерго”, “Гарантированного покупателя” и “Укрэнерго”. Возвращаясь к аналогии, которая приведена в начале статьи, заметим, что хотя бурный океан и более рискованная среда, чем бассейн, однако – это естественная среда для рынка. Возможно, именно сейчас тот идеальный шторм, чтобы аккумулировать мужество и довести дело введения либерализованного рынка в Украине в надлежащее состояние. (Дмитрий Сидоров, ExPro/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий