Олег Диденко, директор ДК “Газ Украины”, директор по проблемной задолженности, газораспределительных систем и розничного газоснабжения НАК “Нафтогаз Украины” в 2014-2020 гг.

В 2018 г. как бытовой потребитель газа я перешел из “КиивГазЕнерджи” на обслуживание в ООО “Газоснабжающая компания” Нафтогаз Украины “(ГПК).

Тогда я руководил ХПК и показывал пример коллегам и сам на собственном опыте хотел почувствовать сложности такого перехода, которые искусственно создавала для потребителей Нацкомиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

С тех пор изменилось немного и преград меньше не стало: рынок поставки газа продолжает оставаться монополизированным, а у потребителей до сих пор нет выбора.

Что происходит и возможно ли это исправить?

О проблемах развития рынка природного газа

Чуть выше я упоминал об искусственных преградах, которые создавал регулятор в случае перехода потребителей на обслуживание в газоснабжающей компании “Нафтогаза”.

Чтобы не быть голословным, ниже привожу один из ответов НКРЭКУ по этому поводу.

Для демонополизации рынка поставок газа мы в 2018 г. вели переговоры с руководством “Приватбанка”, “Ощадбанка” и “Укрпочты”.

Был отработан четкий механизм их привлечения к сервису поставок природного газа для населения.

Однако, тогдашние акты НКРЭКУ, как и сейчас, не позволяли ввести такой механизм.

Закон “О рынке природного газа” декларирует принципы формирования свободного и конкурентной рыночной среды.

Впрочем, газовый сектор в Украине продолжает оставаться монополизированным газоснабжающими компаниями, аффилированными с операторами газораспределительных сетей.

Этому в значительной степени способствует действующая регуляторная база, а именно Правила поставки природного газа.

Этот документ противоречат требованиям Директивы ЕС 2009/73 / ЕС из-за наличия большого количества препятствий и чрезмерной договорной документации.

Например, чтобы перейти к другой газоснабжающей компании, предварительно необходимо получить справку об отсутствии задолженности перед действующим поставщиком.

Итак, заменить поставщика ” в один клик “, как это кое-кто озвучивает, пока, к сожалению, не получается.

ПСО: быть или не быть

В последнее время в СМИ и профессиональных кругах продолжают активно обсуждать вопрос Переход к свободному рынку поставки природного газа для населения и отмене так называемого “ПСО” (Public Service Obligation, спецобязательства, положенные правительством на “Нафтогаз”, по продаже газа для нужд населения и теплокоммунэнерго (ТКЭ) по фиксированной цене – ЭП).

Для этого необходимо решить ряд вопросов.

Ключевое – упростить процедуру смены поставщика природного газа, которая сейчас слишком усложненной.

Отмена ПСО планировалось осуществить с 1 мая 2020 года. Однако Кабмин продлил до 1 мая 2021 действие постановления правительства 2018 №867.

Продлив действие упомянутого постановления, Кабмин также продолжил газосбытовым предприятиям в 1 июля 2020 г. выполнения функций ПСО для бытовых потребителей.

Впрочем, к новой дате остается меньше месяца, а надлежащей нормативной базы для открытия свободного рынка поставок газа для населения пока нет.

Что надо сделать, чтобы заработал рынок газа для населения

27 марта 2020 НКРЭКУ разместила на своем сайте проект изменений в собственных актов, касающихся правил поставки газа, и только 10 июня на сайте регулятора появилось сообщение о принятии указанного акта.

Обеспечивает принятое НКРЭКУ постановление максимальное упрощение процедуры смены поставщика газа? Видимо все-таки нет.

Ключевая здесь, по моему мнению, ошибка регулятора – желание оставить доминирующее положение газоснабжающих компаний в вопросе доступа к базам данных бытовых потребителей.

Хотя должно быть наоборот – зарегистрированные поставщики должны предлагать потребителям свои условия, пользуясь полным доступом к базе данных таких потребителей по всей стране.

Это не должно быть прерогативой определенных облгазов.

То есть, необходимо создать единый, открытый для всех поставщиков, реестр бытовых потребителей. Теперь же каждый поставщик реестр собственных потребителей, который является закрытым для других поставщиков.

С “плюсов” – документ НКРЭКУ наконец отменяет необходимости получения упомянутой выше справки об отсутствии задолженности. Однако это принципиально проблему все равно не решает.

И никаких трех дней для смены поставщика, как уже некоторые попытается представить: пункт 9 нового раздела V однозначно определяет, что смена поставщика должна быть завершена в срок не более трех недель со дня получения новым поставщиком заявления-присоединения к договору поставки природного газа от бытового потребителя.

Что необходимо сделать для реального упрощения

В первую очередь, необходимо внести изменения в Закон “Об обеспечении коммерческого учета природного газа” – во исполнение Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС в энергетической сфере.

Соответствующий проект закона №2361 находится в Раде еще с октября 2019 года.

По моему мнению, нет особой необходимости менять статью 14 Закона Украины “О рынке природного газа”, как это до последнего времени активно подавалось НКРЭКУ и облгазами и связанными с ними газоснабжающими компаниями и некоторыми экспертами.

Нормы статьи полностью согласуются с положениями газовой директивы ЕС 2009/73 / ЕС, согласно которым государства-члены “следить за тем, чтобы квалифицированные потребители могли легко сменить поставщика по собственному желанию”.

Бытовые потребители должны иметь в своем распоряжении свои данные о потреблении и иметь возможность при явном согласия и бесплатно предоставлять любому зарегистрированному предприятию-поставщику доступ к своим данным учета.

Сторона, ответственная за управление данными, обязана предоставить эти данные предприятию. Государства-члены определяют формат данных и порядок доступа поставщиков и потребителей к данным.

По моему мнению, почти идеальным вариантом полной имплементации в этой части указанной газовой директивы является именно принятие упомянутого законопроекту №2361.

Есть, кстати, подобный законопроект №6391-1 – по созданию единой базы абонентов потребителей природного газа. Он выносился в сессионный зал 1 марта 2018, но для его принятия не хватило всего одного голоса.

В конце концов, действующее законодательство не является для НКРЭКУ препятствием основательно, а не “косметически” (как это предусмотрено их проектом постановления), упростить процедуру смены поставщика газа для бытовых потребителей.

Что может сделать правительство после 1 июля 2020

Итак, как уже отмечалось, с 1 июля 2020 теряет силу правительственное постановление № 867, которая возлагает спецобязательства (ПСО) по продаже газа населению по фиксированной цене.

Итак, “Нафтогаз” освобождается от обязательств осуществлять обязательную продажу газа газопоставляющим предприятиям, имеющим договоры на поставку природного газа населению.

Сегодня компании, которые осуществляют поставки газа населению, задолжали “Нафтогазу” 24,3 млрд. грн. Учитывая это и прекращение спецобязательств “Нафтогаз” может отказать в продаже природного газа предприятиям-должникам.

В то же время, согласно правилам, поставщики, без газа, обязаны будут проинформировать население о необходимости перехода к другому поставщику.

Однако население ни организационно, ни психологически не готово к срочной смены поставщика. Поэтому газораспределительные предприятия вынуждены будут срочно прекратить газоснабжение, а это около 13 млн. абонентов.

Принять меры по прекращению газоснабжения для такого большого количества абонентов за небольшой промежуток времени фактически невозможно.

То есть, есть риски, что в течение определенного периода времени населения будет потреблять газ без договора с поставщиком. А это значит, что у газораспределительных предприятий значительно увеличится задолженность перед оператором ГТС, которая сейчас составляет около 1,4 млрд. грн.

Что в таких условиях может сделать правительство?

Прежде всего необходимо сделать так, чтобы другие поставщики получили такие же возможности поставки природного газа для населения, как и нынешние газосбытовые предприятия.

Так, со 2 июля 2020 года “Нафтогаз” должен стать для всех бытовых потребителей гарантированным поставщиком, кроме тех, которые имеют своих поставщиков. Чтобы на рынке не было коллапса и проблем у оператора ГТС.

Также должна быть рыночная цена на природный газ. Для этого предлагается принять отдельное постановление правительства, которое урегулирует процедуру поставки газа для населения, возможно на определенный переходный период, скажем до 1 мая 2021 г.

Ключевым в таком постановлении должно быть определение цены на газ.

Согласно постановлению правительства по ПСО – №867 – “Нафтогаз” формирует свою цену по формуле, которая базируется на цене импортного паритета по котировкам одного из крупнейших газовых хабов – нидерландского TTF.

Возникает вопрос, почему цена определяется именно на основании котировок этого газового хаба? Здесь все просто.

Во-первых, объем газа, которого не хватает, “Нафтогаз” закупает на европейском рынке, поскольку не получает с 2015 года ресурс с российского направления.

Для полноценного обеспечения Украины газом не хватает 1/3 от необходимого ресурса. То есть, около 70% газа для нужд страны добывается в Украине.

Почему же тогда цена на газ не базируется на базе внутреннего ресурса, хотя бы в соответствующей пропорции?

Для этого нужно знать украинский рынок природного газа и то, кто наиболее выигрывает от цены выше чем она могла быть – 70% распределения и розничного рынка принадлежит “Региональной газовой компании” (РГК) Дмитрия Фирташа.

Во-вторых, “Нафтогаз” за пять лет не смог построить в Украине хотя бы небольшой газовый хаб, что дало бы возможность отказаться от ПСО и уменьшить в определенных диапазонах цену на газ, а не присваивать себе как собственную заслугу резкое падение цен на газ на мировом рынке.

Кстати, что будет делать “Нафтогаз”, если цена будет стремительно расти в соответствии с формулой?

Что мы хотим получить в результате

Введение новой схемы поставок газа дает возможность гарантировать бесперебойные поставки газа населению и способствовать конкуренции.

Поставщики смогут предлагать более низкие цены за счет возможного доступа к более дешевому ресурса, оптимизации операционных затрат и предлагать любые другие условия поставки для населения.

В любом случае, для либерализации рынка розничного природного газа для населения времени остается мало, а требования МВФ никто не отменял. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий