Приближение даты возможной отмены действия ПСО на рынке газа для населения разожгло дискуссии вокруг проблем и преимуществ от открытия этого сегмента рынка. Игроки рынка активно обсуждают проблему долгов, смены поставщика, обеспечение ресурсом газа и другие вопросы.

Вместе с тем, не менее важным является подход, который будет применен к определению цены газа, будет поставляться бытовом потребителю. Свободный рынок ориентирован на ценообразование по принципу “европейский хаб + доставка”, которым будет ценообразования для населения – еще остается, однако большинство игроков сходятся во мнении о целесообразности применения именно индикативов европейского рынка с учетом доставки в Украину.

Украинский рынок газа прошел за последние годы значительный путь реформирования. Большинство игроков признают, что оптовый рынок и поставки промышленным (юридическим) потребителям стали либерализованными и высококонкурентным. Однако, остаются две категории потребителей, для которых действует механизм возложения специальных обязанностей – это население и теплокоммунэнерго.

Разговоры о запуске рынка для бытового потребителя (12500000 потребителей, объем потребления – 8 млрд. куб. м в год) ведутся уже не первый год, более того, в прошлый раз это планировалось сделать с 1 мая 2020 г. Тогда это решение было отложено ввиду неготовности участников рынка, его инфраструктуры к открытию свободных продаж населению. Согласно последнему решению Кабинета министров (принятого 1 июля), запуск рынка для населения перенесен в начале августа 2020г. Поэтому сегодня ведется дискуссия по проблемам, которые остается решить за короткий период.

На этот раз все больше и больше стейкхолдеров склоняются к мнению, что стоит все-таки открыть рынок. В частности, в пользу этой позиции приводится факт низких цен на европейском и украинском оптовых рынках, а также большие запасы в подземных хранилищах, что дает уверенность в отсутствии предпосылок для значительного роста цены, а следовательно – меньших затрат из бюджета на ее субсидирование.

“Ценовая ситуация на рынке способствует намерениям правительства либерализовать рынок газа для населения с 1 июля (ред. – цитата озвучена последнему решению правительства). В межотопительный сезон предпосылок для роста цен значительно меньше, чем в холодное время года. Исторически низкие цены, большие запаса газа в европейских и украинских хранилищах и летний период – все это позволит сделать плавный и безопасный переход для украинских потребителей к свободному рынку “, – высказал свое мнение председатель правления НАК “Нафтогаз Украины” Андрей Коболев.

Также недавно НКРЭКУ приняла решение об упрощении процедуры смены поставщика газа. Согласно новым правилам, эта забота фактически ложится на плечи нового заинтересованного поставщика. По словам Коболева, такой шаг позволит преодолеть “газовое крепостничество”.

В качестве аргумента для открытия рынка низкие цены также приводит глава Секретариата Энергетического Сообщества Янез Копач. Он считает, что Украина готова к либерализации рынка газа для бытового потребителя, но с сохранением внимания к потребностям незащищенных слоев населения. По словам Копача, пандемия коронавируса не имеет помешать процессу либерализации рынка газа.

“За” запуск рынка для бытового потребителя высказались и частные поставщики, которые уже имеют значительный опыт работы с юридическими клиентами. Например, компания “Энерджи Трейд Групп” отметила, что открытие рынка для населения – это очередной этап выполнения требований Третьего энергетического пакета. Более того, компания заявила о намерении начать поставлять осуществлять поставки населению, подготовку к чему “Энерджи Трейд Групп” уже ведет несколько лет.

Вместе с тем, конечно, присутствует ряд проблем, требующих решения. Копатель отнес к таким следующие: оплата небалансов, установления надлежащих тарифов на распределение газа и укрепления независимости “Оператора газотранспортной системы Украины”.

По словам Коболева, для запуска рынка необходимо обеспечить административную простоту смены поставщика, запретить на один год отключать от газоснабжения потребителя за низкого уровня оплаты после перехода к новому поставщику, решить вопрос старых долгов (газсбыты должны “Нафтогазу” больше 24 млрд. грн.) и перейти к энергетических единиц измерения объемов газа.

Говоря о долгах потребителя перед существующим поставщиком газа, Коболев считает, что эта проблема не должна стать препятствием для запуска рынка и возможности смены поставщика.

Большинство участников рынка выделяют еще одну существенную проблему – это отсутствие поставщика “последней надежды”, который должен обеспечить поставку газа для потребителей, которые не смогут выбрать поставщика или поставка для которых будет сорвана по вине поставщика. Как показывает опыт запуска рынка электроэнергии, выполнение функции Пона – это неблагодарное дело, ведь ему выпадают проблемные потребители со значительной долговой историей. Для определения компании, которая будет поном на рынке газа, правительство уже объявило конкурс. Недавно исполнительный директор по трансформации группы “Нафтогаз” Отто Ватерландер заявил, что НАК готов взять на себя роль поставщика “последней надежды”.

В дискуссии об открытии рынка также важно мнение нынешних поставщиков газа населению – газсбытов. По словам директора “Закарпатгазсбыт” Виктории Тимонец, после открытия рынка в газсбытов и других поставщиков возникнет проблема закупки объемов газа, необходимых для обеспечения потребностей населения, на свободном рынке. Она отметила, что за эти объемы надо будет заплатить предоплату, для которой у газсбытов нет оборотных средств. Тимонец также подвергла критике правила НКРЭКУ по смене поставщика, по ее мнению, они являются дискриминационными по отношению к сегодняшним поставщикам, перед которыми накопились долги в период карантина.

“За эти месяцы население накопило долги … но мы лишены с марта месяца до окончания карантина (а мы не знаем, когда он будет закончен) плюс 30 дней права отключать потребителей. Где здесь равенство сторон? “, – сказала она.

Кроме того, не стоит забывать, что запуск рынка газа для населения (именно с 1 июля) – это обязательство, которое взяла на себя Украина, подписывая новую программу кредитования с Международным валютным фондом в общем размере $ 5 млрд.

Как признается цена на газ для населения?

Пожалуй, наиболее острый вопрос на любом рынке – это цена. Свободный рынок газа, которым рано или поздно должны стать поставки газа для населения и ТКЭ, ориентированный на механизм ценообразования “европейский хаб + доставка”. Это объясняется тем, что хотя “Укргаздобыча” и добывает 70% украинского газа, однако ее ресурс идет на обеспечение специальных обязанностей, в то время как значительную долю на свободном рынке занимает импорт газа из стран Европы. В 2019 г. импорт составил 14250000000 куб. м, для сравнению собственную добычу в прошлом году составил 20600000000 куб. м.

Цена на природный газ для населения определяется административно – постановлениями Кабмина. Например, с ноября 2018р по май 2019р цена газа в рамках ПСО составляла 8 548,9 грн./тыс. куб. м (с НДС). Таким образом, в феврале-апреле 2019 г. цены на газ для бытовых потребителей были выше, чем цены на оптовом рынке, в связи с чем Кабмин решил пересмотреть механизм ценообразования.

С 1 мая 2019 г. цена ПСО уже определялась согласно Постановления КМУ от 03.04.2019 №293. Новый подход предусматривал, что цена поставки для населения и ТКЭ должна быть равна минимальному из четырех значений:

– средняя таможенная стоимость импортного газа, которая сложилась в процессе его оформления при ввозе на территорию Украины, по итогам предыдущего газового месяца этот показатель публикуется Министерством экономического развития и торговли;

– средневзвешенная цена месячного ресурса газа (с поставкой в следующем месяце), который торговался на “Украинской энергетической биржи”;

– цена поставок газа “Нафтогазом” для промышленных потребителей при условии предварительной оплаты, действовавшей в предыдущем месяце;

– цена продажи газа “Нафтогазом” для промышленных потребителей, действовавшей в июле-сентябре 2018 г. (8981 грн./тыс. куб. м) умноженная на коэффициент дисконта (с 1 мая 2019 – 0,8).

Чаще всего для расчета цены ПСО, которая с 1 мая 2019 менялась ежемесячно, использовали результаты торгов на “Украинской энергетической биржи”, поскольку это был самый низкий показатель.

С началом 2020 правительство решило изменить ценообразование и перейти к методике “европейский хаб + доставка”. Согласно Постановления КМУ №17 от 24 января 2020 г., механизм ценообразования для ПСО были привязаны исключительно к европейским хабов. Основным индикативом стали результаты биржевых торгов, которые происходили с 1 по 22 число расчетного месяца на крупнейшем в Европе газовом хабе (ТТF, Нидерланды). Важно отметить, что цена газа для украинских потребителей не может просто равняться хабу, обязательно должна быть учтена доставка к потребителю в Украине. Поэтому Постановление №17 учитывает также стоимость транспортировки через все необходимые ГТС стран Европы и тариф на вход в украинскую ГТС на западной границе.

Однако в марте 2020 после проведения успешного и крупного тендера (1760000000 куб. м) на закупку газа “Оператором ГТС Украины” (для балансировки и технологических потерь), “Нафтогаз” при расчете цены для потребителей по ПСО начал выбирать из двух возможных опций:

– цены по методу “европейский хаб + доставка”, согласно с постановлением КМУ;

– средневзвешенная цена победителей-поставщиков газа для “Оператора ГТС Украины”.

В марте-апреле 2020г цену ПСО было рассчитано именно по результатам торгов ОГТСУ. Но, стоит заметить, что цены на торгах “Оператора ГТС Украины” формируются исходя из ценового индикатора европейского хаба – NCG (Германия). Таким образом, так или иначе цены поставки населению в рамках ПСО определялись и определяются с учетом ценовые индикативы европейских хабов с учетом доставки на украинский рынок.

Что дальше?

После открытия сегмента поставок для населения, цены для потребителей будут определяться по усмотрению компаний-поставщиков. Например, СЕО компании Energy Trade Group Владимир Шведкий заявил, что пока неизвестно, какая модель ценообразования будет применяться после отмены ПСО, однако его компания предпочитает ценообразованию “хаб + доставка”.

“Сейчас на рынке нет внутреннего прозрачного индикатива, на который можно ориентироваться, потому по нашему мнению” импортный паритет “- это единственный доступный механизм ценообразования на рынке газа для населения”, – сказал он.

Подобное мнение также выразил и другие участники рынка, в том числе один из лидеров по добыче газа среди частных игроков и импортер – компания “Укрнефтебурение”.

“Большинство формульных привязок могут быть выгодны или поставщику, или потребителю в отдельные месяцы. При использовании методики “импорт + доставка” выигрывают обе стороны, поскольку вы автоматически привязываетесь к частным торгов на ликвидном рынке Европы “, – отметили в компании.

В газоснабжающей компании “Тернопольоблгаз” считают, что привязка к ликвидным европейских хабов с учетом доставки является очень хорошим подходом, ведь Украина является импортером газа.

“Мы привязаны к европейским хабов и это правильно, это дает возможность для прозрачного ценообразования. Эта привязка является репрезентативной, поскольку мы импортером “, – сказала заместитель директора по финансовым вопросам” Тернопольоблгаз “Юлия Демчик, добавив, что дополнительным ценовым индикатором внутреннего рынка являются цены, которые формируются на” Украинской энергетической биржи “.

По ее словам, для открытия рынка для населения важно, чтобы клиент знал цену на газ на следующий месяц, чтобы она не определялась по 20 с лишним дней текущего месяца. Также Демчик указала, что поставщики будут иметь в ценах для конечного потребителя учитывать стоимость небалансов, кроме того, она отметила, что “Нафтогаз” будет иметь преимущества перед другими поставщиками, ведь он обладает ресурсом газа добычи “Укргаздобыча” и имеет доступ к дешевому финансового ресурса.

В “Нафтогазе” убеждены также, что пока индикативом будет оставаться европейский рынок, но со временем должно возникнуть украинский индикатор.

“В условиях свободного рынка газа, который предусматривает конкуренцию между поставщиками за клиента, важно сформировать ресурс по благоприятной цене. Ценообразование на европейском хабе очень выгодными для украинских потребителей и это реальность для украинского рынка сегодня. Но украинский индексная цена однозначно появится через несколько лет. Она будет коррелировать с европейскими хабами, поскольку Украина сейчас – интегрированная часть европейского газового рынка “, – сказал директор” газоснабжающей компании “Нафтогаз Украины” Максим Рабинович. По его словам, пока в Украине нет индексной цены для заключения долгосрочных контрактов на поставку газа.

Кроме компаний, свое мнение о дальнейшей либерализации рынка высказали представители Европейской Комиссии. По словам руководителя группы поддержки Украины по вопросам энергетики и окружающей среды ЭК Торстена Воллерт, комиссия выражает Украины полную поддержку в дальнейшем реформировании рынка газа, а также рекомендует прилагать усилия для согласования правил украинского рынка по европейским правилам.

О важности ценообразования с ориентиром на европейские хабы свидетельствует решение Кабмина, которое было принято 25 июня. Согласно этому решению, правительство утвердило формулу ценообразования для газа поставщика “последней надежды”, которая конура базироваться на котировках немецкого хаба NCG. Таким образом, еще до открытия рынка большинство участников рынка, как и компании-трейдеры (частные и государственные), так и само государство ориентируется на ценообразование по принципу “хаб + доставка”, как на прозрачный и надежный индикатив для украинского рынка. (Михаил Свищо, Дмитрий Сидоров, ExPro/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий