Парламентский комитет по энергетике предложил проголосовать за закон о реструктуризации тарифов для солнечных (СЭС) и ветряных (ВЭС) электростанций.

Комитет Верховной Рады по вопросам энергетики и ЖКХ поддержал законопроект №3658, рекомендовав принять его в первом чтении. Документ, внесенный Кабинетом министров, может урегулировать девятимесячные споры между украинскими властями и инвесторами в возобновляемую энергетику о том, по какому тарифу будет в дальнейшем закупаться их электроэнергия. Власти добивались снижения тарифа, поскольку это позволило бы уменьшить неподъемные платежи в адрес “зеленой” энергетики. И это должно в какой-то степени разрешить проблему значительных долгов, которые накопились на рынке электроэнергии между разными его субъектами.

10 июня правительство и профильные ассоциации, объединяющие инвесторов ВИЭ, подписали меморандум, по которому инвесторы согласились с реструктуризацией тарифа, а правительство – обязалось погасить до конца года долги перед “зеленой” генерацией, которые уже достигли 15 млрд. грн. Документ подписали Украинская ветроэнергетическая ассоциация (УВЭА) и Европейско-украинское энергетическое агентство (ЕУЭА). А вот Украинская ассоциация возобновляемой энергетики (УАВЭ) отказалась подписывать меморандум.

Берите калькуляторы

Законопроект предусматривает изменения тарифа для станций в зависимости от срока их ввода в эксплуатацию.

Например, для самых “старых” станций (введенных в эксплуатацию до 30 июня 2015 г.) предусмотрено следующее: для СЭС будет установлен предельный тариф 220 евро/Мвт-ч, тогда как сейчас для станций до 10 МВт мощности он составляет 305-465 евро/МВт-ч, свыше 10 МВт – 170-259 евро/МВт-ч. Для ветровых же станций (ВЭС) тариф останется неизменным – 113 евро/МВт-ч. Тариф СЭС этого периода постройки снижается радикально, но нужно понимать, что суммарная мощность таких станций относительно невелика – на конец 2015 г. она составляла всего лишь около 0,8 ГВт.

Далее идут станции, построенные в период с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2019 г. Это основная масса, их мощность составляет приблизительно 5,5 ГВт. Для СЭС сегодня тариф составляет 150-169 евро/МВт-ч, и он будет снижен в зависимости от мощности станций: 1 МВт и более – на 15%, мощностью до 1 МВт – на 10%. Для ВЭС нынешний тариф в 102 евро/МВт-ч будет уменьшен на 7,5%.

Третья группа станций – введенные в эксплуатацию после 1 января этого года и те, которые будут позднее. Для СЭС 2020 г. тариф сегодня составляет 112,5 евро/МВт-ч, для СЭС 2021 г. – 109 евро/МВт-ч. Законопроект предлагает для станций мощностью 1 МВт и более, которые будут введены до 31 июля текущего года, снизить тариф на 2,5%, а вот СЭС, которые будут введены начиная с 1 августа будет предусмотрено самое большое снижение – минус 60%. Для СЭС мощностью до 1 МВт предлагается снизить тариф на 2,5%.

Ветряные электростанции, введенные в эксплуатацию после 1 января 2020 г., имеют тариф 90,5 евро/МВт-ч, его предлагается снизить на 2,5%.

Управляющий партнер компании IMEPOWER Юрий Кубрушко рассказал “ДС”, что принятие законопроекта в том виде, в котором он подан в Раду, позволит снизить платежи в адрес “зеленой” энергетики приблизительно на 6,5 млрд. грн. в год, и если произойдет снижение тарифов уже с 1 июля этого года, то только в этом году государственное предприятие “Гарантированный покупатель”, которое оплачивает электроэнергию станциям на ВИЭ, сэкономит около 3,3 млрд. грн.

Долги наши тяжкие

Однако только одной реструктуризацией тарифа нельзя решить проблему погашения долга ГП “Гарантированный покупатель” перед “зеленой” энергетикой. Этот долг по состоянию на средину июня составляет уже 15 млрд. грн., а к концу этого месяца может вырасти до 17-18 млрд. грн.

Основным источником доходов ГП “Гарантированный покупатель” являются платежи от НЭК “Укрэнерго” – оператора объединенной энергетической системы. В свою очередь “Укрэнерго” получает деньги, предоставляя услуги по передаче электроэнергии по своим сетям для промышленных предприятий, и сумма собираемых платежей зависит от тарифа на передачу, который устанавливает НКРЭКУ (Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в энергетике и коммунальных услуг).

Другими словами, основной источник денег для выплат “зеленой” энергетике – это платежи промпредприятий за доставку к ним электроэнергии, и чем выше тариф на эту передачу, тем больше средств сможет саккумулировать “Гарантированный покупатель” для дальнейшей выплаты “зеленой” генерации.

По словам Юрия Кубрушко, именно неутверждение регулятором (НКРЭКУ) тарифа на достаточном уровне и спровоцировало формирование нынешнего 15-миллиардного долга. В средине прошлого года НКРЭКУ попыталась повысить тариф на передачу с 80 грн. за 1 МВт-ч до 350 грн., но это вызвало бурный протест промышленности, в результате чего тариф был поднят только до 100 грн., и к концу года – до 155 грн.

Сейчас же НКРЭКУ предлагает резко повысить тариф на передачу – до 596,48 грн. за 1 МВт-ч, и промышленные предприятия опять недовольны. В частности, против этого выступила компания ДТЭК.

По мнению Юрия Кубрушко, НКРЭКУ могла бы повысить тариф, но сделать это нужно плавно и прогнозированно – чтобы потребители знали, что их ожидает. Также эксперт отметил, что за последний год цена на электроэнергию снизилась: в частности, на рынке “на сутки вперед” – с 1,6 тыс. грн. за 1 МВт-ч до 1,2 тыс. грн., поэтому повышение тарифа на передачу на 400 грн. за 1 МВт-ч означает, что промышленный потребитель заплатит за электроэнергию (как за сам товар, так и за его доставку) столько же, сколько и в прошлом году.

Также Юрий Кубрушко отметил, что ЕБРР выразил готовность предоставить “Укрэнерго” кредит на несколько миллиардов грн., “Укрэнерго” погасило бы свои долги перед ГП “Гарантированному покупателю”, а тот – перед “зеленой” энергетикой. Низкая процентная ставка этого кредита позволила бы “Укрэнерго” со временем вернуть его без особых проблем.

Больше ответственности

Кроме реструктуризации тарифа, согласно рассматриваемому законопроекту, “зеленая” энергетика также должна будет повысить свою ответственность за небалансы и оплачивать их из своего кармана. Сегодня СЭС и ВЭС подают “Гарантированному покупателю” (а тот – “Укрэнерго”) графики производства электроэнергии: сколько и когда они произведут. Если электроэнергии произведено больше или меньше, это называется “небаланс” и его покрывает “Гарантированный покупатель” из своего кармана. А ВЭС и СЭС не несут никакой материальной ответственности за “небалансы”.

Законопроект же предполагает, что с 2021 г. ВИЭ будут оплачивать 50% стоимости небаланса, а с 2022 г. – все 100%. По словам Юрия Кубрушко, это позволит “разгрузить” ГП “Гарантированный покупатель” на 1-2 млрд. грн. в год.

Аукционы – не панацея

Еще одним рычагом сбалансирования рынка электроэнергетики должна была стать система аукционов, на которых право воспользоваться господдержкой смогут те инвесторы в “зеленую” энергетику, предложившие самый низкий тариф на свою электроэнергию. Министерство энергетики планирует, что система аукционов будет запущена в следующем году.

Однако Юрий Кубрушко не ожидает, что это приведет к значительному снижению тарифов на “зеленую” энергетику. По его мнению, уровень заявок на тариф от инвесторов будет зависеть, прежде всего, от степени рисков реализации этих проектов и стоимости привлечения финансирования. “Если у нас можно привлечь финансирование под 7% годовых в евро, а в Германии – под 2%, то никогда цена на аукционе в Украине не будет близкой к цене на аукционе в Германии. Просто потому, что у нас стоимость капитала – в 3-4 выше”, – сказал он.

Также он отметил, что сам факт, что в Украине уже 9 месяцев идет дискуссия вокруг реструктуризации тарифов, а “Гарантированный покупатель” в течение 4 месяцев не оплачивает полностью электроэнергию ВИЭ, говорит будущим инвесторам о том, что Украина – высокорисковая страна.

Впрочем, большие риски финансирования инвестиций в Украине все же вряд ли станут причиной для установки на “зеленых” аукционах тарифов, сравнимых с действующими космическими расценками. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий