Одними из самых распространенных электротехнических устройств являются силовые трансформаторы. Они используются на электротехнических подстанциях для передачи электрического тока от электростанции к потребителю.
Такого плана устройства зачастую значительных размеров и имеют достаточно сложную конструкцию, что обуславливает необходимость в регулярном профессиональном обслуживании.
Стоит отметить, что производство силовых трансформаторов – это многоэтапный и трудоемкий процесс, требующий серьезной организации всех стадий производства, соответствующих стандартам ГОСТа.
Монтаж
Существуют особенности монтажных работ силовых трансформаторов, которые определяются мощностью, габаритами и весом элементов силовых трансформаторов.
Так, монтаж силовых трансформаторов осуществляется двумя способами:
-
установка в собранном виде;
-
монтаж изделий со снятыми радиаторами, расширителями и другим навесным оборудованием.
В первом случае готовое изделие при помощи спецтехники для проведения погрузочно-разгрузочных работ устанавливают на подготовленную площадку. После установки трансформатор готов к работе. Перед подключением трансформатор ещё раз проверяют и подводят к нему ток.
При монтаже трансформатора по частям процесс существенно отличается и имеет несколько этапов:
-
Радиаторы необходимо обработать чистым трансформаторным маслом и проверить на отсутствие протечек согласно рекомендациям производителя. Затем радиаторные блоки подсоединяют к корпусу, установив между стыковочными элементами уплотнители;
-
Расширитель трансформатора перед монтажом промывают трансформаторным маслом, устанавливают его и начинают монтаж газового реле;
-
Затем крепят индикатор уровня масла и устанавливают ремкомплет для трансорматора;
-
После следует промывка выхлопной трубы чистым трансформаторным маслом и ее монтаж;
-
Устанавливают выхлопную трубу таким образом, чтобы масло не попадало на трансформатор и соседнее оборудование, в случае его распыления – используют установку заградительного щитка;
-
Следующим этапом идёт установка температурного датчика;
-
После заливают трансформаторное масло – сначала подают в радиаторы до максимального заполнения, затем доливают масло в бак до необходимого уровня. Сколько необходимо будет использовать масла можно будет отследить по датчику уровня масла;
-
После завершения монтажа трансформатор испытывают с соблюдением рекомендаций завода-изготовителя.
Ремонт
Так или иначе, но даже надёжные трансформаторы периодически выходят из строя.
Причин может быть несколько:
-
неправильная эксплуатация силовых трансформаторов;
-
механические повреждения корпуса;
-
естественный износ изоляторов и масла.
Ремонтные работы силовых трансформаторов – непростой процесс, который следует поручить специалистами высокого уровня квалификации.
В случае поломки трансформатора ремонт проводится в несколько этапов:
-
Транспортировка трансформатора;
-
При погрузочных работах необходимо следить, чтобы угол наклона изделия на транспортной платформе был не более 15 градусов;
-
Трансформатор закрепляется при помощи растяжек и клиньев, что обеспечивает его устойчивое положение во время транспортировки;
-
Диагностика проблем силовых трансформаторов – специалисты проводят первичный визуальный осмотр, проверяют состояние вводов и изоляторов, целостность прокладок и уплотнителей, выявляют механические повреждения и разгерметизацию ёмкостей, а также берут масло на химический анализ и для испытаний на пробой;
-
После внешнего первичного осмотра из трансформатора в отдельный бак сливают масло и извлекаюты внутреннюю часть;
-
Происходит проверка силовых трансформаторов на целостность электрических цепей, состояние обмоток и степень износа волокнистой изоляции;
-
После выяснения причин поломки – ремонт – если речь идет об активной части трансформатора (магнитопровод, верхнее ярмо, изоляция), то стараются производить минимальное вмешательство в структуре этого комплекса, чтобы полная разборка не увеличивала время ремонта, а также не создала угрозу повреждения сердечника и заводской изоляции, что существенно отражается на ресурсе трансформатора;
-
Сборка. После устранения неполадок трансформатор собирают с соблюдением порядка сборки и правил техники безопасности.
После установки активной части, в трансформатор заливают масло до необходимого уровня и крепят все съемные части, а изделие перевозят на место его эксплуатации. Перед запуском трансформатор засыпают необходимое количество сорбента (воздухоосушителя) и проверяют работоспособность изделия.
Также помимо аварийного ремонта внимание стоит уделять текущему техническому обслуживанию силовых трансформаторов. По регламенту такого рода обслуживание проводится раз в год, но в зависимости от нагрузки и срока эксплуатации изделия, плановые профилактические работы могут осуществляться чаще, чем раз в год.
Профилактика
Основные мероприятия при плановых проверках состояния трансформаторов:
-
осмотр устройства на предмет выявления повреждений;
-
долив масла;
-
чистка распределителя;
-
проверка состояния изоляторов;
-
проверка спускного крана;
-
замена уплотнителей;
-
осмотр и чистка системы охлаждения.
При необходимости производят регламентные испытания силовых трансформаторов на работоспособность при повышенных нагрузках и другие мероприятия, указанные в нормативных актах.
В случае длительной эксплуатации изделий выделяют следующие наиболее часто встречающиеся неисправности силовых трансформаторов:
-
нарушение целостности электрических цепей;
-
естественный износ изоляции;
-
разложение масла при длительной эксплуатации и работе на предельных нагрузках;
-
выход из строя вводов и переключателей.
Стоит отметить, что при правильной эксплуатации, отсутствии перегрузок и регулярном техническом обслуживании вероятность выхода изделия из строя в аварийном режиме существенно снижается.
Существует ряд приспособлений в устройстве для защиты силовых трансформаторов от неправильной эксплуатации или риска возникновения поломки:
-
Прежде всего – это газовое реле, срабатывающее в случае нарушения целостности устройства;
-
Следующий способ предотвращения поломки – это отключение при коротком замыкании или перегрузке;
-
Ещё один способ предотвращения проблем с трансформатором – срабатывание защитного механизма при неисправности системы охлаждения;
-
Последний – аварийное отключение при уменьшении уровня масла ниже критической отметки.